Сообщество «Форум» 20:45 12 октября 2020

Краткие ответы на застаревшие вопросы о конфликте в Нагорном Карабахе

Российская Федерация, чтобы спастись от своего дальнейшего распада-развала, должна интегрировать всё постсоветское пространство в единое государство и единый субъект международного права

двойной клик - редактировать изображение

1. В Закавказье снова неспокойно. Республика Армения и Азербайджанская Республика, прежде метавшие друг в друга проклятия, теперь посылают вместо слов снаряды и пули. Спор идёт за Нагорный Карабах (азерб. Dağlıq Qarabağ, арм. Լեռնային Ղարաբաղ) – небольшой регион в Закавказье, в восточной части Армянского нагорья, который каждая из сторон считает своим. В чём причина противостояния и чем всё это может закончиться? Представляем ответы на лишь некоторые наиболее главные вопросы о войне в Нагорном Карабахе.

двойной клик - редактировать изображение

2. В чём суть конфликта в Нагорном Карабахе между армянами и азербайджанцами?

Нагорный Карабах – территория в южной части армяно-азербайджанской границы. Война там началась вопреки расхожему представлению вовсе не в 1990-х годах, а намного раньше – ещё в 1918 – 1920 годах. Нагорный Карабах стал ареной борьбы в результате распада-развала Российской Империи, или ещё более точно, Российской Республики – государства, существовавшего на территории Российской Империи с 1 ст. ст. (14 нов. ст.) сентября 1917 года по 25 октября ст. ст. (7 ноября нов. ст.) 1917 год. В то время ещё шла Первая мировая война (28 июля 1914 года – 11 ноября 1918 года) – одна из самых широкомасштабных войн в истории человечества.

Власть Российской Советской Республики в Закавказье была представлена Закавказским комиссариатом – временным коалиционным правительством Закавказья с участием грузинских меньшевиков, правых эсеров, армянских дашнаков и азербайджанских мусаватистов, образованным в городе Тифлис (Тифлисский уезд, Тифлисская губерния, Кавказский край, Кавказское наместничество, Российская Советская Республика) 15 ст. ст. (28 нов. ст.) ноября 1917 года и упразднённым 26 марта 1918 года. Закавказский комиссариат пришёл на смену Особому Закавказскому комитету (ОЗАКОМ), действовавшему в период 9 ст. ст. (22 нов. ст.) марта 1917 года – 15 ст. ст. (28 нов. ст.) ноября 1917 года), – органу по управлению Закавказьем Временного правительства (действовало в период 2 ст. ст. (15 нов. ст.) марта 1917 года – 1 ст. ст. (14 сентября нов. ст.) 1917 года) и впоследствии Временного правительства Российской Республики (действовало в период 1 ст. ст. (14 нов. ст.) сентября 1917 года – 26 октября ст. ст. (8 ноября нов. ст.) 1917 года). Под юрисдикцией Особого Закавказского комитета находилась вся территория Кавказского наместничества, упразднённого 9 ст. ст. (22 нов. ст.) марта 1917 года решением Временного правительства.

В связи с роспуском 6 ст. ст. (19 нов. ст.) января 1918 года Всероссийского учредительного собрания Закавказский комиссариат принял 10 (23) февраля 1918 года решение о созыве Закавказского сейма (23 февраля 1918 года – 26 мая 1918 года) – представительного и законодательного органа государственной власти в Закавказье, созванного Закавказским комиссариатом в городе Тифлис (Тифлисский уезд, Тифлисская губерния, Кавказский край, Кавказское наместничество, Российская Советская Республика). В его состав вошли депутаты, избранные в состав Всероссийского учредительного собрания от Закавказья. Кризис государственности БОЛЬШОЙ РОССИИ послужил толчком к возникновению хаоса в Закавказье, однако, он был не единственным значимым фактором.

