«Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...»
Александр Блок.
Не так давно в одном из сообществ, посвящённых истории, зашла речь о русских изобретателях и первооткрывателях… Комментаторы тут же разделились на два лагеря. Несложно догадаться, на какие. Как всегда поднялось белоленточно-либеральное кликушество с непременным анекдотцем про «Россию – Родину слонов» и «советский микрокалькулятор – самый крупный микрокалькулятор в мире». И – далее по лекалу. «Русские ничего не создали – они нация-подражатель, берущая у тевтонов – законы и философию, у галлов – балеты, рифмы да кружева, у англосаксов – тёплый клетчатый плед и романтику моря…». Примерно в такие рассуждения пускается типовой, отштампованный русофоб, совершенно искренне (а может и за хорошие деньги!) полагающий, что только в России мужики пьют горькую и дерутся, тогда как в просвещённых Европах мужики не только не пьют, но… и любят друг друга, причём последнее, с его точки зрения, модно и даже полезно. Но сегодня мы поговорим о главной претензии, которую высказывает русофобски настроенная образованщина - о якобы укоренившейся привычке нашего человека всё перенимать у европейцев, обезьянничать, быть «как денди лондонский», а «русский Н, как N французский…» произносить не хуже, чем природный парижанин.
Я недаром употребила здесь термин «образоващина», как наиболее яркий антипод понятию «интеллигенция», чисто русскому явлению, кстати. В других странах, откуда иной раз берутся «…моды, авторы и музы», есть прослойка интеллектуалов, учёных, философов и так далее, но там нет этого уникального социального феномена - интеллигенции. И это нельзя перенять, кстати, в отличие от мод, – это родилось исключительно в России, в православной дворянско-разночинной среде и затем, после Революции, активно пестовалось Советской Властью. А в настоящее время, увы, эпоха образованщины – начитанной, но, к сожалению, космополитичной и бескультурной. У них иной раз доходит до крайней точки идиотизма – так, я неоднократно сталкивалась с мнением, что авторы советской киноленты «Строгий юноша» украли многие детали у нацистки Лени Рифеншталь, в частности, фрагмент «оживления» Дискобола. А посмотреть даты создания нашего фильма (1935) и хвалёной «Олимпии» (1937-1938) - видимо, не судьба. Им сразу становится скучно от осознания того, что кто-то советский, кто-то русский опередил цивилизованного европейца по части креатива. Им почему-то нравится осознавать, что русский мужик – непременно лапотное быдло, а не физик-ядерщик и не поэт-романтик. Впрочем, либералы любят бегать по своим митингам с незамысловатым плакатиком: «Мне стыдно, что я русский».
Разумеется, отрицать влияние Версаля на моды Петербурга или, скажем, вклад Эвариста Парни в формирование поэта Пушкина не приходится. Но является ли заимствование – типично российским явлением? По-французски тогда говорила вся аристократическая Европа. Если проследить историю стран и народов, то откроется занимательная подробность, возможно, по каким-то «этическим» причинам не замечаемая крикливыми русофобами. Весь путь человечества – это путь обучения, перенимания научных знаний и привычек друг у друга, но в результате – формирования своих национально-культурных особенностей. Так, в ряде культурологических работ прямо говорится, что Древний Рим – по сути - создал свою великую цивилизацию на обломках греческих полисов. Приводятся и примеры – грубые вояки-римляне выламывали колонны, статуи, барельефы греческих сооружений и перевозили их в Рим, после чего начиналось копирование и перенимание. Образованные греческие рабы учили римских отроков стихосложению и постижению гармонии, ну, и так далее. Но можно ли при этом утверждать, что Древний Рим – цивилизация, лишённая уникальности? Переняв у грека понимание красоты и золотого сечения, римлянин создал свою красоту, своё созвучие. Теперь мы говорим об античной культуре - в целом, как о некоей отправной точке в понимании прекрасного.
