Сообщество «Форум» 08:27 23 мая 2020

Кубок или Единство

В этой работе мы рассмотрим Герметический текст «Кубок или Единство» и дадим некоторые комментарии к нему.

1) Гермес к Тату. «Творец сотворил Весь Этот Мир, не руками, но Словом. Нужно представить Его существующим Ныне и Вечно, как Автора Всего Сущего, Единственно-Сущего, который Создал Вещи Волею Своею. В этом Его Тело, которое не есть ни осязаемо, ни видимо, ни измеримо, ни протяженно, ни похоже на какое-либо иное тело (ср. выск. Флп. 23: «Его Плоть — Разум», т.е. То, Что пребывает в Области Умопостигаемого). Он не есть ни Огонь, ни Вода, ни Воздух, ни Дух [1], но Всё от Него происходит. Будучи Благим Он возжелал сотворить Мир для Него Самого и украсить Землю». (И Он сотворил Космос, который является Его Видимым Подобием, Видимым Живым Существом. Ср. Платон. «Тимей».)

Объяснить этот фрагмент можно так. Творец сотворил Всё Сущее (Космос) благодаря Слову Истины. (Ин. 17, 17.)

При этом имеется ввиду эволюция человека.

Человек может пройти путь эволюции человека и стать Совершенным Человеком; а Совершенный Человек — это Логос, или, иначе говоря, Разум, который Был в Начале Всего.

«В Начале Был Разум (Логос), и Разум Был у Бога, и Разум Был Бог. Всё через Него Начало Быть, и без Него ничто не Начало Быть, Что Начало Быть. В Нем Была Жизнь, и Жизнь Была Свет Человеков. И Свет во Тьме Светит, и Тьма не объяла Его. ...Был Свет Истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и Мир через Него Начал Быть, и мир Его не познал». (Евангелие от Иоанна. Глава 1.)

Логос — это Сын, который получает от Отца, который на Небе, Царство.

«Был Отец в Сыне и Сын в Отце. Таково есть Царство Небесное». (Евангелие от Филиппа, Флп. 37.)

Царство — это Новый Мир (Фм. 56), изображаемый в текстах с помощью Образа Нового Человека (Посл. эфес. 2, 15).

«То, Что Есть у Отца, принадлежит Сыну, и Сыну, пока Он мал, не доверяют Того, Что принадлежит Ему. Когда Он становится Человеком (Ср. Флп. 116), Его Отец дает Ему Всё То, Что принадлежит Ему (ср. Ин. 1, 1-5; 9-10)». (Евангелие от Филиппа, Флп. 37.)

Об этом идёт речь в следующем высказывании.

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят (ср. Флп. 44) Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своем».

(Евангелие от Матфея, Мф. 16, 28.)

Сын получает То, Что Ему принадлежит, и создаёт Новый Мир на Небе, в который открывается переход из этого мира. (Ср. Флп. 97.) При этом речь идёт о Негибнущем и Бессмертном Мире (Флп. 99). Поэтому Сын именуется Спасителем, который открывает дорогу из смерти в Жизнь.

2) «(Приведя Мир (на Небе) в Порядок, Он (Творец) решил сделать Порядок и на Земле...) Как Украшение Божественного Тела Он поместил в Него (в Мир) человека, существо бессмертное и смертное. Человек возвысился над животными благодаря Рассудку и Уму; Он поистине стал Созерцателем Творения Бога, был восхищен Им и узнал Его Творца» [3].

Здесь речь может идти о нашем исходе из этого мира в Новый Мир (Посл. эфес. 2, 14, Фм. 56), который есть Царство на Земле и на Небе. (Посл. эфес. 3, 15), в то время как этот мир «лежит во зле». (1 Посл. Иоан. 5, 19.)