Следует отметить, что к Закавказскому сейму также примкнула Администрация Западной Армении – временное правительство, действовавшее в 1915 – 1918 годах на занятой Русской императорской армией (собирательно – «Русской армией») во время Первой мировой войны территории Османской Империи (осман. دولت عالیه عثمانیه‎, тур. Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye, также Оттоманской Империи, Оттоманской Порты или просто Порты).

Если же быть ещё более точным, то кризис государственности БОЛЬШОЙ РОССИИ далее продолжался, в частности, на территории провозглашённого 22 апреля 1918 года Закавказским сеймом в пределах части территории Кавказского наместничества – Бакинской, Елизаветпольской, Кутаисской, Тифлисской и Эриванской губерний, Батумской и Карсской областей, Закатальского и Сухумского округов бывшей Российской Империи (впоследствии – Российской Республики и Российской Советской Республики) – нового государственного образования – Закавказской Демократической Федеративной Республики (ЗДФР), которая, несмотря на своё название, фактически не являлась федерацией, зато была полна внутренних националистических и территориальных притязаний, что и обусловило её недолгое никем не признанное и не суверенное существование. Самопровозглашённая ЗДФР формально уже не входила в состав Российской Советской Республики, но юридически и не получила независимость от неё, что во многом и предопределило её дальнейшую политическую участь.

двойной клик - редактировать изображение

Уже через месяц по требованию Османской Империи Закавказский сейм был распущен, а ЗДФР распалась на четыре других самопровозглашённых государства, также юридически и не получивших независимость от Российской Советской Республики: 26 мая 1918 года была провозглашена Грузинская Демократическая Республика (груз. საქართველოს დემოკრატიული რესპუბლიკა), 28 мая 1918 года – Азербайджанская Демократическая Республика (азерб. Azərbaycan Xalq Cümhuriyyəti/آذربایجان جومهوریتی) и де-факто Республика Армения (также Демократическая Республика Армения, Араратская Республика, арм. Հայաստանի Հանրապետութիւն, Հայաստանի Հանրապետութիւն, Արարատեան Հանրապետութիւն), так как декларация Армянского национального совета о принятии на себя верховной власти в населённых преимущественно армянами уездах была принята 30 мая 1918 года, провозглашённая 18 ноября 1918 года Аракская (Араксская) Республика (азерб. Araz Respublikası/جمهوری آراز) являлась государственным образованием, на части территории Российской Советской Республики, аннексированной в мае 1918 года – июне 1918 года Османской Империей. Границы между Грузинской Демократической Республикой, Азербайджанской Демократической Республикой, Республикой Армения и Аракской (Араксской) Республикой так и не были определены, что привело к территориальным конфликтам между самопровозглашёнными государствами. Источником армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе явились активнейшая деятельность на территории Закавказья специальных служб Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии (англ. The United Kingdom of Great Britain and Ireland) и специальных служб Великой Японской Империи (япон. 大日本帝國, полив. Дай Ниппон Тэйкоку), во многом усилившие кризис государственности БОЛЬШОЙ РОССИИ, а также Первая мировая война, с предшествующей и последующей ей:

Армяно-татарской резнёй 1905 – 1906 годов – кровавыми столкновениями в Закавказье между армянами и азербайджанцами (которых в Российском Империи в то время называли закавказскими татарами) во время Русской революции 1905 года (также Первой русской революции). Наиболее жестокие столкновения имели место в городе Баку (Бакинский уезд, Бакинская губерния, Кавказский край, Кавказское наместничество, Российская Империя) в феврале 1905 года и августе 1905 года и в городе Нахичевань (Нахичеванский уезд, Эриванская губерния, Кавказский край, Кавказское наместничество, Российская Империя) в мае 1905 года. В ходе столкновений 1905 года было разрушено около 158 азербайджанских и 128 армянских поселений и погибло, по разным оценкам, от 3 до 10 тыс. человек,

