Сообщество «Салон» 10:35 10 марта 2023

Любите современную архитектуру!

выставка «Сталь. Стекло. Бетон» в Музее Архитектуры имени Алексея Щусева
9

«Любите современную архитектуру за её стремление к сути, к сочетанию мастерства и фантазии. Оцените эволюцию её культурного и художественного развития и социальную эволюцию, частью которой она является. Поймите её страстность».

Джо Понти, ведущий итальянский архитектор XX века

Высшая задача фотографа, если он, конечно, творец, а не подёнщик, сделать обыденное – волшебным, тривиальное – ярким, а скучное – привлекательным. Для фотохудожника Михаила Розанова, деятельность которого я уже не раз освещала, это – норма. Он «оживляет» и делает манящим то, мимо чего все ходят, не замечая. Его муза и грёза – архитектура, безлюдный город, хотя, нельзя сказать, что Розанов чурается «живой натуры» - его работы для журнала Vogue столь же эффектны. Вместе с тем, у каждого мастера – свои обожаемые темы и подобно тому, как Александр Родченко предпочитал городскую суету, наполненную людьми, трамваями да гомоном пионеров, Михаил Розанов ловит минуты безмолвия.

Розанов – продолжатель и антипод Родченко. Продолжатель – потому что замечает ракурсы, какие никто более не видит. Антипод – ибо любит статику, ища её там, где мгновение назад была динамика. Искушённый триединой классикой – античной, версальской и сталинской – Розанов не замыкается на любовании фронтонами златых веков, но тщательно приглядывается к неочевидной красоте. Храмы Эллады, бальные залы короля-Солнце и триумфальный шик ВДНХ – это вдохновляет само по себе, а вот попробуйте-ка удивить Центральной библиотекой Роттердама или офисными зданиями Лондона! Розанову это удаётся – он влюбляет в своих «героев». Они – это театры, академии, жилые дома, возведённые во второй половине XX столетия. Перед нами – разные точки на карте Европы.

Идём на выставку «Сталь. Стекло. Бетон», проходящую в Музее Архитектуры имени Алексея Щусева! Михаил Розанов выступает как певец брутализма – послевоенного направления, каковое довольно редко становится объектом восторженного созерцания. Экспозиция расширяет наше понимание прекрасного – мы вслед за Розановым чувствуем феерию стеклянной поверхности и фантастическую притягательность прямого угла. По-другому воспринимаем знакомые громады, быть может, казавшиеся «никакими».

Есть такое понятие, как «насмотренность», аналог начитанности, поэтому неслучайна давняя, ещё начала 1980-х годов, цитата архитектурного критика Олега Швидковского: «Современная архитектура способна создавать тонкую и изысканную красоту стерильных геометрических форм, которые могут усложняться, дробиться, становиться криволинейными и красочными. Формы зданий могут быть столь же утонченными, элитарными и салонными, как архитектура рококо и живопись Ватто».

Розанов добивается катарсиса – точно по теории Льва Выготского. Мы смотрим на утилитарно-типическое здание, и оно кажется нам дворцом фей или марсианской лабораторией. Кроме того, мы убеждаемся, насколько общей была картина мира у советских и зарубежных авторов, посему, когда глупцы издеваются над «совковым, брежневским» стилем, они ржут над общемировой практикой, шедшей прямиком из Лондона.

Брутализм не имел никакого отношения к грубости. Основой послужил материал – необработанный бетон или «бетон брут», чаще всего использовавшийся при строительстве. Термин получил широкое хождение после того, как британский историк архитектуры Рейнер Бэнем применил его в названии своей книги «Новый брутализм. Этика или эстетика?» и речь шла уже не о бетоне, а о некоем течении, сменившем лёгкий, продуваемый модернизм. Хотя, многие из представленных объектов находятся где-то на стыке модернизма и брутализма. К примеру, Берлинская телебашня или штаб-квартира коммунистической партии Франции.

Краеугольное отличие модернизма от брутализма – открытость VS закрытость, подобно тому, как социум второй половины 1950-х – 1960-х был экстравертен, а потом настала пора интровертности, ухода в свой мир. Что роднит оба направления? Их «Сстрах» перед обшарпанностью. Все эти здания хороши только в идеальном состоянии, когда окна – блестят, а стены – отремонтированы. Если классицизм, барокко и Ар нуво допускают «благородство руин», то модернизм и брутализм живо превращаются в помойку, да простят меня читатели за столь резкую дефиницию. Однако не будем о грустном – благо на фотографиях Михаила Розанова всё изумительно, чётко, ясно.