«Хорошо Господь сказал: «Некоторые вошли в Царство Небесное смеясь, и они вышли (из этого мира, Ин. 17, 11, Флп. 61, Флп. 10) смеясь». [И еще: «Он] Христианин». [Далее Он сказал]: «И тотчас, [как только он опустился] в Воду (под которой понимается Учение), он вышел [как Господин] над Всем (Ср. Флп. 107, Евангелие от Фомы, Фм. 1, Платон. «Теэтет», 155 Д, «Государство». Книга 6, 490 Б). Не потому, что [Искупление] шутка, но потому что он презрел [старую одежду (т.е. незнание, ср. «Поучения Силуана»), он вошел в] Царство [Небесное], смеясь. Если он презрел [тело] (т.е. несправедливость и зло в человеческой душе, в государстве и в этом мире), и презрел его как шутку, он [выйдет из него] смеясь». (Евангелие от Филиппа, Флп. 97.)

3) Гермес. «Бог одарил всех людей рассудком, но не умом; это не из зависти к кому-либо, ибо зависть ему чужда, она не нисходит Сверху, она рождается в душах тех людей, которые лишены ума.

Тат. Почему же, отче, Бог не наделил умом всех людей?

Гермес. Он желал, о сын мой, установить его среди душ как награду, которую нужно заслужить».

Ум есть то, благодаря наличию чего открывается возможность войти в Царство, и это могут сделать Те, Кто обладает способностью к познанию и знанием Истины. (Флп. 110, Ин. 3, 5, Флп. 59, Фм. 54.)

Исус сказал: «Истинно, Истинно говорю тебе, если кто не родится Свыше, не может увидеть Царства Божия, ...если кто не родится от Воды и Духа, не может войти в Царство Божие». (Евангелие от Иоанна, Ин. 3, 3; 3, 5.)

«Ум ...есть Дар Небесный, который есть счастливое преимущество человечества; но лишь немногим дарован Ум, способный принимать такую Добродетель. Этот Свет, освещающий Ум, как Солнце освещает Мир, и даже более того, ибо свет Солнца часто загражден Луною или Землею, когда приходит ночь; но когда ум однажды входит в человеческую душу, он тесно переплетается с ее материей и не может более быть помрачен никаким туманом заблуждений». (Асклепий, 18 б.)

Мы получаем Этот Дар, когда изучаем учение и познаём Истину.

«Если некто опускается в Воду (под которой понимается Учение), выходит оттуда, ничего не получив, (и) говорит: «Я — Христианин», — он взял имя в долг. Но если он получил Дух Святой, он имеет в качестве Дара имя. Тот, кто получил Дар, у него не отбирают его, тот же, кто получил (его) в качестве долга, его лишают его».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 59.)

«Исус сказал: «Когда вы рождаете это в себе (т.е. Ум), то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, умертвит вас». (Евангелие от Фомы, Фм. 74.)

4) Тат. «И где он его (Ум) установил?

Гермес. Он наполнил им большой Кубок и поручил нести его Посланцу, приказывая ему возвещать сердцам людским следующее: "Освятитесь, если можете, в этом Кубке, вы, которые верите, что возвратитесь к Тому, Кто это послал, вы, которые знаете, зачем вы рождены". (Ср. Ин. 17, 17-19. Ср. Фм. 54.)

И все те, кто ответил на этот призыв и был освящен в Уме, приобрели Знание и стали посвященными Ума, Людьми Совершенными (ср. Флп. 1; 107; 63). Те же, кто не прислушался к призыву, те наделены лишь рассудком [4], они поистине владеют рассудком, но не умом, и не знают, зачем и Кем они сотворены.

5) Их чувства напоминают чувства тварей бессловесных. Составлены только из страсти и гнева (оргэ; Менар: вожделения), они не созерцают То, Что достойно созерцания, но предаются плотским удовольствиям и чревоугодию и верят, что в этом цель человека. Но те, кто получил Дар Божий, эти, напротив, о Тат, по рассмотрению их деяний и сравнению их с деяниями иных, уже не смертны, но бессмертны. Они охватывают умом То, Что есть на Земле и на Небесах (ср. Посл. эфес. 3, 15, Ин. 3, 5), и То, Что может быть над Небесами. На Высоте, которую Они достигают, Они созерцают Благо (ср. Флп. 44), и после этого зрелища Они рассматривают как несчастие [5] свое пребывание здесь, на Земле. Презирая все плотское и бесплотное, они воздыхают по Единственно-Сущему.

