В некогда стабильных отношениях России и стран Скандинавского региона продолжают копиться сложности. Они продиктованы резким отказом Дании, Финляндии и Швеции от многолетнего военного и политического нейтралитета на фоне Специальной военной операции на Украине. Уже не де-юре, а де-факто Копенгаген, Хельсинки и Стокгольм становятся частью НАТО, внедряются в машину по распространению американского влияния. И чем дальше, тем глубже: 18 декабря финский министр обороны Антти Хяккянен на пару с министром иностранных дел Элиной Валтонен прибыли в американскую столицу на подписание соглашения о военной кооперации с США. Чуть позже, 21 декабря, схожий документ был подписан между Вашингтоном и Копенгагеном. Шведы же подсуетились ранее: Стокгольм документально согласился принять в свои объятия американский вооружённый контингент ещё 6 декабря. Выходит, что все три упомянутые страны пошли путём другого своего соседа — Норвегии, чьё правительство утвердило американское присутствие на собственной земле ещё в 2021 году.
Если же говорить о частностях, то сделка между Вашингтоном и Стокгольмом теоретически позволяет США пользоваться любой военной базой (а их там 17 штук) на территории Швеции. Документ об этом был подписан в Пентагоне министрами обороны Ллойдом Остином и Полом Юнсоном. Безусловно, далеко не каждый военный объект будет в прямом пользовании, — всё-таки американские вооружённые силы не резиновые — однако сама возможность складирования боеприпасов, оборудования и обмундирования, возможность трансформировать чужую инфраструктуру в свою позволит Вашингтону расширить влияние на Балтийском море. Отдельный аспект — ядерное оружие, которое в рамках договора может быть размещено на шведской территории. В отрыве от оценок нашего МИДа и Министерства обороны, подобный отказ, по сути, от собственного суверенитета возмутил даже самих шведов: председатель общественной организации "Союз за мир и арбитраж" Керстин Бергео в интервью телеканалу SVT прямо назвала возможность размещения чужого ядерного оружия в своей стране "безумием". Она обратила внимание на то, что договор подписывался без всякого обсуждения и ратификации со стороны шведского парламента. Заботясь о собственном обществе, Стокгольм у этого самого общества разрешения о заботе не испросил.
Обставленное более помпезно из-за участия в подписании госсекретаря Блинкена и министра обороны США Остина соглашение между Хельсинки и Вашингтоном составлялось по сходным позициям, что и со Стокгольмом. Многие положения находятся на стадии согласования, но уже подтверждено, что финны отдают в пользование пятнадцать военных объектов всё с тем же разрешением на складирование почти всего и вся. Прибавляется и то, что американские вооружённые силы смогут на территории Финляндии создавать зоны, в которые у финских военных не будет доступа. Другое отличие от шведского договора заключается в том, что хранение ядерного оружия запрещается внутренним указом Финляндии: исходя из закона "О ядерной энергии" любое оружие ядерного толка не может быть импортировано, произведено, складировано или подорвано на территории страны. Иной вопрос — шанс изменений в финском законодательстве. Тем более, что семидесятилетнюю историю нейтралитета в отношении европейской политики Хельсинки перечеркнул без каких-либо общественных пертурбаций. О мощном перевороте в сознании как среднего финна, так и финна власть имущего, хорошо свидетельствует комментарий министра обороны Антти Хяккянена по поводу заключения военного договора: "Мне кажется, многие западные страны считали, что война — это "краткосрочная" проблема. Теперь мы вступаем в своего рода новую холодную войну". Тем ироничнее это с учётом того, что старую холодную войну финны, имевшие все поводы дуться на Советский Союз, провели с соблюдением практически эталонного нейтралитета. В свете американо-финского и американо-шведского военного сближения Сергей Шойгу 19 декабря на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ высказался о важности формирования Ленинградского и Московского военных округов. Министр обороны, в свою очередь, назвал другое число военных объектов, которые смогут использовать США в Финляндии, — это двадцать одна военная база, включая четыре аэродрома.
Последнее соглашение — теперь уже между Вашингтоном и Копенгагеном — стало финалом американской интеграции в Скандинавию. Дания не может похвастаться такой же военной инфраструктурой, как Финляндия или Швеция, однако три военных аэродрома королевства (в случае ратификации договора датским парламентом) передаются в возможное пользование американцев. Вместе с тем США смогут пользовать порт Эсбьерг, через который легко выстраивать логистику через Северное море вплоть до самой Швеции и прибалтийских стран. Подобный разворот правительства является продолжением отказа от политики евроскептицизма. Копенгаген, в своё время пытавшийся максимально дистанцироваться от многих интеграций Евросоюза, летом 2022 года провёл референдум о включении в военные операции ЕС. Впрочем, датчане не думали, до чего их доведут панические настроения, ведь на фоне подписания договора с Вашингтоном возникли трения внутри элиты страны. Угрозу датскому суверенитету усмотрели некоторые парламентарии. В отличие от финнов, спокойно принявших, что американские вооружённые силы смогут создавать закрытые зоны, датчане стали обращать внимание на то, что представители США будут обладать привилегией проникать туда, куда датским властям путь закрыт. Здесь же, в Дании, законодатели обратили внимание на то, что договор подразумевает невозможность привлечения американских военных к уголовной ответственности по законам страны-хозяйки — что Финляндия, что Швеция с этим согласились.
Считается, что страны, придерживающиеся нейтралитета, избегают в своей истории ресентимента. Пример современных Дании, Финляндии, Швеции и Норвегии этому противоречит. Все четыре государства Скандинавии в угоду панике и старым (зачастую пустым) обидам в отношении нашей страны порывают, казалось бы, со своей политической традицией, со своим политическим естеством, дабы успокоить себя включением в НАТО или распродажей собственного суверенитета американским морпехам. Вашингтону же, навесившему на свою шею и Украину, и Израиль, и соседей-недругов Китая, дополнительный груз может и шею сломать. Впрочем, США, скорее, следуют старой янки-традиции, которая гласит: надо стараться усидеть на всех стульях одновременно. Или точнее: надо распространить военное присутствие — неважно, реальное или фантомное — на как можно большее количество регионов.