Сообщество «Салон» 00:00 2 января 2016

Лекарство или яд?

15 декабря в Госдуме в первом чтении был подозрительно быстро и единогласно принят законопроект "Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации" под номером 942424-6. Кто-то моментально увидел в новом законодательном акте попытку монополизировать и так дышащий на ладан рынок шоу-индустрии (на самом деле данное постановление распространяется на куда более обширную область человеческой деятельности, чем может показаться на первый взгляд), попытку выжать из полумёртвого бизнеса последние соки, попытку взять под контроль вкусы публики.

15 декабря в Госдуме в первом чтении был подозрительно быстро и единогласно принят законопроект "Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации" под номером 942424-6. Кто-то моментально увидел в новом законодательном акте попытку монополизировать и так дышащий на ладан рынок шоу-индустрии (на самом деле данное постановление распространяется на куда более обширную область человеческой деятельности, чем может показаться на первый взгляд), попытку выжать из полумёртвого бизнеса последние соки, попытку взять под контроль вкусы публики. Естественно, в Интернете моментально вспыхнули очаги протеста, под цифровыми петициями множилось число подписей, кто-то требовал полной отмены законодательного акта, кто-то предлагал конструктивные способы его доработки. Высказывались эксперты и непосредственные участники затронутого сегмента культурного бизнеса. Во всеобщем потоке заявлений возгласы сторонников законопроекта звучали как-то незначительно и неубедительно. Мощно аргументируя собственные слова, против нового закона выступали музыканты, продюсеры и представители концертных агентств.

В чём же причина столь бурного обсуждения нового законодательного акта околомузыкальной общественностью? Стоит ли нам уже в ближайшем будущем ждать исчезновения всех небольших клубов и андеграундных музыкальных коллективов?

Идея создания регулирующего концертную деятельность закона принадлежит инициативной группе, а которую вошли следующие лица: генеральный директор "Союзконцерта", организатор фестиваля "Нашествие" Андрей Матвеев, представители SAV Entertainment и "Русского шоу-центра" Надежда Соловьева и Владимир Зубицкий, музыкальный продюсер Иосиф Пригожин, представители концертного бизнеса Санкт-Петербурга Евгений Финкельштейн и Михаил Шурыгин, глава Stage Entertainment Дмитрий Богачев, президент Ассоциации Высокой моды и прет-а-порте Александр Достман и композитор Игорь Крутой.

Итак, что представляет собой новый закон о концертной деятельности в настоящий момент? По своей сути, он запретительный. Запрещает организовывать концерты в залах площадью более четырёхсот квадратных метров всем, кто не вступил в саморегулирующуюся организацию (что в сокращении образует несколько неблагозвучную аббревиатуру СРО). С этими организациями тоже всё не так просто. В СРО должно состоять не менее пятидесяти членов. На сегодняшний день единственной зарегистрированной саморегулирующейся организацией в сфере шоу-бизнеса является "Союзконцерт", уже установивший внутри собственной структуры членский взнос, составляющий сто пятьдесят тысяч рублей в год. Естественно, кого-то в СРО могут принять, а кого-то — и нет. И подобного рода взаимоотношения в законе, естественно, не прописаны.

Неясной остаётся прямо-таки гора вопросов, каждый из которых, при этом, является чуть ли не самыми важными для огромного количества участников рынка развлечений и увеселительных мероприятий. Что делать площадкам в глухих сибирских городках, допустим, существующих на базе стареньких ДК, которые решаются на проведение одного или двух мероприятий в год? Где им искать ещё сорок девять партнёров для СРО? А если идти в "Союзконцерт", то откуда брать вышеуказанные сто пятьдесят тысяч рублей? Двух или пусть даже десяти концертов на покрытие одного‑единственного членского взноса явно не хватит. Схожая ситуация ожидает и площадки, проводящие мероприятия с участием молодых, никому ещё неизвестных команд, входной билет на концерты которых обычно стоит не больше трёхсот-четырёхсот рублей.