Геноцидом армян (арм. Հայոց Ցեղասպանություն, тур. Ermeni soykırımı – геноцид армян, тур. Ermeni Kırımı – армянская резня, по-армянски чаще используется выражение Մեծ Եղեռն – Великое Злодеяние) – геноцидом, организованным и осуществлённым в 1915 году (по мнению некоторых источников, продлившимся до 1923 года) на территориях, контролируемых властями Османской Империи. Геноцид осуществлялся путём физического уничтожения и депортации, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти,

Мартовскими событиями (Мартовской резнёй) (азерб. Mart Hadisələri) – межэтническими столкновениями в марте 1918 года, приведшими к многотысячным жертвам, в основном, среди мусульман в городе Баку (Бакинский уезд, Бакинская губерния, Кавказский край, Кавказское наместничество, Российская Советская Республика) и других населённых пунктах Бакинской губернии (Кавказский край, Кавказское наместничество, Российская Советская Республика). Активную роль в антимусульманских погромах сыграли вооружённые отряды армянской партии «Армянская Революционная Федерация» (АРФ, также Дашнакцутюн (арм. Հայ Յեղափոխական Դաշնակցութիւն (Հ.Յ.Դ.) – «Армянское революционное содружество»),

Резнёй армян в Баку – массовыми убийствами в отношении армянского населения города Баку (Бакинский уезд, Бакинская губерния, Азербайджанская Демократическая Республика), осуществлявшимися в сентябре 1918 года турецкими и азербайджанскими войсками и вооружёнными группами после взятия города Баку. По разным оценкам, количество жертв в результате массовой резни составило от девяти до тридцати тысяч человек,

Шушинской резнёй – массовыми убийствами в марте 1920 года армянского населения города Шуша (Шушинский уезд, Гянджинская губерния, Азербайджанская Демократическая Республика), в результате которых погибло, по разным оценкам, от 500 до 30 тыс. армянских жителей города, была сожжена и разрушена армянская часть города и изгнано всё армянское население.

двойной клик - редактировать изображение

3. Между самопровозглашённой Азербайджанской Демократической Республикой и самопровозглашённой Республикой Армения произошла Армяно-азербайджанская война 1918 – 1920 годов – этнический конфликт в районах со смешанным армяно-азербайджанским населением в последние месяцы Первой мировой войны и до установления Советской власти на территории самопровозглашённой Азербайджанской Демократической Республики и самопровозглашённой Республики Армения. Нагорный Карабах стал ареной борьбы Азербайджанской Демократической Республики и Республики Армения в ходе Армяно-азербайджанской войны 1918 – 1920 годов. Армянскую сторону в конфликте представляло Народное Правительство Карабаха, позже известное как Армянский Национальный Совет Карабаха. В конце сентября 1918 года османско-азербайджанские войска установили частичный контроль над Нагорным Карабахом. В январе 1919 года командование военного корпуса вооружённых сил Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии на Кавказе объявило, что два историко-географических региона – Карабах и Зангезур – признаются под временным азербайджанским командованием до решения Парижской мирной конференции (1919 – 1920 годов). Это решение вызвало недовольство армян, но Армянскому Национальному Совету Карабаха пришлось покориться этим условиям после провальных боевых действий летом 1919 года. По армяно-азербайджанскому договору 22 августа 1919 года Карабаху предоставлялась территориальная автономия, а проживающим там армянам – культурная автономия. В начале 1920 года на Парижской мирной конференции (1919 – 1920 годов), Карабах был признан за Азербайджанской Демократической Республикой.