На базе греко-римских традиций возникли формы Ренессанса, а потом и классицизма. При этом кто-нибудь говорит о том, что итальянец Антонио Канова воровал у древнего грека Праксителя, потому что ничего не мог сам создать?! Мы учимся друг у друга, всю жизнь учимся. Михаил Ломоносов всегда почитал своих немецких учителей – Крафта, Эйлера, Вольфа. При этом он яростно боролся с так называемой норманнской теорией, согласно которой начало русской цивилизации положили «истинные арийцы» с Рюриком во главе. Спор норманистов с антинорманистами ведётся очень давно, однако, давно уже потеряна основная причина этой острой дискуссии. В XVIII веке, когда это всё началось, во всех странах Европы были популярны брошюры, объясняющие причины возникновения того или иного государства. Среди прочих выделялась версия, сообразно которой все цивилизации формировались пришлыми вождями. Любимым примером тогда считалось вторжение Вильгельма Завоевателя в английские пределы и, по сути, «сотворение», создание современной и понятной нам Англии. Именно мода на подобные теории и подтолкнула немцев Байера, Миллера и Шлёцера к написанию трудов, легших в основу норманизма. Ломоносов же утверждал, что все эти измышления ложны и никак не соответствуют действительности. Так, самым ярким маразмом тогдашних норманистов являлось утверждение, что название Холмогоры происходит от скандинавского Гольмгардия. Однако же теория о заезжем вожде укрепилась и дала повод местным русофобам (а заодно – нацистским теоретикам Третьего Рейха) считать, что славяне, в принципе, не в состоянии, выстроить собственную государственность.
Только почему-то англосаксов, которых действительно захватил норманн Вильгельм, наша образованщина не считает убогим стадом, только и ждавшим, что его соберут, построят и двинут в направлении Светлого Будущего. Парадокс. Ещё один интересный момент – почему-то именно русский народ принято обвинять в том, что он допустил до трона понаехавших немцев. Мол, где же ваша хвалёная самобытность, если вами рулила София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская, сместившая своего мужа - Петера-Ульрика Гольштейн-Готторпского? Любимый вопрос: «И сколько там было процентов ‘русскости’ в крови последнего императора, ставшего иконой вашей исконности?» А тот факт, что, например, англичанами в XVIII веке правила Ганноверская династия, никого уже не волнует? Или просто не в курсе? Только есть нюанс – Екатерина Великая очень быстро сделалась русской, даже где-то …чересчур русской (я имею в виду попытки вводить национальный костюм в придворный быт). Тогда как, например, Георг I и даже Георг II предпочитали говорить по-немецки, по-французски, и всю жизнь считались пришлыми ганноверцами. А что до британской культуры, так Георгам было решительно всё равно, на чьём троне пристраивать свои зады. Англия, так Англия. Также напомню, что гордой и вспыльчивой Испанией в XVIII столетии правили версальские Бурбоны, насаждённые ещё Людовиком XIV. Но почему-то именно русские – это «народ-стадо», которым могут править исключительно рачительные немцы да …злые, усатые грузины.
Или вот. Символом немецкой национальной идентичности до сих пор считается прусский король Фридрих Великий, как известно, предпочитавший французскую речь и французские вкусы. Он вообще полагал, что пруссак по своей природе не может, к примеру, музицировать или танцевать в балетах. Не черта немцу делать и в науках. Несмотря на Эйлера и Лейбница. Поэтому Пруссия тратила значительные суммы на содержание актрис – сестёр Кошуа, физика-астронома Мопертюи, танцовщицы Кампанини, философа Ламетри и прочих королевских сотрапезников, вроде модной «игрушки» тогдашних государей – господина Вольтера. Понимаете? Тевтон открыто презирал всё тевтонское, будучи не просто частной персоной, предпочитавшей бургундское – баварскому, а, собственно, первым лицом государства. При всём том, именно Фридрих Великий регулярно выступал (и выступает до сих пор) неким воплощением немецкой «фёлькиш-идеи». Тогда как всё та же немка-Екатерина блестяще владела русским языком и требовала, чтобы при дворе звучала исключительно русская речь. Известно, что супруга Павла I – Мария Фёдоровна обратилась к царице по-немецки, после чего услышала от свекрови нижеследующую фразу: «Мадам, я не понимаю вас!»
