***
6. Кир Великий и «Проект Израиль»
Очевидно, что Кир Великий не просто так отпускает евреев и дает им деньги на восстановление храма. Укрепленный плацдарм Иерусалима плюс флот финикийцев (которых Кир тоже отпускает) – это база для главного его предприятия – завоевания Египта.
Египет – следующая, важнейшая после Вавилона, цель Царя царей.
И именно в связи с этим своим проектом Кир ставит перед иудеями и финикийцами важную геополитическую задачу – подготовить плацдарм для персидской армии против Египта.
И действительно, именно так, с использованием финикийского флота и иерусалимского плацдарма и будет завоеван Египет сыном Кира Камбизом. Через Иерусалим на Египет пойдет армия Камбиза. Финикийский же флот войдет в Нил, обеспечив тем самым успех завоевателям.
Заметим, кстати, что успеху предприятия будет способствовать и предательство внутри самой египетской элиты. Беспрепятственно войти в дельту Нила финикийскому флоту позволит командующий морскими силами Египта Уджагорресент. Последнее важно подчеркнуть. Таким образом, мы узнаем, что внутри части египетской знати и особенно жречества, недовольного укреплением единоличной власти фараона в опоре на армию, уже имеется антиправительственная фронда, на которую могут опереться персы.
Впрочем, это уже время упадка династической власти Египта. Уже предыдущая, двадцать пятая династия (ок. 760—656 гг.), правившая до завоевания Египта Ассирией была кушитской. Нынешней, двадцать шестой династии, правящей после освобождения от ассирийских завоевателей, также называемой Саисской (ок. 685—525 гг.), суждено стать последней аутентичной властью Египта перед завоеванием его Персией.
Одним словом, мир, как видим, уже вполне глобален, а национальные элиты – коррумпированы и проницаемы. При чем настолько, что через короткое время шайке жрецов во главе с магом Гауматой удастся узурпировать (пусть и ненадолго) власть в самой Персидской империи! Это отлично показывает уровень актуальных для этого времени геополитических интриг. Об этой авантюре расскажем чуть ниже. Однако, вывод можно сделать уже сейчас: если такое возможно, то почему бы и другой тайной секте авантюристов не задуматься об овладении мировой властью?
Такими образом, совершенно естественным кажется следующее предположение: именно усилия Кира Великого по завоеванию Египта становится импульсом создания «Проекта Израиль», каким мы скоро его увидим.
На кодификацию и редакцию еврейских священных писаний в эту эпоху, в таком случае, тоже уместно взглянуть как на часть работы по оформлению теополитических обоснований в рамках грандиозного предприятия царя царей, царя вселенной (титулы Кира) и иудейского мошиаха Кира Великого.
И в этом случае не будет уже странным предположение, что иудейское жречество работает над своим собственным «мировым проектом» в тесном сотрудничестве с вавилонскими, финикийскими, халдейскими, ассирийскими, наконец, персидскими коллегами, и даже – египетскими жрецами-ренегатами.
Становится понятна не только невероятная эклектичность и синкретизм еврейских книг и яхвистской религии в целом, но и её политическая направленность (яхвизм – это, в первую очередь, теополитическая идеология), и оформление «еврейского народа» как своего рода армейского корпуса, а его жречества – в виде военно-политического ордена.
Какова непосредственная задача Кира в его отношениях с еврейством?
Киру необходимо возродить Иерусалим как мощный форпост против Египта. Для этого он хочет сформировать из угнанных Навухудоносором в Вавилон народов наемную армию и отправить ее на восстановление стен Иерусалима и охрану имперских границ. Этот иерусалимский гарнизон станет его форпостом, пока он будет готовить основные силы против Египта.
Вот такую специальную армию и вербуют «комиссары» Кира Ездра и Неемия среди рабов Вавилона, чтобы увести ее в Иерусалим в качестве своего рода передового «отряда особого назначения».