Армяно-азербайджанской войны 1918 – 1920 годов происходила на фоне взаимных территориальных претензий самопровозглашённых государств (Азербайджанской Демократической Республики и Республики Армения), поддерживавших на спорных территориях азербайджанское и армянское ополчение, соответственно. Республика Армения непосредственно вела боевые действия против азербайджанских ополченцев в Нахичеванском, Сурмалинском, Шарур-Даралагезском, Эриванском уездах Эриванской губернии бывшей Российской Империи, в то время как Азербайджанская Демократическая Республика противостояла формированиям Армянского национального совета в Карабахе и Армянского национального совета в Зангезуре. При этом Азербайджанская Демократическая Республика и Республика Армения не вступали в прямой военный конфликт между собой. В постсоветские годы эта тактика была лишь повторена уже суверенными Азербайджанской Республикой и Республикой Армения, что лишь подчёркивает общую методологию единого управляющего центра в Закавказье «суверенных государств» – Соединённого Королевства Великобритания и Ирландии в первые годы после Первой мировой войны, а Соединённого Королевства Великобритания и Северной Ирландии – в постсоветские годы. Армяно-азербайджанской войны 1918 – 1920 годов сопровождалась вспышками этнического насилия (Мартовские события (Мартовская резня) (март 1918 года), Резня армян в Баку (сентябрь 1918 года) и Шушинская резня (март 1920 года)) и массовыми этническими чистками, приведшими к изменению демографической ситуации в Нагорном Карабахе. Попытки посредничества со стороны союзного командования и, в меньшей мере, правительства Грузинской Демократической Республики не увенчались успехом, и боевые действия удалось прекратить лишь после установления Советской власти в Азербайджане (образование Советской Социалистической Республики Азербайджан (также Азербайджанской Социалистической Советской Республики (азерб. Azərbajcan Sosjalist Зyra Cumhyrijjəti/آذربایجان سوسیالیست شورﺎ جومهوریتی) было провозглашено 28 апреля 1920 года), Армении (образование Социалистической Советской Республики Армения (арм. Հայաստանի Սոցիալիստական ​​Սովետական ​​Հանրապետություն) было провозглашено 29 ноября 1920 года), Грузии (образование Социалистической Советской Республики Грузия (груз. საქართველოს საბჭოთა სოციალისტური რესპუბლიკა) было провозглашено 25 февраля 1921 года) и Абхазии (образование Социалистической Советской Республики Абхазия (абх. Советтә Социалисттә Республика Аҧсны) было провозглашено 4 марта 1921 года с вхождением её в общероссийскую федерацию) при поддержке 9-й, 10-й и 11-й армий Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) – формирований вооружённых сил, сухопутных войск Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в 1918 – 1922 годах.

двойной клик - редактировать изображение

4. Только из сохранившегося на то время самого крупного осколка БОЛЬШОЙ РОССИИ – Российской Социалистической Федеративной Советской Республики – на землю Нагорного Карабаха и всего Кавказа на долгие годы пришёл межнациональный мир. Этот мир на всём Кавказе был достигнут благодаря Кавказскому Бюро Центрального Комитета Российской Коммунистической Партии (большевиков) («Кавбюро», 8 апреля 1920 года – февраль 1922 года), являвшемуся органом, представляющим Центральный Комитет Российской Коммунистической Партии (большевиков) в Кавказском регионе, высшим большевистским представительством в Кавказском регионе. После советизации Азербайджана, Армении и Грузии, решением Кавказского Бюро Центрального Комитета Российской Коммунистической Партии (большевиков) от 4 июля 1921 года было решено передать Нагорный Карабах Социалистической Советской Республики Армения, но окончательное решение оставить за Центральным Комитетом Российской Коммунистической Партии (большевиков), однако новым решением от 5 июля 1921 года Нагорный Карабах был оставлен в составе Советской Социалистической Республики Азербайджан с предоставлением широкой областной автономии. 16 декабря 1921 года Социалистическая Советская Республика Абхазия и Социалистическая Советская Республика Грузия как субъекты международного права подписали Союзный договор, согласно которому произошло их объединение в военный, политический и финансово-экономический союз на федеративных договорных началах.