Как настоящий мастер, он выхватывает все достоинства и вуалирует изъяны своих «моделей», арх-объектов, делая их безупречными. В экспозиции - ряд известных фасадов. Например, Музей В.И. Ленина в Горках, предстающий как древнеегипетский заупокойный комплекс. Брутализма совпал с постмодерном, и в искусстве началась эра намёков и аллюзий. В этой связи увлекательны истории проектирования тех или иных построек, задуманных на излёте 1950-х, но воплощённых в 1970-е годы. Всё начиналось полупрозрачными «стекляшками» в духе Мис ван дер Роэ, а потом перечёркивалось в угоду новым веяниям – побеждал бетон-брут, а стекло делалось лишь подспорьем.

А вот – одна из московских доминант, прозванная в шутку «золотыми мозгами» - Президиум Российской Академии Наук. Роскошный и – многострадальный чертог. Архитектурный замысел и сверхсовременные конструкции нуждались в средствах, но их постоянно не хватало. Возведение, с помпой начатое в 1970-х, было кое-как завершено в 1990-х, то есть к моменту полноценного использования, «золотые мозги» уже устарели – в прямом и переносном смысле. Розанов фиксирует знаковый декор, гигантскую «микросхему», венчающую сооружение. Ещё старых знакомых? Тут же и цирк-шатёр на Проспекте Вернадского, и дворец ТАСС с его каменными экранами, глядящими в пространство, и блестяще-пафосный СЭВ.

Розанов как бы говорит нам: «Эти привычные и даже поднадоевшие штуки – нереальны и чудесны!» Далее 0 зарубежные «точки», без коих не обходится ни одно путешествие, допустим, стеклянная пирамида Лувра - в её адрес не плевался только ленивый. О, нет. Она великолепна, как символ вторжения современности в затверженную классику! Берлинские музеи, начатые при Хонеккере, а достроенные уже при единой Дойчланд, мадридские жилмассивы, типа «Белых башен» или «кубические доме» в Роттердаме, королевский национальный театр в Лондоне – всё это банально, если фланировать без цели увидеть гармонию.

Большинство зданий мы «открываем» заново. Мало, кому приходит в голову исследовать офисно-деловую зону посещаемых стран. Так, явлено чудо «Хрустальной башни» в Париже, а там - Министерство экономики, финансов и бюджета Франции, мадридские деловой центр «Торре Пикассо» и «Башни Колумба». Невыразима белградская Военно-медицинская Академия – волнообразные извивы фасадов и созвучие эркеров, перетекающих друг в друга.

Обращают на себя внимание культовые постройки 1960-1980-х годов, например, миланские церкви Сан-Франческо д`Ассизи-аль-Фоппонино - препарированная, стильно обеднённая неоготика; храм Сан-Николао делла флуе – какая-то база инопланетян; небольшая церковка Сан-Джованни Боно, скорее напоминающая межпланетный корабль, готовый к полёту – это космическая веха, когда религия стала подспорьем для человека, познавшего небо. Неординарно выглядят финские церкви и часовни, поражающие своей лапидарностью. Вообще, лютеранство не склонно к украшательствам, но здесь это доведено до логического предела.

Итальянский зодчий Джо Понти, чьи цитаты можно прочитать на сопроводительных стендах, призывал любить современную архитектуру и даже написал страстную книгу-лозунг ‘Amate L’Architettura’. Так, он писал: «Любите современную архитектуру за ее молодых и полных энтузиазма архитекторов, которые есть в каждой стране. Будущее и тайна неустанного творчества и человеческой надежды в их руках. Любите современную архитектуру и изумительные материалы, которые она использует – бетон, металл, керамику, стекло, пластик». Для такой любви нужны соответствующие образы и посетив экспозицию Михаила Розанова многие почувствуют и – прочувствуют, как дивны стеклобетонные джунгли наших городов.

двойной клик - редактировать галерею

12 сентября 2023
Cообщество
«Салон»
2
5 сентября 2023
Cообщество
«Салон»
2
22 сентября 2023
Cообщество
«Салон»
2
Комментарии Написать свой комментарий
10 марта 2023 в 07:57

Уважаемая автор! Прочитал с интересом. С архитектурой я столкнулся вплотную в жизни два раза: в середине 60-х совсем юнцом в Ленинграде на выставке "Архитектура США" и в 2000-м, когда заказал проект небольшого загородного домика. Могу ещё добавить, что за последние 30 лет очень сильно изменился в архитектурном отношении город Екатеринбург. В советское время называли город городом зелёных заборов. Единственная высотка -это обком КПСС, получившая название в народе - "зуб мудрости". А теперь этих "зубов" от Центра до окраин. Только так и не понимаю, зачем снесли здание колхозного рынка. Такое было место чудесное и рынок чудесный, почти (а может и реально) памятник архитектуры.