Это вполне объясняет и невероятно высокий статус Кира в иудейских писаниях, и яростный антиегипетский пафос Торы. А также и лик иудейского Яхве, каким он предстает в Торе: перед нами никто иной, как ассирийский бог войны Ашшур. И, наконец, – оформление договора Израиля с Яхве по образцу «вассальных клятв верности» ассирийскому царю.
Можно поставить вопрос и так: а как вообще люди могли согласиться на столь кабальные условия жизни, какие предлагает Тора с её геноцидальными законами (убей самого близкого при одном признаке нелояльности) и 613-ю предписаниями на всякую минуту жизни? Ведь древние были людьми вполне рациональными, ничуть не меньшей степени, нежели мы. Что нужно, чтобы убедить человека отдаться в добровольное рабство на столь жестоких, почти невыносимых условиях, фактически, жизнь в жесточайшем тоталитарном обществе под ежеминутной угрозой смерти – твоей и твоих близких?
Ответ, очевидно, может быть только таким: вербовка идет среди тех народов, которые были угнаны в вавилонский плен и обращены в рабство. Для этих рабов новая жизнь и новая работа, которую предлагают им комиссары Кира – всё-таки лучше того, что они имеют сейчас. Для этих людей оперативно и составляются те предписания «Второзакония», в которых расписаны обязанности сторон и даны клятвы верности, а также чудовищные проклятия за любое нарушение закона (по ассирийской опять же модели): подписывай контракт и ступай на охрану имперских границ.
Разумеется, все, о чем мы сейчас говорим – только ментальная конструкция, однако, весьма соблазнительная, учитывая сколь много она может в Израиле объяснить.
7. Орден магов как модель «Проекта Израиль»
Ну и, наконец, мы обещали рассказать о попытке мага Гауматы узурпировать власть в Персидской империи. Попытке отчасти удачной: Гаумате удавалось семь месяцев находится у власти прежде чем он был разоблачен. История поучительна, поскольку много говорит о природе тогдашней власти и приближенных к ней жреческих орденов.
Подобные «жреческие структуры» в эпоху Кира Великого уже вполне имеют место. Причем, они весьма активны, деятельны и вовлечены в политику. Природа их мутна и двусмысленна, репутация – крайне неоднозначна. И ведут они себя соответствующе – активно плетя интриги, впечатляя простецов, и вызывая раздражение людей культурных.
Характернейшее из таких сообществ – орден или каста «мага».
Кто такие маги – не очень ясно. Самая популярная у современных ученых версия их происхождения: «мага» – одно из мидийских племен, членам которого выпала некогда роль жрецов (что, заметим, сближает «мага» с левитами). Причем, в священники «мага» посвятил возможно сам Зороастр (и здесь отметим соответствие пары Моисей – Яхве паре Зороастр – Ахурамазда). То есть, изначально «мага» были легитимной и высокочтимой общностью. Со временем, однако, их репутация падает. Что ж, такое случается. Перешли ли маги на «тёмную сторону» или просто погрязли в разложении? Так или иначе, зороастрийские книги их игнорируют.
Известно о «мага» лишь из внешних источников. При этом греки считают их зороастрийцами и смешивают с халдеями. Слухи о «мага» ходят самые странные: их называют гадателями, кудесниками, волшебниками и звездочетами. Септуагинта (III-I в. до н.э.) называет «магами» вавилонских и египетских мудрецов, толкователей снов и священных книг, врачевателей, волшебников, некромантов и пр. Римляне (Тацит и Плиний) называют мудрость магов суеверием (magicae superstitiones), «пустотой» и «обманом» (vanitates magicae, mendacia magica).
Сами же себя маги называют священниками и жрецами, важно свидетельствуя о себе (подобно, например, будущим каббалистам), что именно их волшебными манипуляциями и заклинаниями держится мир. Но во внешнем мире маги с удовольствием играют роль врачей, учителей, астрологов и составителей годовых альманахов.
Они водят за нос простецов, показывая всевозможные фокусы, и проникают в состоятельные дома в качестве астрологов, предсказателей ит.д. Одним словом, – никакого отношения к традиционной зороастрийской духовности, действительно не имеют.
