Авторский блог Николай Коньков 18:04 12 декабря 2017

Из Арктики — в космос?

Владимир Путин провел совещание по вопросам развития проектов производства сжиженного газа, посетил СПГ-завод компании "НОВАТЭК", а также дал старт загрузке первого танкера-газовоза "Кристоф де Маржери"

8 декабря в порту Сабетта президент России Владимир Путин провел совещание по вопросам развития проектов производства сжиженного газа, посетил СПГ-завод компании "НОВАТЭК", а также дал старт загрузке первого танкера-газовоза на заводе "Ямал СПГ" — "первой ласточкой" стал ледокольный СПГ-танкер "Кристоф де Маржери".

20 октября 2014 года самолёт Dassault Falcon, на борту которого находился глава французского энергетического гиганта Total Кристоф де Маржери, на взлётной полосе аэропорта Внуково столкнулся со снегоуборочной машиной. До сих пор та авиакатастрофа трёхлетней давности окутана некоей недосказанностью — была это трагическая случайность или же ювелирно проведенная операция западных спецслужб, наглядно показавших транснациональному крупному бизнесу, чем для них теперь могут закончиться несанкционированные контакты с "посткрымской" Россией? Но то, что имя погибшего бизнесмена было присвоено первому ледокольному танкеру-газовозу проекта "Ямал-СПГ", косвенно свидетельствует в пользу второго предположения, пока официальным образом не озвученного.

На церемонии загрузки российский президент пояснил, что данный проект, одним из пионеров которого был Кристоф де Маржери, важен не только сам по себе, но прежде всего — как один из этапов освоения зоны Северного морского пути, Арктики и вообще полярных регионов нашей планеты. Китайское финансирование, европейские технологии и российская инфраструктура — три компонента, созидающие единое пространство от Лиссабона до Шанхая. "Это наша общая с вами победа", — сказал Владимир Путин всем участникам проекта. И это действительно победа — один из первых шагов на очень большом и сложном пути. Причем вес отечественного вклада будет увеличиваться — четвёртая линия проекта работает уже по российским технологиям и на 30% снижает себестоимость получаемого продукта, но это далеко не предел — не случайно президент РФ специально призвал подключиться к проекту высокотехнологичные предприятия нашей "оборонки", НИИ и вузы.

Первая партия российского сжиженного природного газа с Ямала должна отправиться в Китай. С течением времени эти поставки планируется сделать регулярными, тем самым выйдя на мировой рынок СПГ. И если даже Европа всё-таки "прогнётся" под требования США по "Северному потоку-2", американские производители сжиженного природного газа, включая "сланцевые" компании, ничего от этого не выиграют. Поскольку они не смогут конкурировать по цене с поставками из Катара через Суэцкий канал и с поставками из Ямала по Северному морскому пути. "Производство и экспорт СПГ не должны привести к ослаблению уже завоёванных позиций на рынке сетевого газа", — сформулировал данное обстоятельство российский президент. Так что это — не только цивилизационно-технологическая, общестратегическая и экономическая победа. Это — еще и победа актуально-политическая.

Российское лидерство в освоении приполярных регионов становится всё более явным, а условия жизни и работы здесь максимально приближены к космическим. Так что наш арктический проект может стать прологом к куда более масштабным и перспективным для всего человечества проектам за пределами нашей планеты. А это уже вопрос того самого глобального лидерства, от которого мы — вроде бы навсегда и бесповоротно — отказались на рубеже 80-х—90-х годов прошлого столетия…

1.0x