Возможно, мы придём к такой ситуации, когда слово underground обретёт свой истинный и полный смысл: подпольные, запрещённые концерты, проходящие под угрозой наказания, тайком от полиции и посторонних. Подобная ситуация, наверное, неплохо бы смотрелась в постмодернистском или фантастическом романе, но как-то не очень хочется, чтобы такая практика становилась реальным элементом нашей повседневной жизни.

Ещё закон коснётся, например, желающих провести детский утренник или публичную презентацию собственных товаров, а также речных ресторанов, увеселяющих посетителей живой музыкой и многих других очагов деятельности. Причём люди, задействованные в них, зачастую ещё не догадываются, что их ждёт. Стоит ещё раз повторить, что с того момента, как закон полностью вступит в силу, любые артисты будут лишены возможности организовывать собственные мероприятия на площадках площадью более четырёхсот квадратных метров, не вступая в СРО.

К слову сказать, чем крупнее оказывался игрок в отрасли шоу-бизнеса, тем лояльнее он относится к новой законотворческой инициативе. В защиту закона, к примеру, выступил Андрей Матвеев, генеральный директор СРО "Союзконцерт". Он заявил, что чем больше порядка на любом рынке, тем лучше. К тому же, по словам Матвеева, новый закон откроет возможность напрямую осуществлять госзаказы в сфере шоу-бизнеса. Он призвал всех критиков обратить внимание на размеры зрительной зоны, дескать, четыреста квадратных метров — это восемьсот или даже тысяча мест, то есть совсем малого шоу-бизнеса новый закон не коснётся. Гендиректор "Союзконцерта" также попросил не беспокоиться относительно членских взносов, уточнив, что, возможно, его организация придумает схему дифференциации, к тому же, другие СРО наверняка введут иные расценки. Менеджерам инди-групп он посоветовал поскорее объединяться, и внутри своих организаций устанавливать какие угодно правила, при этом соблюдая "стандарты качества отрасли".

Арт-директор клуба "16 тонн" Павел Камакин заявил, что исполнение нового закона попросту невозможно ввиду его сырости. По его мнению, важно не допустить, чтобы мир искусства стал миром менеджеров, "Союзконцерта", неких организаций и гигантских структур. Илья Лагутенко обратил внимание на тот факт, что денег в индустрии и так уже почти не осталось, а всё по причине того, что никто за последние двадцать лет не думал о её развитии. Без поиска и воспитания новых поколений молодых артистов и регулировать-то будет нечего, подытожил лидер группы "Мумий Тролль".

Одним из основных камней преткновения в дебатах о новом законе стало отсутствие его публичного обсуждения среди экспертов и непосредственных участников шоу-бизнеса. У многих сложилось ощущение, что законодательный акт был составлен почти тайно и затем всех просто поставили перед фактом вступающей в силу новой реальности.

22 декабря в отеле Marriott на Новом Арбате прошёл "круглый стол", посвящённый обсуждению закона "Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации". В нём приняли участие представители индустрии массовых развлечений. В том числе и основатель продюсерского центра "КнязевЪ" Сергей Князев, генеральный директор РГ "Сектор" Дмитрий Калантаров, исполнительный директор НАОМ Владислав Метревели и генеральный директор музыкально-информационного агентства "Кушнир Продакшн" Александр Кушнир. Удивительно, но ни один представитель "Москонцерта" не посчитал нужным прийти на "круглый стол", будто бы и обсуждать было уже нечего. Большинство участников "круглого стола" сошлось во мнении, что законопроект действительно пока ещё слишком сырой и мутный. В итоге представители шоу-бизнеса сформировали ряд конструктивных предложений по его улучшению.

Эти меры таковы:

— дифференцировать вступительный взнос в саморегулирующуюся организацию (СРО), в основу деятельности которых и ляжет обсуждаемый законопроект;

— сегментировать участников СРО по видам деятельности и по масштабам проводимых проектов;

— конкретизировать требования к оговоренной в проекте Закона минимальной площади подпадающих под его действие площадок, на которых проводятся мероприятия;

— в то же время уменьшить штраф организатору или площадке за первое нарушение, связанное с проведением мероприятия незарегистрированным членом СРО;

— создать параллельное СРО для участников event-рынка.

На фото: новый закон о концертной деятельности: останутся только они?

26 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x