12 марта 1922 года Социалистическая Советская Республика Грузия, Социалистическая Советская Республика Армения, Социалистическая Советская Республика Азербайджан и Социалистическая Советская Республика Абхазия в городе Тифлис (Тифлисский уезд, Социалистическая Советская Республика Грузия) заключили союзный договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. 13 декабря 1922 года через Союзный договор с Социалистической Советской Республикой Грузия Социалистическая Советская Республика Абхазия также вошла в Федеративный Союз Социалистических Советских Республик Закавказья, переименованный 13 декабря 1922 года в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (Закавказскую Федерацию, ЗСФСР, груз. ამიერკავკასიის საბჭოთა ფედერაციული სოციალისტური რესპუბლიკა, арм. Անդրկովկասի Խորհրդային Ֆեդերատիվ Սոցիալիստական Հանրապետություն, азерб. Zaqafqaziya Sovet Federativ Sosialist Respublikası/جمهوری سوسیالیستی فدراتیو اتحاد جماهیر قفقاز). 30 декабря 1922 года Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика объединилась с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, Украинской Советской Социалистической Республикой (укр. Українська Радянська Соціалістична Республіка) и Белорусской Советской Социалистической Республикой (белор. Беларуская Савецкая Сацыялістычная Рэспубліка) в Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

В 1923 году из армянонаселенной части Нагорного Карабаха (однако, без Шаумянского района и части Ханларского районов, также армянонаселённых) в составе Советской Социалистической Республики Азербайджан была образована Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК). В соответствии с Конституцией (Основным законом) Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 года Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК) была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО).

19 февраля 1931 года Социалистическая Советская Республика Абхазия была преобразована в Абхазскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (абх. Аҧснытәи Автономтә Советтә Социалисттә Республика, груз. აფხაზეთის ავტონომიური საბჭოთა სოციალისტური რესპუბლიკა) – автономную республику в составе Социалистической Советской Республики Грузия. Понижение статуса Социалистической Советской Республики Абхазия проводилось под лозунгом «реорганизации государственного аппарата автономных республик и областей». Понижение статуса республики проводилось под лозунгом «реорганизации госаппарата автономных республик и областей». В апреле 1930 года на сессии Центрального исполнительного комитета Абхазии рассматривался вопрос о Союзном договоре между Социалистической Советской Республикой Абхазия и Социалистической Советской Республикой Грузия и был сделан общий вывод о том, что сам Союзный договор потерял своё значение, кроме одного вопроса – об объединении Социалистической Советской Республикой Абхазия с Социалистической Советской Республикой Грузия в единый союз на федеративных договорных началах.

В соответствии с Конституцией (Основным законом) Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 года Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика была упразднена, а Социалистическая Советская Республика Грузия, Социалистическая Советская Республика Армения и Социалистическая Советская Республика Азербайджан вошли в состав СССР в качестве отдельных союзных советских социалистических республик с некоторым изменением их наименований: Грузинская Советская Социалистическая Республика (груз. საქართველოს საბჭოთა სოციალისტური რესპუბლიკა), Армянская Советская Социалистическая Республика (арм. Հայկական Խորհրդային Սոցիալիստական Հանրապետություն) и Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (азерб. Азәрбајҹан Совет Сосиалист Республикасы).

5. Проживающее в Нагорном Карабахе население за годы Советской власти изменялось от соотношения 89,24 % армян к 10,06 % азербайджанцев в 1926 году до соотношения 76,92 % армян к 21,52 % азербайджанцев в 1989 году. Конец на долгие годы их противостоянию положило включение Закавказья в состав СССР. Однако, Парижская мирная конференция (1919 – 1920 годов) признала Карабах за Азербайджанской Демократической Республикой, и в СССР Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК) входила в состав Социалистической Советской Республики Азербайджан, а впоследствии Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) – в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республикой. В 1991 году Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) провозгласила независимость от Социалистической Советской Республики Азербайджан и началась война, завершившаяся три года спустя. Азербайджанское население предпочло бежать с насиженных мест, отчего теперь население непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) – мононационально, там проживают 150 тыс. армян.

6. Что делят в Нагорном Карабахе армяне и азербайджанцы?

