Самым интересным событием прошлой недели на Ближнем Востоке стал визит Папы Римского Льва XIV в Турцию и Ливан. Обращает на себя внимание то, что посещение Ближнего Востока стало первой зарубежной поездкой папы, избранного в апреле этого года. Существует исторический анекдот о том, что советский лидер И.В. Сталин, когда его оповестили в 1946 году о том, что нунций Ватикана просит у него приёма, спросил: "Сколько у Ватикана танковых дивизий?" Мы считаем это фейком. Иосиф Виссарионович, постоянно читавший литературу по истории и религиоведению, не мог не знать об истинной роли католической церкви.
Сила Ватикана заключается, конечно, не в танковых дивизиях, а, прежде всего, в символическом капитале. Дебют внешнеполитической активности католической церкви произошёл аж в пятом веке, когда папа Лев I встретился с яростным ханом кочевников-гуннов Аттилой и отговорил его от взятия Рима. Проходили столетия, канули в Лету все, кто делал европейскую историю: византийцы и лангобарды, грозные императоры Гогенштауфены, гвельфы и гибеллины, Бурбоны и Габсбурги, — а Ватикан продолжает оставаться значительной силой в мировых раскладах. Он объединяет вокруг себя аристократические семьи Италии, Испании, Австрии и Южной Германии, сохранившие во многом влияние и капиталы.
Лев XIV — не первый папа, посетивший Турцию. До этого понтифики совершали визиты в эту страну в 1967 и 1981 годах. Нынешний папский визит был приурочен к 1700-летию Никейского собора, одного из наиболее значительных событий в истории православной и католической церквей. На Никейском соборе 325 года был окончательно утверждён догмат о Троице, была анафемствована ересь арианства. Сейчас Никея — это турецкий город Изник, в котором и побывал папа. Поездка в Изник проходила в сопровождении Константинопольского патриарха Варфоломея, которого иногда ещё называют "экуменическим патриархом".
Любопытно, что у ряда турецких политиков и блогеров папский визит вызвал крайне негативную реакцию. "Этот визит отвратителен", — написал турецкий отставной офицер Гёкхан Авчи. Популярная турецкая певица Сабахат Аккираз отметила: "Давно ли Изник стал Ватиканом, да так что мы и не заметили?" Бывший адмирал турецких ВМС Джихат Яйчи, придерживающийся евразийских взглядов, высказался так: "Под предлогом празднования Никейского собора на наших глазах осуществляется проект "восстановления Рима", сопровождающийся возрождением духа крестоносцев. Прибытие папы в Изник 28 ноября — не случайное совпадение. В 1095 году в этот день прозвучал призыв к крестовым походам, принёсшим так много горя народам нашего региона". Журналист Эрдем Атай, кемалист и светский националист, спрашивает: "Они пришли, чтобы создать фронт крестоносцев и завоевать наши земли. Они будут требовать прав, земли. Что вы им отдадите: Имброс, Тенедос или Изник?"
Впрочем, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который провёл с папой длительные, обстоятельные переговоры, придерживается другого мнения. Да и папа выбрал именно его в качестве первого из мировых лидеров, кого он посетит. Его собеседником стал мусульманин Эрдоган, а не родившиеся в христианских семьях Макрон или Мерц (назвать их христианами как-то не поворачивается язык). Не по чину такой мелюзге разговаривать с главой католической церкви.
Переговоры коснулись и очень чувствительного для всего исламского мира палестинского вопроса. По мнению понтифика, создание двух государств является его единственным решением. Папа отметил: "Мы знаем, что в настоящее время Израиль не поддерживает это решение. Однако это единственное решение, которое может закончить конфликт. Мы также являемся друзьями Израиля и стараемся быть посредниками, чтобы приблизить это решение, справедливое для обеих сторон". При этом, по мнению папы, столица будущей Палестины должна находиться в Восточном Иерусалиме.
Такое видение резко контрастирует с мнением премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который выступает против создания Палестинского государства. Премьер мотивирует это тем, что в таком случае к власти в новом государстве придёт ХАМАС, смертельный враг Израиля.
