Сообщество «Салон» 00:00 6 июня 2013

И театр, и народная музыка

Го­су­дар­ст­вен­ный мос­ков­ский ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­с­кий те­атр — гор­дость сто­ли­цы и Рос­сии. Сво­е­обыч­но­му, глу­бо­ко рус­ско­му и под­лин­но де­мо­кра­тич­но­му ак­тер­ско-пев­че­с­ко­му кол­лек­ти­ву, лю­би­мо­му ин­тел­ли­гент­ны­ми зри­те­ля­ми и не­ис­пор­чен­ны­ми де­тиш­ка­ми, хо­чет­ся по­же­лать боль­ших твор­че­с­ких ус­пе­хов и мно­же­ст­ва бла­го­дар­ных по­клон­ни­ков

Мос­ков­ский го­су­дар­ст­вен­ный ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­с­кий те­атр от­ме­ча­ет свой за­мет­ный юби­лей — 25-ле­тие пло­до­твор­ной де­я­тель­но­с­ти на бла­го рус­ской куль­ту­ры. И не толь­ко рус­ской. В его ре­пер­ту­а­ре спек­так­ли, от­ра­жа­ю­щие ук­ра­ин­скую, ан­г­лий­скую, даль­не­во­с­точ­ную те­ма­ти­ку.

Эта труп­па уни­каль­на. Ду­ма­ет­ся, та­кой боль­ше нет ни­где в ми­ре: ве­ли­ко­леп­но по­ющие ак­те­ры, не толь­ко со­ло, но и в ан­сам­б­ле, ве­ду­щие из ко­то­рых име­ют элит­ное выс­шее те­а­т­раль­ное об­ра­зо­ва­ние. Ус­пеш­но ов­ла­де­ли ак­тер­ским ма­с­тер­ст­вом и вы­пу­ск­ни­ки му­зы­каль­ных ву­зов, учи­лищ Моск­вы, об­ла­да­ю­щие кра­си­вы­ми звон­ки­ми го­ло­са­ми. Уча­ст­ни­ки спек­так­лей ис­кус­но иг­ра­ют так­же на ис­кон­но на­род­ных му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тах.

Те­атр со­здан груп­пой вы­пу­ск­ни­ков Мос­ков­ско­го выс­ше­го те­а­т­раль­но­го учи­ли­ща име­ни М.С.Щеп­ки­на при Го­су­дар­ст­вен­ном Ма­лом те­а­т­ре.

Это был не­о­быч­ный вы­пуск. Дву­мя пе­да­го­га­ми-эн­ту­зи­а­с­та­ми В.Б.Мо­на­хо­вым и М.Е.Ве­ли­хо­вой в на­ча­ле 80-х го­дов в Учи­ли­ще со­зда­ет­ся рус­ский курс. На­по­до­бие иных на­ци­о­наль­ных групп — не­мец­кой, вьет­нам­ской и про­чих, при­зван­ных сфор­ми­ро­вать ту или иную на­ци­о­наль­ную труп­пу. На этот раз це­ле­на­прав­лен­но от­би­ра­ли аби­ту­ри­ен­тов, про­яв­ляв­ших ин­те­рес к рус­ским на­ци­о­наль­ным тра­ди­ци­ям и лю­бя­щих на­род­ные пес­ни.

Я был при­гла­шен чи­тать при­ня­тым сту­ден­там лек­ции по на­род­но­му твор­че­ст­ву и учить их фоль­к­лор­но­му пе­нию.

В ре­зуль­та­те та­ко­го обу­че­ния од­ним из дип­лом­ных спек­так­лей ста­ла "Сне­гу­роч­ка" А.Н.Ос­т­ро­вско­го, но не с му­зы­кой П.И.Чай­ков­ско­го, а с ис­пол­не­ни­ем под­лин­ных на­род­ных пе­сен, со­бран­ных в те го­ды рос­сий­ски­ми фоль­к­ло­ри­с­та­ми-му­зы­ко­ве­да­ми в раз­ных об­ла­с­тях Рос­сии.