Армяне и азербайджанцы делят в Нагорном Карабахе жизненное пространство! Армяне, раненные в самое сердце передачей национальной армянской святыни – горы Арарат – Османской Империи. На Батумской мирной конференции от 4 июня 1918 года самопровозглашённая в мае 1918 года в пределах Эриванской губернии и Карсской области бывшей Российской Империи Республика Армения была вынуждена отказаться от территориальных претензий на Карсскую область в пользу Османской Империи. После окончания Второй мировой войны И.В. Сталин предпринял попытку включения Карсской области в состав СССР и восстановления границы бывшей Российской Империи с Османской Империей 1878 года как новой границы СССР с Турецкой РеспубликойеРеР, поддержанную высшим духовенством Грузии и Армении, но не увенчавшуюся успехом. Армянские националистические круги заявили претензию на Нагорный Карабах, предупреждая руководство СССР, что если армян оттуда изгонят, то они предъявят претензии на территорию Нахичеванской Автономной Социалистической Советской Республики с возможным изгнанием оттуда азербайджанцев. В настоящее время Нахичеванская Автономная Республика (азерб. Naxçıvan Muxtar Respublikası) – эксклав Азербайджанской Республики, являющийся, в соответствии с конституцией Азербайджанской Республики и конституцией Нахичеванской Автономной Республики, автономным государством в составе Азербайджанской Республики. От остальной территории Азербайджанской Республики Нахичеванская Автономная Республика отделена территориями Республики Армения и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Запишем в давние армянские обиды и османский Геноцид армян 105-летней давности. Азербайджанцы к нему вроде бы и не причастны, но их культурная, языковая и этническая близость к туркам – очевидна.

7. Что за причины у нынешней эскалации конфликта в Нагорном Карабахе?

Столкновения начались утром 27 сентября 2020 года якобы с того, что Азербайджанская Республика нанесла ракетные удары по столице непризнанной Нагорно-Карабахской Республики – городу республиканского подчинения Степанакерт (арм. Ստեփանակերտ, Нагорно-Карабахская Республика)/городу республиканского подчинения Ханкенди (азерб. Xankəndi, Азербайджанская Республика). Но Азербайджанская Республика придерживается иного мнения – конфликт начался якобы с миномётных обстрелов азербайджанских сёл Гапанлы (Тертерский район, Азербайджанская Республика), Чырахлы (азерб. Çıraqlı, Агдамский район, Азербайджанская Республика), Орта Карвенд (азерб. Orta Qərvəнд, Агдамский район, Азербайджанская Республика), Алханлы (Физулинский район, Азербайджанская Республика), Шукюрбейли (Физулинский район, Азербайджанская Республика) и Чоджук Марджанлы (азерб. Cocuq Mərcanlı – «Маленький Марджанлы», Джебраильский район, Азербайджанская Республика). Официально – погибли двое детей. А если отбросить официоз, то Республика Армения, возможно, выполнила установку кураторов из Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии разжечь конфликт и втянуть в него Российскую Федерацию.

двойной клик - редактировать изображение

В свою очередь, бывший заместитель министра иностранных дел Азербайджанской Республики (17 января 2003 года – 22 октября 2013 года), 8-й министр обороны Азербайджанской Республики (с 22 октября 2013 года), генерал-полковник (2013 год) Закир Аскер оглы Гасанов (азерб. Zakir Əsgər oğlu Həsənov, в русской традиции также Закир Аскерович Гасанов, 6 июня 1959 года, Астаринский район, Азербайджанская ССР, СССР (ныне – Астаринский район, Азербайджанская Республика)), желая выслужиться перед продвинувшей его Турецкой Республикой, использует любой чих, чтобы усугубить давнее противостояние. В общем, нашла коса на камень.

8. Есть ли реальные причины для войны?

