Сообщество «Посольский приказ» 00:07 25 апреля 2024

Конкордов шнур

украинский проект и столкновение интересов в Вашингтоне

Существует удивительное свойство управляющих умов, называемое "эффектом Конкорда". Имя этого свойства связано с самолётом, в который продолжали и продолжали вкладывать огромные деньги, хотя бесперспективность проекта стала очевидна довольно рано. "Конкорд", конечно, полетел, но был выставочным проектом, юбилейным мероприятием, шумной пугалкой для туристов и аттракционом, демонстрирующим достижения европейского авиастроения. На примере "Конкорда" ярко видна пагубность неспособности ответственных людей признавать свои ошибки: с каждым следующим шагом, требующим повышения вложений, новые траты оправдываются старыми. Украинский проект, имевший, да и до сих пор имеющий для его организаторов несомненные плюсы, — а удивительную эффективность самой успешной антироссийской акции в истории, отчуждение, разделение и привитое сумасшествие десятков миллионов некогда русских людей будут изучать на кафедрах политической психологии — с затягиванием полномасштабной войны превратился в такой вот "Конкорд", и метания угасающих умов в его главе достойны изучения на упомянутых кафедрах ничуть не меньше.

В конце прошлого октября у нас выходил текст про столкновение интересов в Вашингтоне — столкновение, результатом которого стала отставка старого главы Палаты представителей и назначение на пост спикера нижней палаты Конгресса, третьего лица в государстве, мутного гражданина по имени Майк Джонсон. Тогда ожидание его скорой отставки прямо-таки витало в воздухе: в Конгрессе тон задавали малочисленные сторонники Трампа, количества которых, однако, хватало на угрозу вынесения вотума недоверия и на блокировку любых неугодных бывшему президенту законопроектов, а сверху на Конгресс давили серьёзные люди, поначалу требовавшие выделения денег как бы Украине, но на деле — орде лоббистов, облепивших украинский вопрос. Очень скоро, впрочем, Майка спасли два связанных с американскими интересами события: Израиль застрял в Газе, а Украина застряла в кампании самобичевания, перемежаемой военными поражениями типа падения Авдеевки. В связи с этим стали ясны две вещи: во-первых, Израилю нужно больше денег. Для законодательного органа, где куча народу имеет гражданство этого государства, такой вывод не стал сюрпризом. Сюрпризом не стало и, во-вторых, решение не выделять Украине новые транши, повесив финансирование киевского проекта на Европу. Обоснование законодательного тупика было следующим: демократы хотели принять пакеты помощи дорогому республиканскому сердцу Израилю и любимой демократическими умами Украине вместе, республиканцы хотели ещё и укрепить южную границу, на что их оппоненты, не желающие прерывать приток новых избирателей, не соглашались. Словом, обычный тупик либеральной демократии, придававший модератору парламентской грызни больший вес, чем номинальному главе государства. Но то, как это было обставлено, заслуживает внимания: параллельно нытью о клинче Конгресса в американской прессе разгонялись страшилки о том, что украинская армия, стоящая на защите Парижа и Лиссабона, находится в шаге от коллапса, и последний солдат там стреляет последним снарядом из последней пушки по бесчисленным "ордам кровожадного оккупанта". Таким образом как бы подразумевалось: если не мы, то кто? Европа, конечно! На прошлой неделе говорили о паломничествах во флоридский дом Трампа, где обрадованные европейцы в лице британского лорда-дипломата Кэмерона просили Трампа передумать. Тогда казалось, что оранжевый тиран в отставке непреклонен, но вдруг Вашингтон зашевелился.