6) Таково, о Тат, Учение Ума: Созерцать Вещи Божественные и Знать Бога (Фестюжьер: владеть в избытке Божественным). Таково Благодеяние Божественного Кубка.

Тат. Я тоже желаю Освятиться в Нём, отче.

Гермес. Если ты сначала не возненавидишь свое тело, о сын мой, ты не сможешь любить себя самого. Любя себя самого, ты приобретешь Ум, и тогда ты тоже причастишься Знанию. (Ср. Флп. 62; 61; 97.)

Тат. Что ты хочешь сказать, отче? Гермес. Невозможно, о сын мой, быть привязанным одновременно к вещам тленным и к Вещам Божественным. Вещи бывают телесные и бесплотные, и поэтому тленное отличается от Божественного; необходимо выбрать одно или другое (Фестюжьер:…если только желаешь выбрать…), так как нельзя привязаться к двум сразу. Когда остается только выбрать, поражение одного усиливает могущество другого (Менар: когда выбор сделан, то, что оставлено, проявляет энергию другого).

7) Выбрав Лучшее, мы сразу получаем Чудесную Награду, Обожествление Человека, и мы оказываем больше почитания Богу. Плохой выбор, напротив, — потеря человека и, кроме того, большое оскорбление Бога (Менар: но без обиды для Бога), состоящее, по меньшей мере, в том, что, как праздные путешественники, ничего не делающие сами и преграждающие дорогу другим, мы ходим по миру, предаваясь плотским удовольствиям.

8) И поскольку есть так, а не иначе, о Тат, у нас всегда было и всегда будет то (Менар: Благость), что исходит от Бога; так пусть же то, что исходит от нас, соответствует ему и не будет порочным (Менар: Благость, исходящая от Бога, предоставлена в наше распоряжение, и нам остается только принять ее без промедления. Зло не исходит от Бога, оно исходит от нас самих…). Не Бог, а мы ответственны за содеянное нами зло, если мы предпочитаем его добру. Ты видишь, о сын мой, сколько тел[6] нам необходимо пройти, сколько хоров демонов и вращений звезд, какую непрерывную последовательность, чтобы достигнуть Единственно-Сущего[7]. Благо необъятно (Скотт: мы не можем достичь дальней границы Блага), Безгранично и Бесконечно; Само по Себе Оно не имеет и начала, но нам представляется, что у Него есть одно Начало, когда мы Его постигаем (Менар: которое есть Познание).

9) Знание не есть Начало Самого Блага, это только для нас Знание открывает Его. Возьмем его как путеводную звезду, и поспешим по тернистому пути: трудно оставить вещи родные и привычные, чтобы возвратиться к древним тропам, ведущим к исконным ценностям. Видимое нас очаровывает, а Невидимое вызывает сомнения, но ведь плохое есть видимое, а Благо Невидимо для глаз, ибо у Него нет ни формы, ни очертаний; Оно похоже на Себя Самое и отличается от Всего Остального. Бестелесное не может проявиться перед телом[8].

10) Вот в чем подобное отличается от отличного и в чем отличное есть низшее по отношению к подобному[9].

Ибо Единство, Начало и Корень Всех Вещей, Существует во Всём как Начало и Корень. Нет ничего без Начала; Начало не происходит ни от чего, но только из Себя Самого, так как Всё происходит от Него. Оно есть Само Себе Начало, ибо иного не имеет. Единство, которое есть Начало, содержит в Себе Все Числа, но Сама (Единица) не содержится ни в одном; Она породила Всё, но Сама не рождена никаким иным числом.

11) Все рожденное несовершенно, делимо, подвержено увеличению либо уменьшению. У Совершенного же нет никакого из этих свойств. То, что может расти, растет в Единстве и поддается своей собственной слабости, когда не может более содержать Единства.

Таков есть, о Тат, Образ Бога, насколько можно Его себе представить. Если ты созерцаешь Его внимательно, если ты Его воспринимаешь глазами сердца, поверь мне, сын мой, ты найдешь Путь к Вещам Высоким, или, скорее, Этот Образ (Фергюсон: Мир) Сам поведет тебя, ибо такова Добродетель Созерцания, оно притягивает и оно привязывает, как магнит притягивает железо». (Ср. Флп. 44.)

1.0x