Самая простая здесь аналогия: аутентичная брахманическая традиция индуизма с одной стороны и ярмарочные йоги или «индийские учителя»-проходимцы в западном мире, водящие за нос простецов, с другой. Таковы и маги-халдеи: то ли ренегаты авестийской духовности, то ли еретики, то ли порой просто мошенники, пользующиеся доверчивостью людей и надевающие на себя маски тех, кем они по сути не являются.
Всё это очень похоже на антисистему, которая выросла внутри системы (в данном случае – зороастрийской традиции) и паразитирует на ней. Или даже – на тайное общество, подобное римскому митраизму и его «тайным мистериям», которые станут популярны в Риме на пороге Новой эры. Правда, в VI в. до РХ. ни о чем подобном говорить кажется еще не приходится. Однако определенные признаки «тайного общества» и «воинского ордена» «мага» являют: особые белые одежды, три уровня посвящения, тайные ритуалы, наконец, присущий им авантюризм и явные политические амбиции.
Вот примерно такова и история мага-священника Гауматы, который воспользовавшись смертью в походе царя Камбиза, покорителя Египта, выдает себя за сына Кира Великого и семь месяцев (522 г. до н.э.) правит империей, пока его не разоблачают как самозванца.
Хотя у историков есть разные мнения по поводу достоверности этой истории, она красноречиво свидетельствует как о репутации магов, так и состоянии опутанной интригами власти в Империи.
Излишне говорить, что самозванство – вещь в зороастрийской традиции совершенно недопустимая. Зороастриец с детства учит детей говорить правду и только правду. Правда, честность и верность – первейшие добродетели зороастрийца; и, как раз то, чем маги самым скандальным образом пренебрегают.
К тому же маги, будучи мидийцами, имеют все основания ненавидеть Кира, который победил своего деда, мидийского царя Астиага, и тем самым упразднил Мидийское царство. То есть, если рассказ о Гаумате верен, перед нами по сути попытка узурпации корпорацией «мага» имперского трона.
С традицией, носителями которой «мага» являлись, тоже не очень ясно. Но если они не были ни зороастрийцами, ни митраистами, то, вероятней всего, они были зерванитами.
Зерванизм как религия сложился вероятно лишь к III в. до РХ, но сам бог времени Зерван древен и служение такому богу, который выше добра и зла, правды и лжи, совершенно в духе «мага». Естественно предположить, что именно «мага» и стали носителями этой традиции.
Интересно, что зерванизм, несмотря на его явную еретичность, не преследовался в позднем Иране, а маги занимали высокие места в государственном устройстве династии Ашканидов, наследующей Ахеменидам. Но и при Ахеменидах, как видим, маги были уже весьма деятельны. И что самое замечательное – они прекрасно были известны и иудеям.
Пророк Иеремия упоминает магов (Ис. 39.3 и 13) в числе высших придворных Навухудоносора, а пророк Иезекииль (Из. 8.16-17) как солнцепоклонников, стоящих «у дверей дома Господня» задом к нему. Известно изображение мага на рельефе из дворца Синнахериба, которое «прочно удостоверяет факт бесспорного знакомства семитов с иранским жречеством в VII в. до РХ».[1]
Таким образом, уже в конце VII в. до н.э. маги контактируют с иудеями.
Причем пронырливость их, как видим, не уступает пронырливости последних.
Путаницы добавляет то, что внешние, как мы уже говорили, плохо различали магов и настоящих зороастрийцев (примерно так, как в первом веке римляне плохо будут различать евреев и христиан). То есть в евангельских «мага» (волхвах) мы очевидно видим зороастрийцев настоящих: едва ли мага-ренегатам могло быть какое-то дело до Саошьянта-Спасителя).
Если же учесть, что сами зороастрийцы игнорируют «мага»: своих жрецов они называют словом мобеды, своих адептов словом ашавант (праведник, владеющий правдой, от аша – правда), то в самой этой ситуации: «мага» и «ашавант» можно увидеть момент дискредитации большой религиозной идеи: возможно – паразитирование на её энергии, а, может, быть и сознательную дискредитацию конкурентов.