После атаки Ирана на Израиль стало понятно, что один вечер противоракетной дискотеки в левантском небе обошёлся любимому государству американских конгрессменов в миллиард с лишним долларов, а Тель-Авив вовсю планирует ответ. Увещевания лидеров G7, описываемые американскими газетами, и звонки Байдена к Нетаньяху, изображённые израильской прессой, имели целью не допустить жёсткого ответа, но Тель-Авив пустые слова не интересовали. Вскоре пошли разговоры про условия, при которых Израиль не станет отвечать новой эскалацией, а в ночь на 19 апреля был нанесён страшный ответный удар на ответный удар. Настолько страшный, что персам пришлось узнавать о нём из израильской прессы, а бывшая целью удара авиабаза Исфахан не была задета — причём по словам CNN. При этом авторство удара евреи не признали — кто-то неизвестный просто попытался ткнуть в важную авиабазу, не смог, и на этом инцидент был исчерпан. То есть сделка, предполагавшая вялый ответ Израиля, была заключена, и вопрос был лишь в том, на какие условия согласился пойти Вашингтон. На эти условия намекали как участившиеся упоминания скорого прихода Конгресса к компромиссу по вопросу украинских денег, так и подозрительное молчание Трампа и почти всех его трампят. И вот 20 апреля, спустя полгода после начала законодательного тупика, свершилось чудо! Украине отсыпали американских денег! Строго говоря, в ходе аттракциона невиданной щедрости денег отсыпали вообще всем — проверьте карманы, может, и вам перепала пара миллиардов. Восемь миллиардов получил Тайвань, 26 миллиардов получил Израиль — хватит на 26 ночей атак копеечными персидскими дронами. Наконец, почти 61 миллиард получил Киев. Вернее, конечно, не сам Киев, а администрация США на нужды Киева. Спикер Джонсон, от которого отвернулась половина собственной партии, но зато которого поддержали демократы, пытался подсластить горькое лекарство республиканского провала законом о запрете TikTok и смягчить открытое нарушение собственных обещаний, описывая, что чуть ли не 80% всех выделенных денег пойдёт на восстановление высушенных американских арсеналов, но здесь следует присмотреться поподробнее.

В разговоре о том, что же именно им там отсыпали, следует избегать ловушек восприятия, которыми поле события испещрено, как запорожская степь минными воронками. Не надо голосом покойного Владимира Вольфовича говорить, что доллар — грязная бумажка и что бешеный печатный станок только искал повод запуститься. Не стоит говорить, что новые транши ничего не изменят — для погибших под купленными на эти деньги снарядами или для убитых в организованных на эти деньги контрнаступлениях они изменят всё. Нет нужды желать американцам новой гражданской войны — мы, до сих пор испытывающие на себе незаживающие раны гражданских войн, должны быть выше такого украинства. Да, деньги выделят — как и обещали. Да, часть этих денег дойдёт до адресата — как и предполагалось. Да, что бы ни говорили бодрые телепропагандисты, коллапса вражеского фронта и нашего наступления на Харьков, Сумы и Ивано-Франковск ждать не приходится — по крайней мере, в 2024-м. Но для людей на местах кардинально обстановка не поменяется, на реальный расклад сил это не повлияет, а что аудитория мудрецов из соцсетей в очередной раз ударилась в отчаяние или оказалась охвачена экстазом — кто ж ей враг?

Здесь бы хотелось подробнее присмотреться к структуре выделенного на украинское направление мешка долларов, но вот беда — с этой структурой ничего понять нельзя. Конечно, семь с лишним миллиардов прямой поддержки бюджета "второй Франции" и полтора миллиарда различных невоенных, энергетических и продовольственных штук более-менее ясны. Но вот полсотни миллиардов военной помощи описаны так, что понимать под этим можно что угодно. Почти 20 миллиардов описываются как идущие на восполнение утраченных запасов — тех самых 80%, о которых упоминал мистер Джонсон. 15 миллиардов пойдут на всякие разведывательные и подготовительные мероприятия, а 14 — на прямые заказы всякого военного барахла Киевом на американских предприятиях, то есть вот она, та самая военная помощь. И вроде бы почти все деньги остаются в семье, но уж больно такие мутные формулировки отдают стандартным способом создания американского бюджета, где сначала пару десятков триллионов выделяют на размытые цели типа борьбы с глобальным потеплением, а потом уважаемые люди из внезапно оплывших грантами фондов покупают себе особнячки на острове Нантакет. В любом случае мотивация того самого вашингтонского стержня, что принялся хлопать и радоваться после принятия бюджета прямо в зале заседаний, ясна: нужно пилить, пока пилится, никто не знает завтрашних обстоятельств. Что-то перепадёт Украине — хорошо, что-то осядет по пути — ещё лучше.