Разумеется, они есть. У непризнанной Нагорно-Карабахской Республики нет общей границы с Республикой Армения. Чтобы «воссо­единиться» с непризнанным армянским государством, вооружённые силы Республики Армения (арм. Հայաստանի Հանրապետության Զինված Ուժեր) оккупировала часть территории Азербайджанской Республики (даже не только территорию бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО)), а до поселения Агдам (азерб. Ağdam/Акна (арм. Ակնա, согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики является городом Агдам (Агдамский район, Азербайджанская Республика), согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, контролирующей поселение с 23 июля 1993 года, квартал Акна (город Аскеран, Аскеранский район, Нагорно-Карабахская Республика)), расположенного в Равнинном Карабахе и чуть дальше. Для Азербайджанской Республики вернуть эту землю – вопрос чести. Отсюда – резкость позиции военных Азербайджанской Республики. В свою очередь, Турецкая Республика опасается (и небезосновательно) за безопасность Нахичеванской Автономной Республики, хотя этот вопрос не относится к компетенции Турецкой Республики, а – Азербайджанской Республики. Ну и как в подобной ситуации не повоевать распоясавшимся лимитрофам, если Кремль ищет «партнёров», а не решает десятилетиями вопросы БОЛЬШОЙ РОССИИ?

9. Какие государства стоят за формальными участниками конфликта? Неужто в этой ситуации обошлось без США?

Как не покажется многим, но в этой ситуации обошлось без США. США конфликт в Закавказье не на руку – он ещё больше ссорит США с Турецкой Республикой. К тому же у элит США имеются сложные отношения с армянским лобби. В общем, этот конфликт не инициирован США. За Азербайджанской Республикой стоят интересы проникновения Турецкой Республики на постсоветскую территорию, Республике Армения подыгрывает Исламская Республика Иран. Ну а большую игру ведут между собой Российская Федерация и Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Так примерно выглядит общий расклад этого конфликта.

10. Если Российская Федерация вмешается, то на чьей стороне?

Формально, конечно же, Российская Федерация может вмешаться только на стороне Республики Армения. Российскую Федерацию связывает с Республикой Армения региональная международная организация «Организация Договора о коллективной безопасности» (ОДКБ, реже «Ташкентский пакт», «Ташкентский договор»). Однако Республика Армения пока не воюет, а с непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой у Российской Федерации никаких договоров нет. На самом деле, это ситуация – гораздо сложнее. У Российской Федерации имеется проблема с международным признанием вхождения в её состав полуострова Крым, у Республики Армения – Нагорно-Карабахская Республика. Если признать территориальную целостность Азербайджанской Республики, то придётся признать её и за Украиной. А тогда, понятное дело, появляются нюансы. С Азербайджанской Республикой у Российской Федерации наладились особые отношения, и портить их совсем не с руки ни Российской Федерации, ни Азербайджанской Республике. Скорее всего, Российская Федерация продолжит продавать оружие обеим сторонам, одновременно склоняя к урегулированию и армян, и азербайджанцев.

11. Почему Российской Федерации не ввести «голубые каски» в непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику, чтобы избежать вой­ны и участия на стороне одной из государств?

Ввод «голубых касок» в непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику тогда не оставит аргументов против введения «голубых касок» и в Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику и Приднестровскую Молдавскую Республику, такие же непризнанные государства.

12. Сколько людей пострадало с начала конфликта? Сколько техники противника уничтожили участники конфликта?

Если верить официальным сводкам – примерно по 1,5 – 2 тыс. человек убиты и по 2,5 тыс. ранены с каждой из сторон. Но верить официальным сводкам не склонны ни в Российской Федерации, ни в государствах Европейского Союза. «Все врут, и врут обо всём». Тогда ради чего врут стороны конфликта? Ради того, чтобы втянуть в конфликт третьи государства, прежде всего, Российскую Федерацию и Турецкую Республику.

двойной клик - редактировать изображение

13. Поедет ли Владимир Владимирович Путин усмирять разбушевавшихся соседей?