Вообще, иудеи проявили себя в Римском мире большими мастерами по части всевозможных манипуляций с культурными артефактами, подделок текстов итд. В это же самое время весьма бурную деятельность в римском обществе развивают и маги: они имеют большое влияние в высших слоях, проникают во дворцы римской аристократии и даже состоят на жаловании при дворе кесарей, а порой, как свидетельствуют источники, живут здесь «целыми полками, играя важную роль во всех придворных интригах».
К чему мы так подробно всё это рассказываем? Всё, о чем мы сейчас говорим, убедительно показывает, что ко времени Кира Великого уже существует насыщенная среда, в которой возможна кристаллизация той удивительной общности, которую мир скоро узнает под именем «Израиль».
Уже созрели всечеловеческие религиозные учения. Уже существует «глобальный мир» с его достаточно коррумпированным политическим классом и мультикультурной средой, в которой сообщество подобное «ордену магов» чувствует себя как рыба в воде. И, наконец, уже явилась та всемирная имперская идея – идея мирового господства, которой, что уже совершенно ясно, суждено покорить мир. Это так же, как ясен персам дуализм этого мира с его свободой выбора в нескончаемой борьбе Добра и Зла.
Иными словами, эпоха Кира Великого – идеальное время для формирования жреческой касты, сверхамбициозной по своим целям и совершенно авантюристической по своему духу. Точнее сказать, эта эпоха являет собой тот насыщенный раствор, в котором кристаллизация такой касты просто неизбежна – все предпосылки для ее появления уже созрели.
Или, скажем по-другому: это то самое время, когда вертикаль развития идей (воля к власти) пересеклась с горизонталью – горизонтом возможностей поистине необъятных.
При том, что проект мировой империи Кира Великого – это, кроме того, ещё и точка кристаллизации глобальной олигархии. Олигархические кланы Ассирии, Вавилона, Финикии уже могут обрести в Кире Великом не только свое «элитное единство», но и столь же глобальный вектор экспансии: глобальная олигархия с поистине невероятными претензиями! Причем, претензиями более чем сбыточными, что и показал Кир Великий, «без единого выстрела» завоевавший Вавилон, и уже готовящийся выступить против Египта – то есть, завоевать реальное (в масштабах своего времени) мировое господство.
Что ж, пора подводить итоги, и вот каким будет наше резюме: именно проект Кира Великого по завоеванию Египта и вызывает к жизни «Проект Израиль». Под этот проект новая жреческая каста Израиля пишет свои новые «священные тексты», используя для этого все имеющиеся под рукой традиции и библиотеки (такие как библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала). Тексты весьма синкретичные, но при том и крайне тенденциозные, связанные единой «генеральной линией».
Понятно, что идея собственной «линии на мировое господство» давно пробивает себе дорогу в этой среде. И вот, постепенно, внутри персидского «проекта Израиль» вызревает со временем собственно жреческий (орденский, подобный «мага») эксклюзивный проект, опирающийся на вавилонскую олигархию и имперские амбиции Финикии.
В самом деле, к третьему веку до РХ. финикийская колония Карфаген уже являет собой мощнейший форпост семитского мира, открытый для мировой экспансии. В это же время, продолжая работу над своими «священными текстами» (V-III вв. до РХ.), иудейская элита уже вполне может пестовать и собственные (совершенно в духе «мага») экспансионистские планы.
А что такое сама эта иудейская элита? Фактически, мульткультурный сплав финикийской, ассирийской, вавилонской олигархии, верхушка которой и выступает главным заказчиком и настоящим центром «проекта Израиль» как такового.
Итак, совершенно новая общность (невиданная еще древним миром), сформированная также единственной в своем роде жреческой кастой (по сути синкретическим политическим орденом) – вот что такое Израиль. А также – совершенно своеобразный системный (если угодно – антисистемный) политический проект, основанный на синкретизме и воле к власти в ее максимальной прогрессии, созданный для достижения уже ярко блистающей в обозримом будущем цели, ради взятия главного политического приза истории – мирового господства.
[1] Лелеков Л. А. Авеста в современной науке, М. 1992