Внимания достойны слухи о том, что́ входит в пакеты военной помощи: обеспечение противовоздушной обороны и вроде бы даже столь вожделенные F-16. Помимо того, что всё это безумно дорого — масштабы распилов именно в высокотехнологичной сфере американского ВПК давно вошли в легенды, а на прошлой неделе шуму наделало выступление всё в том же Конгрессе на тему пакетика с гайками для F-35 за 90 тысяч долларов, — так ещё и большой перевес обеспечить не в состоянии.

Простота ударов по тылу, медиаобраз американской помощи, выраженный в красивом, пусть и устаревшем, истребителе, победа в долгой и нудной газетной драме — в войне двадцатого века приёмы войны века двадцать первого не двигают фронт и не обеспечивают дивизиям пеших средств разминирования сотен танков и броневиков. Даже столь яростно требуемые Украиной снаряды застряли где-то в аду европейской бюрократии: чехи то ли купили их, то ли только собираются, наскребают на них деньги всем миром и обещают поставить миллион снарядов то к лету, то вовсе в 2025-м. Но снарядов всё нет, и это даже не вопрос денег: вы и сами понимаете, что печатать доллары и налаживать кадроёмкое и убыточное военное производство — радикально разные вещи. Вопреки широко распространённому мнению, выделенные Конгрессом свежеотпечатанные деньги получится-таки затолкать в изношенные стволы артиллеристских орудий, только стрелять всё это будет кое-как.

Но помимо вопроса "куда девать деньги", конгрессменов и конгрессвуманок очень волновал и другой вопрос — "откуда эти деньги брать". Касаемо громкого решения об изъятии российских активов, коих в Штатах имеется аж на пять миллиардов, было сказано очень многое. Одни утверждали, что демонстрация неуважения к частной собственности в самом сердце Запада будет стоить доверия к долларовой системе. Другие говорили, что пять миллиардов — дробинка для слона, и их воровства никто не заметит. Третьи танцевали, ожидая реальных трат украденных денег на восстановление Украины. Но правда при ближайшем рассмотрении оказалась скучна и банальна. Во-первых, закон просто описывает механизм возможного изъятия, но не обязывает ни президента, ни хранителей государственных активов передавать их на нужды Украины — такая же история была в Канаде, где ограничились примерно похожим актом, потенциально позволяющим изъять хранящиеся у Оттавы (или где у них там столица) сто миллионов российских долларов. Во-вторых, то самое изъятие активов нужно прописывать лишь на крайний случай, потому что до сих пор всё делалось намного проще — под залог капающих с этих самых активов процентов выпускались облигации на сто тысяч лет, которые должны были выкупать большие фонды и оперировать ими как реальными деньгами (коими активы не являются). Так что если пришлось описывать у себя механизмы прямого отжима этих виртуальных денег (сиречь, легитимного права напечатать долларов на нужную сумму), то это значит, что спрос на облигации со сроком возврата в 2077 году почему-то не поражает воображение. В-третьих, надеяться на то, что именно после изъятия московских денег весь мир увидит западное лицемерие и нарушение правил основанного на правилах миропорядка, не приходится — аналогичные действия предпринимались уже много раз, пусть и не настолько прямо и не в таких больших объёмах: вспомните заморо́зки, предпринимаемые Штатами по любому поводу.