10 марта 2023 в 22:17

Модернизм, брутализм... Лучше бы автор написала: существует ли современный русский архитектурный стиль? Если да, то каковы его лучшие представители, если нет - почему?

Когда вижу на экране телевизора башни московского кремля на фоне черных уродин "Москва-сити" становится тошно...

15 марта 2023 в 07:21

Мне тоже после прочтения названия подумалось, что без набивших оскомину после аварии Трансвааля Киселева и Канчели не обойдется
А современная, оказалось- конец прошлого века
Что касается Москвы сити- я на них смотрела из окна кухни ( не моей)
на первом плане-костел непорочного зачатия Марии
далее высотка сталинская
и потом переливающиеся вечером еще более высокие фасады
Времена меняются, и с ними меняется практически все
Только любовь остается
как основа бытия

15 марта 2023 в 07:34

По моему в статье нет ни одного слова перспектива
Вот это, наверное, - про современную архитектуру
Перспективы улиц могли разрабатывать при советском строительстве
когда в него вкладывались государственные кап вложения
Когда все рухнуло вместе с экономным не понравившемуся Рязанову сборняком,
обеспечивавшем народу свет, воду и прочие бытовые удобства...
сначала предприимчивые нашли денег на роскошные особняки
потом на отдельные дворцы, рядом с которыми мог оказаться современный лаконичный силуэт ( на примере Душанбе)
теперь какая та перспектива кое где просматривается
в последний месяц- сквозь туман осадка в сознании от турецких февральских аварий

12 марта 2023 в 11:42

Гори она синим пламенем, "современная архитектура"!
Нет у меня сейчас возможности идеологически и культурологически разобраться с её, по сути, бесчеловечностью.
Т.н. "современная архитектура" - это воплощение принципа экономии психической энергии, торжество техницизма и художественной глухоты.
Любование "современной архитектурой" сродни любованию черным квадратом.
Это как предпочесть геометрические движения брейка вместо гармонии классического танца.

14 марта 2023 в 07:09

Конечно, кому-то нравится брейк-архитектура. Но это не про меня. Я же, если и признаю памятниками здания Моисея Гинзбурга, но только как памятники истории и градостроительства.

15 марта 2023 в 06:42

Для инженера промышленного и гражданского строительства курс архитектуры- это конструктивные элементы здания и узлы их сопряжения.
Интересы человека с возрастом меняются
В начальных классах интересно наряды бумажным куклам рисовать
а к 20 годам интересно, какие методы расчета дают результаты близкие к измеренным в натуре
При развитии вычислительной техники SOFT , мне думается, как каталоги элит бизнеса, требует ориентации в названиях
Мне вспомнилось строительство не упомянутой вами гостиницы КОСМОС
Строили ее фины и их внешний вид породил у меня мечту о преображении и советского рабочего строителя, увы напрасную, так как путь деградации привел к теме гастарбайтеров.
Работы фотографа Розанова мне понравились . Монохромное изображение напоминает
атмосферу чертежей- проектирования. Нет такой скурпулезности и точности, когда толщина линии от 0,3 мм до 1 мм придает смысл
У инженеров первое правило передачи информции
она должна быть ОДНОЗНАЧНОЙ
иначе коллективным трудом ничего не построить
Пусть ваша да будет да
а нет будет нет
Если не Господь созиждет дом напрасно трудились строители
Поэтому красота восприятия и влияние архитектурного окружения прежде всего должны сочетаться с прочностью, надежностью и комфортом соблюдения существующих санитарных норм- это уже передается в руки строителей, которые архитектуру изучают в меньшем объеме
Архитекторы же совсем не изучают дисциплин, которые позволяют рассчитать прочность и надежность сооружений.
Когда то самым главным человеком в городе был архитектор.
Что самое интересное- это умение планировать будущее
возникают по ген планам города
задуманное - осуществляется в большинстве случаев

15 марта 2023 в 07:51

Общеизвестное , что архитетура- это застывшая музыка
мне положа руку на сердце неизвестно
Один только раз, весной 2008 года выходя из метро Тургеневская в сторону дома страхового общества России, увиденные перед ним коричневые стены всколыхнули в мозгах тему фашизма из Ленинградской симфонии Шостоковича
Получается теперь, что перспективу мне озвучили
а я не поняла....
В Крыму мои родные жили настолько благополучнее нас, что толстые косы продолжения рода сподвигали больше к надеждам о лучшем, чем о том что произошло на самом деле...

15 марта 2023 в 08:00

" Нарисованные" на фасадах огроменные схемы свайных полей вновь возвращают мысли под землю))).... старость

1.0x