двойной клик - редактировать изображение

Мирить разбушевавшихся соседей В.В. Путин поедет едва ли. Впрочем, скорее бывший депутат Национального собрания Азербайджанской Республики I и II созывов (1995 года – 4 августа 2003 года), бывший 7-й премьер-министр Азербайджанской Республики (4 августа 2003 года – 4 ноября 2003 года), 4-й президент Азербайджанской Республики (с 31 октября 2003 года) Ильхам Гейдар оглы Алиев (азерб. İlham Heydər oğlu Əliyev, в русской традиции также Ильхам Гейдарович Алиев, 24 декабря 1961 года, город республиканского подчинения Баку, Азербайджанская ССР, СССР (ныне – город республиканского подчинения Баку, Азербайджанская Республика)) и бывший депутат Национального собрания Республики Армения V и VI созывов (6 мая 2012 года – 8 мая 2018 года), бывший лидер фракции либерального политического партийного альянса «Блок „Елк“» (также «Выход», «Исход», арм. «Ելք» դաշինք, «Elkʿ» dashinkʿ) в Национальном собрании Республики Армения VI созыва (18 мая 2017 года – 8 мая 2018 года), 16-й премьер-министр Республики Армения (с 8 мая 2018 года, бывший 2-й врио премьер-министр Республики Армения (16 октября 2018 года – 14 января 2019 года)) Никол Воваевич Пашинян (арм. Նիկոլ Վովայի Փաշինյան, 1 июня 1975 года, город республиканского подчинения Иджеван, Армянская ССР, Закавказский экономический район, СССР (ныне – Иджеван, Тавушская область, Республика Армения)) приедут в город Москва (Центральный федеральный округ, Российская Федерация) или в город Сочи (Краснодарский край, Южный федеральный округ, Российская Федерация), то, может быть, он и выступит в качестве миротворца. Ходят такие слухи.

двойной клик - редактировать изображение

14. Вот что говорит журналист, корреспондент, политический журналист, новостник российское электронное средство массовой информации «Правда.Ру», специалист отдела по работе с органами государственной власти и общественными организациями, кандидат политических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Российской академии наук Артур Игоревич Аваков (1 марта 1988 года, Москва, Центральный экономический район, РСФСР, СССР): «Худший сценарий – расширение конфликта, разрастание на всё Закавказье. То, что мы видим сегодня, это – только начало. Война уже вышла за пределы Карабаха. Скорее всего, стороны конфликта будут воевать до какого-то ощутимого перелома, а затем согласятся сесть за стол переговоров. Причём противник должен испугаться последствий и решить тоже сложить оружие хотя бы на время. Для этого может потребоваться неделя, месяц или даже несколько лет. Решающее значение будет иметь международное давление, ни в коем случае оно не должно ослабевать. Но вот что я хотел бы подчеркнуть. Если азербайджанцы решат, что их сооте­чественники гибнут на фронте, а прогресса – нет, они могут обвинить в провале Ильхама Алиева и попытаться его свергнуть. То же и с Пашиняном. Как видите, ситуация может перейти из внешней фазы во внутреннюю. Ещё одна угроза – с азербайджанской стороны в конфликт может вступить Турция, а с армянской – Иран. Официальный представитель иранского МИДа Саид Хатипзаде хотя и опроверг, что Тегеран отправляет на территорию Армении военную технику и оружие, но и намекнул, что Иран заинтересован в ослаблении Турции как регионального игрока».

Но общий вывод из любого политического, экономического, социального, национального, этнического, религиозного, кланового конфликта на постсоветской территории – кризис государственности БОЛЬШОЙ РОССИИ, последние примерно тридцать лет зашедший в фазу постгосударственного общественного кризиса советского социума, а также активнейшая деятельность на постсоветской территории специальных служб иностранных государств и агентуры закрытых наднациональных групп мирового согласования и управления. Российская Федерация, чтобы спастись от своего дальнейшего распада-развала, должна интегрировать всё постсоветское пространство в единое государство и единый субъект международного права.

1.0x