Следует повнимательнее присмотреться к шевелениям мировой финансовой конъюнктуры. На прошлой неделе в Штаты приезжал премьер Японии Кисида, и то, как он облизывал американское покровительство над страной аниме и самоубийств, было описано в прошлом номере. Однако оказалось упущено из внимания то, как вокруг Кисиды плясали американцы. Причина проста: японский Центробанк оказался одной из последних крупных финансовых организаций, вкладывающих свои суверенные средства в американские облигации. Все остальные принялись скупать золото: индийцы, китайцы, арабы, самые разные посредники персов и нас с вами — все принялись пылесосить мировые рынки, скупая презренный металл сотнями тонн. Вместе с этим вложения в американские ценные бумаги упали, аукционы казначейских облигаций, как пишет The Wall Street Journal, мало кому интересны, а обещающие самые высокие выплаты долговые расписки на 30 лет — не нужны вообще никому. Рекордный дефицит бюджета и триллионы, идущие на обслуживание выплат по проданным ранее облигациям, — всё это не является прямым следствием отжимания чужих активов, просто недоверие к доминирующей в мире долларовой системе копится по капельке, каждая из которых вот уже много лет точит залитый ещё Рузвельтом бетон могучей дамбы. Шутки про госдолг, на который всем плевать, порой бывают действительно смешными, но когда прорвёт, весело не будет никому.

Однако вернёмся к началу рассказа. Похожий на глазастую птицу спикер Джонсон пошёл на сделку. Кинув собственную партию и обеспечившего ему поддержку Трампа, он согласовал выделение огромных денег на дальние рубежи американской глобальной империи. При всём этом принципиальное требование республиканцев, повторявшееся ими с октября, — обеспечение безопасности южной границы — не было упомянуто вообще. С чем же это связано? Почему из всего Конгресса, ещё недавно выдававшего десятки громких голосов о первостепенности нужд того государства, в столице которого вроде как заседает этот Конгресс, не замолчала только безсоромна баба Марджори Грин, которая предложила всем проголосовавшим за выделение денег Украине записаться в ВСУ? Из раза в раз с конца прошлого года, когда казалось, будто европейские комиссары и вашингтонские галстуки уже смирились с победой Трампа на выборах в ноябре, было ясно, что это смирение с далеко не очевидной перспективой. Да, его рейтинги высоки, а судебные гонения, требующие с него компенсации за нормальное для любого капиталиста стремление состричь прибыль, лишь увеличивают эти рейтинги. Но не стоит забывать и о целом наборе козырей в рукавах вашингтонских пиджаков: голосующие мертвецы, свежеприехавшие лица неустановленной национальности, а также заранее объявленный нелегитимным любой исход выборов с победой Трампа. И здесь мы вновь возвращаемся к старательно раздуваемым страхам deep state (к примеру, несколько раз цитировавшегося у нас Роберта Кагана, историка и мужа Виктории Нуланд) о том, что Трамп готовит диктатуру и, стоит ему вернуться в Белый дом, тут же начнёт репрессии. В последнее время с таким выступали Хиллари Клинтон (кстати, где она?) и Голливуд, выпустивший фильм "Гражданская война" (в нашем прокате по причине отсутствия в нём Махно и Чехословацкого корпуса названный "Падение империи"). Вся эта подготовка пусть и нацелена на мобилизацию обывателя, призванного не допустить Трампа к власти, но совершенно не учитывает специфики фигуры самого́ бывшего и, возможно, будущего президента. Мягкотелость и стремление договариваться погубили Дональда в его первый срок, и нет никаких оснований полагать, что сейчас всё будет иначе. Если на него начнут давить очередными расследованиями связей с Россией, если вновь масштабными вбросами перевернут картину выборов, если выведут на улицы орды хунвейбинов, то Трамп, петушась и возмущаясь, вновь уползёт в свою нору, а учитывая, что его враги, в отличие от него, не имеют склонности к помилованию побеждённых, нора будет на нарах.