По мнению профессора международных отношений Стамбульского университета Синем Чингиз, Ватикан видит не в Евросоюзе, а в Турции важного игрока, который может помочь в решении конфликтов в Газе и на Украине. Исследовательница отмечает:
"Ватикан высоко оценил усилия Турции по посредничеству между Россией и Украиной. Святой Престол также пытался быть посредником в прекращении огня между Москвой и Киевом, но эти попытки провалились. Война в Газе усилила дипломатическое взаимодействие между Ватиканом и Анкарой. Эрдоган и бывший папа Франциск провели немало телефонных разговоров по Газе. Святой Престол занял позицию поддержки палестинцев, а этот вопрос очень чувствителен для Турции".
Значительные отличия имела поездка папы Льва в Ливан. Если в Турции христианская община составляет всего 85 тысяч человек (0,1% населения), то Ливан по праву считается оплотом христианства на Ближнем Востоке. Христиане составляют 39% населения этого арабского государства, а на момент образования Большого Ливана в 1920 году их было 52%. К сожалению, из-за эмиграции, ставшей особенно активной в годы Гражданской войны (1975–1990), количество христиан в этой уникальной арабской стране снижается. Основными церквями среди христиан Ливана являются маронитская, православная и греко-католическая. Маронитская церковь с XVI века находится в унии с Ватиканом, а её патриарх по совместительству является кардиналом Римско-католической церкви. Согласно ливанской Конституции, президентом страны и командующим армией могут быть только христиане-марониты.
В период французского мандата и в первые годы независимости христиане в стране занимали привилегированное положение. Борьба за ресурсы между различными общинами и нахождение на территории Ливана боевых отрядов ООП (Организации освобождения Палестины) спровоцировали вооружённый конфликт. К сожалению, на первом его этапе боевики правохристианских партий использовали помощь Израиля. Однако это были в основном марониты. Православная церковь в Ливане осуждала тезис прозападных политиков о том, что страна является "островком Европы" в регионе, и придерживалась позиций панарабизма.
Позиция маронитской церкви во многом изменилась после подписания Таифского соглашения 1989 года, когда высшее духовенство в лице патриархов Насраллы Бутроса Сфейра, а затем Бешары Бутроса эль-Раи взяло курс на национальное примирение и сотрудничество с ливанскими мусульманами.
По поводу самого острого вопроса современности — разоружения "Хезболлы" — христианские политические партии занимают противоположные позиции. Прозападная группировка во главе с лидером партии "Ливанские силы" выступает за немедленный отъём оружия у бойцов "Хезболлы", президент Жозеф Аун занимает более умеренную позицию и призывает не спешить. Союзники "Хезболлы" из Свободного патриотического движения Джебрана Басиля считают, что оружие должно быть сложено только после прекращения израильской агрессии.
Во время своего визита понтифик посетил пять городов Ливана, навестил и благословил на выздоровление пациентов психиатрической больницы, провёл молебен на месте взрыва 2020 года в Бейрутском порту, унёсшего 200 жизней. Выступая на приёме, организованном президентом Ливана, папа Лев призвал политиков страны укреплять роль ливанцев как стойкой нации, несущей уникальное послание региону и миру.
Для чего мы провели весь этот анализ поездки главы католической церкви по Ближнему Востоку?
Во-первых, чтобы показать: религиозная дипломатия — это сила. У православной церкви тоже немало последователей на Ближнем Востоке. При этом все восточные христиане в последние 15 лет испытывают немалые проблемы. Идёт их исход, вызванный гражданскими войнами, подъёмом терроризма и джихадизма. Например, православная община Сирии уменьшилась с двух миллионов до полумиллиона человек, в Ираке из 1,5 миллиона христиан, живших при Саддаме Хусейне, осталось 300–400 тысяч. Русская православная церковь могла бы уделить внимание этим людям.
Во-вторых, чтобы рассмотреть особую роль Ватикана в нынешней политической ситуации. Мир меняется и становится всё более сложным. У нас долгое время привыкли воспринимать Запад в виде какого-то монолита. Однако, оказывается, что в этом монолите давно есть трещины.
Нельзя, конечно, сказать, что Ватикан — это союзник России, но его особое политическое мнение невозможно игнорировать. Искусство работы с противником в том и состоит, чтобы множить и усиливать противоречия в его рядах.
На фото: духовенство на экуменической и межрелигиозной встрече в Бейруте 1 декабря 2025 года (в центре слева направо): православный митрополит Бейрута Элиас (Илья) Ауди, патриарх маронитской церкви Бутрос Бешара аль-Раи, Папа Римский Лев XIV, духовный лидер друзов Ливана шейх Сами Аби аль-Муна






