пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Сегодня 13 августа 2025
Сообщество «Посольский приказ» 18:34 15 июля 2025

Африка уже не та

сколь-либо значимых результатов у мини-саммита по Африке нет

Суета сует Дональда Трампа, словно недуг, заражает ранее не запятнанные "рыжей" политикой американского президента регионы. После недавнего удушения щедро питавшей многие африканские элиты гуманитарно-принудительной инициативы USAID (организация запрещена в РФ за попытки влиять на политические процессы в стране. — Ред.) и наименования Африки "отхожим местом" в свой первый срок мистер Вашингтон крутит очередной пируэт.

9 июля в Белом доме стартовал мини-саммит при участии первых лиц США, Габона, Гвинеи-Бисау, Либерии, Мавритании и Сенегала. Президентом над президентами восседал сам Трамп, постоянно подгоняющий африканских спикеров и умудрившийся сделать комплимент либерийскому коллеге за его знание английского языка, который в стране, основанной свободными и освобождёнными афроамериканцами, является государственным. Впрочем, несмотря на такие ляпы, трамповский дипломатический триумф удался, потому что в сочетании с описанным в позапрошлом номере "Завтра" шефством Вашингтона над перемирием между Демократической Республикой Конго и Руандой выходит, что США заходят в Африку проторёнными дорожками неоколониализма. Не поздновато ли?

На государственном уровне Америка дважды пыталась брататься с Чёрным континентом. В августе 2014 года, в период второго срока Барака Обамы, организовывался схожий с нынешним саммит, но размах был куда грандиозней: пятьдесят стран-участниц из Африки при пристальном консультировании вашингтонских воротил и глобалистской бизнес-элиты узнавали, как правильно финансировать и финансироваться, демократизировать и демократизироваться. По тогдашним заверениям Обамы, подобный общий сбор должен был происходить каждый год. Но идиллия глобализма по целому ряду причин не восторжествовала, и потому второй такой саммит прошёл только в декабре 2022 года при Джо Байдене. Фактически прекраснодушные инициативы из 2014-го не были никак развиты, а наученные горьким опытом африканские государства рвались в Вашингтон не так рьяно. То ли из-за государственных переворотов, то ли из-за отсутствия дипломатических каналов с США не были приглашены на саммит представители Буркина-Фасо, Гвинеи, Мали, Судана и Эритреи…

Прибывших же в Вашингтон задабривали миллиардными инвестициями и обсуждением действовавшего закона о беспошлинной торговле между Америкой и Африкой. Контрапунктом шли закулисные уговоры изолироваться против Российской Федерации на фоне Специальной военной операции. С момента предыдущего саммита острей в том числе встал вопрос редкоземельных металлов, которые Вашингтон либо опосредованно через частные бизнесы, либо на государственном уровне хотел бы добывать, параллельно мешая Пекину оставаться главным торговым партнёром у всех, за исключением двух стран на континенте. В случае избрания Джо Байдена на второй срок отношения США и Африки шли бы совсем по другому руслу хотя бы потому, что у администрации демократов был сформулирован план относительно Чёрного континента.

Сказать то же о команде республиканцев сложно: резкое включение в африканский контекст после оскорбительной критики региона за авторством Дональда Трампа разлива первого срока — это скорее спонтанная и нервная реакция на резко меняющуюся ситуацию. Сумасбродство нынешнего президента США может запросто обернуться в будущем истеричным и внезапным уходом из Африки, если заключаемые договоры покажутся Вашингтону хоть сколько-нибудь невыгодными. О том между строк говорит и Трамп: "Мы переходим от оказания помощи к торговле". Там, где умирает USAID, рождается USPAY — от слова "помощь" к слову "оплата". Одновременно наплести сладкую сказку и напугать, не дав конкретики, — устоявшийся канон внешнеполитического трампизма. Чтобы это получилось наверняка и информационно как можно громче, на мини-саммит были приглашены африканские страны, не являющиеся ключевыми игроками на континенте. Однако Габон, Гвинею-Бисау, Либерию, Мавританию и Сенегал, помимо всяческих разведанных, но неиспользуемых природных ресурсов, объединяет одна географическая особенность: все эти государства обосновались на побережье Атлантического океана и имеют порты, через которые будет удобно выстраивать логистические цепочки как для мирной торговли, так и для возможного военного присутствия. Всё-таки, как убеждает своими решениями Дональд Трамп, метод "Америка прежде всего" может подвести к спонсированию, передаче оружия и бомбёжкам далёких от Атлантики стран. Учитывая специфику Африки, много раз виданный процесс выстраивания безопасности даст Вашингтону нужный люфт, особенно если места добычи ресурсов и их инфраструктура будут юридически связаны с США. Белый дом во власти республиканцев, помня саднящий позор байденовской команды в Афганистане, приложив руку к этому позору и не желая опозориться ещё громче, будет до последнего вгрызаться во всё, что хотя бы опосредованно принадлежит правообладателю бренда "Демократия".

Сколь-либо значимых результатов у мини-саммита по Африке нет. На сентябрь намечено проведение уже большой встречи, которая по заветам Обамы и Байдена должна будет включать в себя практически все африканские государства — разумеется, кроме тех, кто не будет приглашён в силу нелояльности или не приедет сам в силу отсутствия к ним интереса. Действовать республиканская администрация, скорее всего, будет по отработанному на мини-саммите шаблону, предлагая торговые сделки с интересантами. Проблема заключается в том, что Африка стремительно меняется.

Такие консолидированные и, казалось, вечные силы в регионе, как например, Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) или французские военные специалисты при государствах с расчётом африканскими франками занимаются планомерной самодискредитацией. Даже такая не зарекомендовавшая себя структура, как Конфедерация государств Сахеля (Буркина-Фасо, Мали, Нигер), смогла поставить себя в оппозицию куда более разветвлённому и могучему ЭКОВАСу. Элиты африканских стран начинают понимать, что глобалистские идеи и институты, продвигавшиеся на том же саммите Обамы в 2014 году, не функционируют в их конкретном случае. И если раньше противопоставление себя глобализму вело к стагнации и упадку, то теперь альтернатива в виде локальных альянсов по примеру указанной Конфедерации Сахеля или неформальных союзов по типу БРИКС даёт возможность слабым государствам сохранять пространство для внешнего манёвра, альтернативу в поисках связей и в решении проблем. Безусловно, это не панацея, и такие институции имеют множество своих собственных проблем, но наличие другого, пусть и ухабистого, пути уже лучше, чем безальтернативный путь к ещё большему обнищанию и нестабильности.

Отдельный момент — многие современные государства Африки, в числе которых есть и те, что посетили мини-саммит в Вашингтоне, научились балансировать между интересами больших игроков. Китай удерживает позицию крупнейшего торгового партнёра Чёрного континента, и приход другой крупной силы позволит грамотным африканским элитам выстраивать отношения что с Вашингтоном, что с Пекином на уровне не подчинения, но партнёрства — разумеется, в той степени, в которой в партнёрство захотят играть большие игроки. В эту картину вписываются интересы Москвы, а также — поползновения Парижа на сохранение хоть какого-то представительства в регионе.

Cообщество
«Посольский приказ»
5 августа 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x