Сообщество «Посольский приказ» 15:31 15 сентября 2020

Конституция Сирии: «лаконичность» Муаллема и детальный подход Лаврова

Недавний визит российской правительственной делегации в Дамаск вызвал большой интерес со стороны СМИ, получив различные оценки у комментаторов и аналитиков.

Некоторые эксперты предположили, что Башар Асад выдвинет свою кандидатуру на президентских выборах в Сирии, намеченных на середину будущего года. Другие утверждали, что он не станет этого делать и будет искать себе подходящую замену. Ряд аналитиков и журналистов сделали прогнозы относительно шагов, которые могут быть предприняты международными игроками по вопросам, касающимся сирийского конфликта. По их мнению, визит российской делегации готовит почву для «постасадовской» Сирии. При этом Россия исходит из собственных интересов, сохраняя, по выражению комментаторов, «свои монопольные контракты», в первую очередь, касающиеся использования морского порта Тартус и военной базы Хмеймим, а также другие соглашения, заключенные с сирийским правительством.

По мнению ещё одной группы экспертов, Россия готова оказать экономическую помощь Сирии в обмен на выполнение «политических условий» и осуществление «определённых шагов». Им возражают те, кто не верит в способность Дамаска пойти на какие-либо перемены. Они полагают, что сирийское руководство, одержавшее победу над террористами и сорвав планы региональных и международных игроков, касающиеся Сирии, рассчитывают на установление отношений стратегического сотрудничества с Россией. Некоторые аналитики утверждают, что Россия вынуждена поддерживать руководство Сирии, так как это позволяет Москве сохранить свои военно-морские и военно-воздушные базы у «тёплых вод» Средиземного моря. По их словам, именно стратегическая важность этих объектов даёт России возможность усилить свои международные позиции, продемонстрировав тем самым российскую мощь Соединённым Штатам и их союзникам в НАТО, а также возможность вернуть былой авторитет, утерянный после распада Советского Союза и роспуска Организации Варшавского договора. Сторонники ещё одной точки зрения уверены в том, что США «уступили» Сирию России в соответствии с договоренностями, достигнутыми обеими странами. Суть договоренностей, по словам этих аналитиков, заключается в том, что Сирия полностью становится «зоной ответственности» России.

В этой связи хотелось бы внести ясность в некоторые аспекты вышеперечисленных «гипотез» для того, чтобы, так сказать, «пролить свет» на простые и очевидные факты, которые можно увидеть при объективном и беспристрастном анализе заявлений представителей российского и сирийского руководства.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе совместной пресс-конференции со своим сирийским коллегой Валидом Муаллемом заявил, что работа Конституционного комитета не ограничена «временными рамками», подчеркнув также, что нынешняя Конституция «продолжит действовать до тех пор, пока не будет принята новая Конституция».

Это заявление российского министра не следует понимать как подтверждение того, что Россия не заинтересована в завершении работы по конституционным изменениям или в принятии новой Конституции. Дело в другом: Россия выступает против того, чтобы устанавливать какие-то временные рамки для этой работы, потому что она не хотела бы повторения иракского или ливийского сценария в Сирии, не хотела бы давать повод некоторым силам «по-своему» толковать положения резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН, и в частности, использовать эту резолюцию в качестве предлога для проведения военных операций против Сирии.

В этой связи хотелось бы отметить, что ответы министра иностранных дел Сирии на вопросы журналистов на вышеупомянутой конференции были краткими, но не вполне удачными. Так, например, он заявил, что «мы отвергаем всё, что противоречит Конституции». Эти слова дали аналитикам повод выдвигать самые различные предположения и гипотезы и предоставили некоторым из них возможность «половить рыбу в мутной воде».

С другой стороны, Сергей Лавров достаточно подробно изложил российскую позицию по курдской проблеме и по политическому транзиту власти в Сирии, подчеркнув важность выполнения резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН и необходимость оказания экономической помощи стране с целью преодоления последствий санкций, затрагивающих всех сирийцев без исключения. Хотел бы отметить в этой связи, что Россия участвует в создании международной группы по оказанию помощи Сирии. Работа в этом направлении будет завершена в ближайшие дни с целью оказания всеобъемлющей помощи Дамаску без каких-либо предварительных условий. Эта инициатива пользуется поддержкой ряда стран.

Но вернёмся к вопросу, касающемуся цели визита российской правительственной делегации в Дамаск в контексте развития двусторонних отношений между Россией и Сирией. Этот визит имеет огромное значение в настоящее время, когда сирийская экономика находится в катастрофическом положении в результате продолжающегося уже девять лет конфликта и введённых против Сирии санкций. Целью визита было обсудить шаги, призванные оперативно реанимировать сирийскую экономику, подтвердить готовность России протянуть руку помощи своим друзьям, внести посильный вклад в облегчение страданий сирийского народа, особенно в условиях пандемии коронавируса, перебоев с электроэнергией, нехватки топлива. Это обстоятельство имеет огромное значение именно сейчас, когда не за горами зима, которая в этом году обещает быть особенно суровой. Следовательно, на плечи сирийского правительства ляжет дополнительное бремя в связи с необходимостью обеспечения бесперебойной работы отопительной системы. Вдобавок ко всему Сирия столкнулась с ещё одной проблемой - пожарами. Для борьбы с ними стране необходима международная помощь.

