Всё началось в 1995 году. Во Владимире проходил первый в истории нашего государства конкурс исполнителей русского романса. Никогда раньше романс не пользовался любовью правящей культурной верхушки. Романс не считали серьёзным жанром, смотрели на него, как на забаву. А тут по инициативе Министерства культуры организовали первый всероссийский конкурс исполнителей русского и цыганского романса в память народного артиста России Николая Жемчужного. Этот конкурс и сейчас существует.
Я, конечно, сразу же поехал туда и стал лауреатом конкурса. И тогда же у меня появилась мысль положить все силы на то, чтобы романс никогда не исчезал из жизни нашего народа. Обогатиться и мысли не было, я просто хотел дарить людям красоту. В 1997 году в Доме учёных прекратил своё существование маленький клуб любителей русского романса и меня пригласили на работу. Я поставил условие: «Дайте большой зал». Дали. И в течение семи лет, каждый месяц, мы делали концертную программу. И посыпались звонки, без преувеличения, со всей России, да и не только России: «Ребята, мы наслышаны, что у вас так хорошо, можно мы тоже выступим?»
Так появился Фестиваль русского романса. И я с удивлением и радостью обнаружил, что я не один такой «горемыка», что нас много. Мы объединились и за пятнадцать лет сделали достаточно много.
Когда мы отмечали своё десятилетие, национальный комитет по наградам (есть такой) меня наградил орденом Ломоносова за личный вклад в культуру страны. За десять лет мы дали свыше тысячи концертов, выступали на лучших сценах страны.
В 2004 году в рамках книгоиздательской программы Правительства Москвы у меня вышло уникальное издание — книга-фотоальбом «Боги сцены Российской Империи. Жизнь на подмостках и за кулисами». В основе издания — материалы моей работы в области истории русской вокальной школы, мои архивы и коллекции. Три части книги рассказывают о двадцати российских звездах оперы и эстрады начала ХХ века и об иностранных гастролёрах, оставивших заметный след в русской музыкальной культуре. Издание содержит свыше 300 иллюстраций, большая часть которых не публиковалась никогда.
Одно из главных направлений «Изумруда» — проведение трёх конкурсов. В 2000 году состоялся конкурс русского романса в Кинешме, городе, связанном с именем А.Н.Островского. Благодарные горожане собрали деньги и построили театр имени Островского, который существует до сих пор уже в новом здании. Старое — бревенчатое тоже сохранилось. Сейчас этому конкурсу пошёл уже двенадцатый год, и он обрёл статус международного. В конкурсе принимают участие граждане Китая, Украины, Белоруссии, стремятся к нам и певцы из Прибалтики, но есть трудности, связанные с визами. И российская география постоянно расширяется: Сибирь, Север, Санкт-Петербург, Москва.
В феврале в Нижнем Новгороде состоится новый конкурс «Во имя доблести, добра и красоты» — памяти великого князя Константина Константиновича Романова.
В 2008 году исполнилось 150 лет со дня рождения великого князя. К этой дате наш клуб получил приветствие от главы Российского императорского дома, великой княгини Марии Владимировны. Был учреждён специальный приз за лучшее исполнение романса на стихи Великого князя — столовое блюдо с фамильной романовской надписью.
Почему великий князь Константин Романов? Во-первых, это большой русский поэт, известный под псевдонимом К.Р. Так, на его стихи Чайковский написал романсы «Растворил я окно», «Я сначала тебя не любила».
Около ста пятидесяти произведений было положено на его музыку. В сумме получается около трёх сотен произведений, которых никто не знает. А надо знать!
Конкурс мы проводим совместно с канцелярией её императорского высочества, с Российским дворянским собранием. Конкурсанты должны исполнить три произведения: одно, связанное с творчеством великого князя Константина, второе, посвящённое героям Отечественной войны 1812 года, причём, не просто героям, но участникам войны: Алябьев, Жуковский, Грибоедов, Денис Давыдов, князь Львов.
«Изумруд» издаёт компакт-диски, на них записано свыше десяти концертных программ. К столетию романса «Не уходи, побудь со мной» мы записали двадцать пять неизвестных романсов Николая Зубова, автора «Не уходи».
Также романсы композитора Леонида Малашкина, которого мы знаем по одному-единственному романсу на стихи Григория Лишина «О, если бы мог выразить в звуке». Великий романс. А у него их, оказывается, огромное количество, и все потрясающей красоты!
В начале девяностых я несколько раз был на гастролях в Пятигорске. А в какой город ни приезжаю — сразу в музей. И вот в Пятигорске я оказываюсь в доме-музее Лермонтова. Оказалось, что одно только стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» имеет около девяноста вариантов музыки самых разных композиторов: от современников Лермонтова до плеяды наших — Хренников, Эшпай. Представляете, сколько там нот хранится, и наша задача, ассоциации русского романса, хотя бы что-то вернуть, чтобы всё это звучало. Ведь эти песни должны быть в каждой семье, на них дети должны расти.
Мне самому в детстве повезло. Я родился в музыкальной семье, в доме всегда звучала вокальная музыка. Мама моя скрипачка, а дед работал в оркестре кинематографии СССР. Участвовал в работе над фильмами Роу, Птушко, мультфильмами пятидесятых. Например, в «Снегурочкв», в сцене, где пастушок выходит на лужок и играет на свирели — это играет мой дед. Кстати, он и назвал меня Надиром в честь своего любимого героя из оперы Бизе «Искатели жемчуга».
Я считаю, что главней человеческого голоса в жизни ничего нет: это красота, это природа, это совершенство. Поэтому я всё время испытываю преклонение перед певцами, с которыми имею дело, с которыми работаю.
У нас в «Изумруде» замечательные исполнители. О каждом могу говорить и говорить. Но особенно сегодня мне хотелось бы сказать о гениальном певце Геннадии Каменном. Главное в артисте — это творческая индивидуальность. Иногда слушаешь радио и не можешь понять: то ли поёт Иванов, то ли Петров. А вот Каменного узнаёшь сразу. Когда слышу Геннадия, у меня всегда ощущение восторга, восторга перед чудом красоты человеческого голоса. Каменный настолько от природы богато одарён голосом, музыкальностью, техникой, что его невозможно ни с кем перепутать.
Вот я всю жизнь учусь петь. И таких нас — большинство. Десять учишься, потом десять лет совершенствуешься и потом на протяжении всей жизни какие-то крупицы знаний набираешь. А Каменный или же Алла Баянова — такими родились. Они поют, как птицы.
Я считаю, Геннадий Каменный — лучший лирический тенор России. Другого такого голоса у нас нет. Голос полётный! Некоторые артисты на сцене страшно работают, все в поту, извлекая голос, а у Гены он летит сам. Это от природы, этому не научишь.
Геннадий Каменный имеет в репертуаре огромное количество произведений. Есть такие, которые, кроме него, никто не поёт. Например, романс Бориса Плотникова «Сладким запахом сирени». Картина природы, восторг перед ней, и всё это Каменный передаёт как никто другой. У него сам голос предназначен для этого. Гениальная работа! Геннадий Каменный — один из изумрудов нашего «Изумруда». И повторюсь — лучший лирический тенор России!
Официальный сайт Надира ШИРИНСКОГО — http://www.romance-nadira.ru/