Ещё одна любимая тема русофобов – русские ничего не изобрели, даже велосипеда. Кстати, российская веломашина появилась одновременно с британской – простой мужик по фамилии Артамонов в 1801 году опробовал своё творение и совершил первый в мире велопробег. Просто у русских всегда была проблема с получением бумаг, патентов и прочих штампиков, подтверждающих изобретение. Почему так? А потому что – незачем. Западный гений всегда стремится от всего получить свой барыш (будем считать, что честный барыш), поэтому он действительно озадачен вопросами копирайтов и прочих лейблов. Русский человек чаще всего творит, потому что душа просит, поэтому английские или французские изобретения, совершившиеся иной раз на год-два…-десять позднее аналогичных русских, срочно документировались и внедрялись в производство. И – громко рекламировались газетами. Прибыль, слава и возможно даже титул, а не просто какая-то красивая научная мысль-мечта. В своё время мне довелось прочесть интересное сравнение русского, советского понимания Космоса и, соответственно, – западного. Для русских полёт Гагарина был прорывом в небо, чем-то, вроде разговора с Богом. Да, конечно, обществу насаждался официальный атеизм, но было ли это чистым атеизмом? Вот в чём вопрос… Русский космос – это романтика, это яблони на Марсе. Для американца открывшаяся человеку вселенная была, прежде всего, ареной для получения грядущих прибылей и материальных благ. Замечу, что статья была, как раз,…американская. Автор с горечью отмечал, что его соотечественники желают во всём видеть исключительно торгашеский прок, забывая о главном предназначении Человека - познавать мир и Бога, не думая в этот момент, сколько миллионов долларов принесёт разработка недр на соседних планетах.
…Да, конечно, театр в Россию пришёл из Европы: основоположником русского балета считается француз Жан-Батист Ланде, а родоначальником русской оперы – итальянец Франческо Арайя. Что характерно, и французскую оперу создал итальянец Джованни-Баттиста Люлли, да и с балетом не всё так просто – считается, что моду на это зрелище ввела Екатерина Медичи, которая была тоже не из-под Тулузы. Что же касается англичан, то они любят пошутить, что лучший британский композитор – это …Георг-Фридрих Гендель, как известно, долгое время работавший в Англии. Первым французским кутюрье, поставившим лейбл на своё творение, был англичанин Чарльз-Фредерик Ворт. Символом французского величия до сих пор считается понаехавший корсиканский артиллерист. Таких примеров можно привести очень много.
Так вот балет… Взятый некогда у европейцев, русский балет сделался не просто уникальным, но и почитаемым во всём мире в качестве непререкаемого образца. Забавный пример – в старой французской комедии начала 1970-х годов «Человек-оркестр» глава хореографической труппы спрашивает, у кого училась танцовщица. Девушка называет исключительно русские фамилии. Босс понимает, что это – настоящий бриллиант. В 1920-1930-х годах на Западе был даже такой мошеннический трюк – открыть танцкласс, в котором, якобы, преподаёт настоящая русская балерина, чудом спасшаяся от большевиков. Разумеется, такие курсы стоили бешеных денег – очень уж было престижно учиться всяческим батман-тандю у дамочки, которая с самим Дягилевым была «на дружеской ноге». В других областях – тоже никакого отставания. Напротив. Великий архитектор Ле Корбюзье называл братьев Весниных не просто своими коллегами, но и учителями, ибо конструктивизм считается именно русским, советским явлением, отличным от западного функционализма. Система Станиславского почитается во всём мире лучшей методикой для подготовки артистов. И кто осмелится утверждать, что всё это – не русское, не самобытное? Недаром Александр Блок писал, что русскому человеку понятны и «…и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». Что это значит? Только одно –наш человек способен проявлять себя в самых разных областях и сферах, даже если эти сферы исторически оказались «запатентованы» галлами.
Таким образом, народы часто перенимают друг у друга и хорошее, и, к сожалению, дурное, прививают это на своей почве, что далеко не всегда мешает уникальности, национальной самобытности. Что-то берёт Россия, что-то берут у неё. Это нормальный процесс. Любую нацию можно смело называть «подражателем». Просто есть люди, которым нравится считать именно русский народ - народом второго сорта, который умеет только пить водку и сочинять подражательные стихи про денди-лондонских. Себя-то они считают европейцами! В этой связи вспоминается басня Сергея Михалкова про двух подружек – крысу и мышь, которые предпочитали всё заграничное: «Всё наше кажется мне серым и обычным…» И финал там красочный: «А сало…русское едят». Впрочем, нынешние крысы непременно заявят, что сало – украинское, а Украина – это Европа.