Касаясь политической составляющей сирийского конфликта, необходимо отметить, что Россия подтвердила свою неизменную позицию при обсуждении с сирийской стороной шагов, которые следует предпринять на востоке и северо-западе страны, где Москва играет посредническую роль в решении вопросов, возникающих между различными сторонами. При этом Россия действует «по ситуации», исходя из своей неизменной позиции по вопросам суверенитета и территориальной целостности Сирии, поддерживая решимость Дамаска не отдать врагу ни одной пяди своей земли и полностью восстановить свой суверенитет на всей территории страны.

На мой взгляд, события в Сирии в ближайшем будущем должны развиваться следующим образом:

- внесение конституционных поправок и проведение всенародного референдума по этому вопросу. Эту задачу можно было бы решить до марта 2021 года;

- проведение парламентских выборов в мае 2021 года;

- проведение президентских выборов в июле 2021 года.

Эти шаги соответствуют содержанию резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН, а ответственность за их осуществление возложена на сирийский народ. Необходимо уложиться в эти временные сроки для того, чтобы приступить к мерам по спасению Сирии, не выдвигая при этом никаких предварительных условий. Думается, Дамаск должен положительно откликнется на меры, призванные способствовать решению задачи по строительству новой Сирии и дистанцируется от всего, что может помешать шагам в этом направлении.

Что же касается предложения некоторых лиц создать временный «совет» как переходный орган власти, то такой подход, на мой взгляд, не является конструктивным. Дело в том, что подобные «советы» создаются, как правило, при возникновении чрезвычайных ситуаций. В Сирии ситуация практически стабилизировалась. Перемирие и режим прекращения огня соблюдаются почти на всей территории страны, за исключением Идлиба и его пригородов, где ситуация постоянно мониторится в соответствии с договоренностями «астанинской группы», в которую входят Россия, Турция и Иран.

Некоторые журналисты и политики говорят о неких разногласиях, существующих между странами «астанинской группы», о «конкуренции» между тремя странами, каждая из которых якобы претендует на «ведущую роль» в Сирии и стремится извлечь из этого максимальную выгоду. Думается, такой подход далек от истины. Все три государства-члены «астанинской группы» действуют согласованно, преследуя одну цель-достижение справедливого всеобъемлющего мира, обеспечение устойчивой стабильности на Ближнем Востоке на основе добрососедских отношений между странами региона и учёта мнений друг друга, создание предпосылок для процветания и мирного сосуществования этих стран. Контакты между странами «астанинской группы» осуществляются практически ежедневно, происходит обмен делегациями, визитами высокопоставленных лиц, экспертов по различным вопросам. Между лидерами этих стран установились отношения, базирующиеся на взаимном уважении и доверии.

Разумеется, вышеперечисленное не означает, что позиции этих стран по всем вопросам полностью совпадают. Существующая общая платформа для диалога и достижения взаимопонимания даёт возможность каждому из участников «астанинской группы» высказывать свою собственную точку зрения по тому или иному вопросу, преследуя при этом интересы своей страны, и в то же время достигать компромисса, базирующегося на понимании общих интересов. Именно учет общих интересов становится определяющим фактором при принятии важных судьбоносных решений. И наконец, не следует забывать, что только сирийский народ является «последней инстанцией» при принятии решений, исходя из интересов своей страны. Это непреложная истина, которая не обсуждается.

В заключение хотел бы обратиться к своим сирийским братьям с призывом поставить во главу угла цель прекращения страданий народа Сирии. Эта цель превыше всех политических, личных, региональных и международных интересов. Неужели не пришла пора положить конец девятилетнему периоду беспросветной жизни Сирии? Сирийский народ заплатил своей кровью за будущее страны, которое обсуждается за столом переговоров, будущее, которое пока ещё никому не известно. Миллионы сирийцев стали беженцами и перемещёнными лицами в результате братоубийственной войны, вспыхнувшей в стране - колыбели человеческой цивилизации. Эти люди не знают, когда вернутся домой и куда вообще они вернутся. Многие граждане Сирии стойко выдержали выпавшие на их долю испытания, такие как нищенское существование, голод, болезни, угроза смерти в любой момент.

На плечи политиков и представителей СМИ сейчас ложится огромная ответственность. Они должны перестать подливать масло в огонь, разжигать конфликты и кризисы, увеличивая количество «просмотров», которое растет прямо пропорционально росту убитых и раненых, прекратить бесплодные политические споры в угоду своим личным или региональным интересам, игнорируя интересы обездоленных, голодных, страдающих граждан Сирии, и прежде всего, детей, абсолютно не задумываясь при этом над будущим страны…

Несмотря на все страдания, Сирия живет. Человеческая же жизнь недолговечна. Давайте же остановимся! Хватит жертв и разрушений! Давайте попробуем создать новую реальность и надеяться на лучшее будущее нашей любимой Сирии!

1 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
14 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x