Мутный гражданин по имени Майк Джонсон, напротив, к компромиссам не стремится, и его связи с разведсообществом и с элитами американского Юга не только заслуживают отдельного разговора, но и формируют его облик куда точнее постоянных переговоров с продвинувшим его на третью должность в стране Трампом. Например, показательно, как параллельно с громкими и заметными выделениями денег всем вокруг тот же самый Конгресс втихаря одобрил продление полномочий ЦРУ и АНБ по слежке за кем угодно за рубежом. К слову, под "за рубежом" попадает и любой контакт иностранца с американцем в пределах США, что, как показывает пример того же Трампа, вообще может касаться любого.

Словом, Джонсон провернул всё это согласование полностью в интересах Белого дома. И речь не только о нынешних маршрутах выделенных денег, или о наделении конкретно президента Байдена полномочиями отбирать чужую собственность, или конкретно сегодняшних спецслужб — и дальше за всеми следить.

Речь о том, что отложенные последствия такого выделения хлебнёт будущий президент. Нынешней администрации перспектива следующего года не особенно интересна: её горизонт планирования куда ближе, а в полноценный второй срок Байдена даже в случае его ноябрьской победы не верит никто. Припарка, приложенная к большой ране ближневосточного конфликта, выделение больших денег на украинский проект, за чьи неизбежные неудачи придётся отвечать в следующем году, наконец, упоминавшийся выше запрет TikTok (но не сейчас, а только через год без продажи его американцам) — всё это бьёт по перспективам Трампа в случае его не такой уж и вероятной победы, всё это призвано сделать будущего президента более управляемым и верным линии вашингтонской партии.

Ну а что насчёт самого́ восточноевропейского "Конкорда", от которого, как и от самолёта, куда больше шума, чем пользы? Смех над дурачками из соцсетей, которые не понимают концепции кредита (да, за этими деньгами скоро придут), или же над возомнившими о себе невесть что мыслителями, решившими, что новая доза вашингтонской зелени делает из них пуп земли, или над последователями особой математики, посчитавшими, сколько "Абрамсов" дадут на эти деньги, — это весело, но не стоит упускать из внимания самый очевидный момент.

Бюджеты были приняты строго после того, как Зеленский подписал новый закон о мобилизации, причём под 300 миллионов было пущено на усиление границы — но не дырявого забора американской, а украинской, дабы новые волны мобилизации проходили успешнее. Помимо того факта, что машина всепожирающей войны всё ближе подбирается к мужчинам 18-25 лет — самому надёжному и самому яростному стержню украинской нации, — так ещё и конца-края в обозримой перспективе этому не видно.

Разумеется, воспринимать всерьёз громкие публикации в различных Politico и The New York Times о скором конце Украины не стоило, как не стоило и верить директору ЦРУ и дипломату Бёрнсу, который в таких же выражениях прогревал публику перед заседанием Конгресса. Но сейчас, когда волна этих публикаций, как по нажатию кнопки, прекратилась (до скорого осушения бочки с долларами), видны намерения поддерживать нынешний уровень напряжения ещё долго. Не просто до следующего года. Если Трампу позволят вернуться в Вашингтон, он не станет сопротивляться авторитету огромного лобби, разжиревшего на украинских поставках, — Киев из убыточного и отвлекающего внимание от внутренних проблем коррупционного колодца превратится в цитадель добра, которой срочно требуется утвердить ещё пару сотен миллиардов.

К счастью, ничего из этого не имеет значения на земле. Российская армия ведёт наступление, и достаточных объёмов техники на отражение этого наступления у Киева нет. А значит, нужно просто продолжать делать то, что делали до этого, — методично и безэмоционально давить на врага, поддерживать работу великого множества агрегатов, составляющих живой механизм нашей страны, поддерживать нашу армию сборами и молитвами.

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
28 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x