Спек­такль вы­шел впе­чат­ля­ю­щий, сво­е­об­раз­ный, он был сер­деч­но при­нят зри­те­ля­ми, лю­бя­щи­ми рус­ское ис­кус­ст­во.

Часть вы­пу­ск­ни­ков ра­зо­шлась по раз­лич­ным те­а­т­рам. Но во­круг Ма­рии Ев­ге­нь­ев­ны Ве­ли­хо­вой спло­ти­лась груп­па ак­те­ров, за­дав­ших­ся це­лью со­здать те­атр ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­с­ко­го на­прав­ле­ния.

И он был со­здан, не­взи­рая на боль­шие ор­га­ни­за­ци­он­ные труд­но­с­ти.

В рож­де­нии пер­вых спек­так­лей де­я­тель­ное уча­с­тие при­ни­ма­ла глав­ная вос­пи­та­тель­ни­ца труп­пы — М.Е.Ве­ли­хо­ва. По ее ини­ци­а­ти­ве бы­ли по­став­ле­ны сво­е­го ро­да на­род­ные опе­ры — "Рус­ский ка­лен­дарь", "Ка­за­чье дей­ст­во", "На­род­ная мо­за­и­ка".

Пе­сен­ный ма­те­ри­ал был в ос­нов­ном пре­до­став­лен мною: я сра­зу же при­нял на се­бя обя­зан­но­с­ти кон­суль­тан­та те­а­т­ра по фоль­к­ло­ру.

Эти ко­рен­ные спек­так­ли ока­за­лись "дол­го­жи­те­ля­ми": они и сей­час проч­но ос­та­ют­ся в ре­пер­ту­а­ре те­а­т­ра. Их лю­бят моск­ви­чи. Им ру­ко­пле­с­ка­ли в Ор­ле, Сыз­ра­ни, Ка­мы­ши­не, Са­ран­ске, Брян­ске.

Мне до­ве­лось уча­ст­во­вать в не­сколь­ких га­с­т­роль­ных по­езд­ках те­а­т­ра в ка­че­ст­ве ак­те­ра, пев­ца, ве­ду­ще­го. Нас вос­тор­жен­но при­ни­ма­ли в Поль­ше, в Гер­ма­нии. Ак­те­ры с ус­пе­хом вы­сту­па­ли так­же в Че­хии, Сло­ва­кии, Люк­сем­бур­ге. В 1997 го­ду кол­лек­тив пред­став­лял Рос­сию на Меж­ду­на­род­ном фоль­к­лор­ном фе­с­ти­ва­ле в г. Бит­бур­ге в Гер­ма­нии. В 1999 го­ду на Пя­том Все­рос­сий­ском те­а­т­раль­ном фе­с­ти­ва­ле "Го­ло­са ис­то­рии" в Во­лог­де те­атр по­лу­чил дип­лом "за сце­но­гра­фию и ко­с­тю­мы" к спек­так­лю "Рус­ский ка­лен­дарь" — ху­дож­ник Н.Ми­хай­ло­ва.
Бол­га­ры, ис­пан­цы при­гла­ша­ли ар­ти­с­тов те­а­т­ра сни­мать­ся в те­ле­ви­зи­он­ных филь­мах. Не раз их ви­де­ли и рос­сий­ские те­ле­зри­те­ли.

Се­го­дня в ре­пер­ту­а­ре те­а­т­ра мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных по ха­рак­те­ру и жа­н­ру спек­так­лей: фи­ло­соф­ско­го на­прав­ле­ния ("Час во­ли Бо­жи­ей" Н.С.Ле­с­ко­ва, "Пес­ня судь­бы" А.Бло­ка, "Шар и крест" Г.К.Че­с­тер­то­на), ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го жа­н­ра ("Уче­ник ли­цея" А.Пла­то­но­ва), па­т­ри­о­ти­че­с­ко­го зву­ча­ния ("Ту­ши­но" А.Н.Ос­т­ро­вско­го), ли­ри­че­с­кий ("Лю­бов­ная фе­е­рия" Ле­си Ук­ра­ин­ки), ко­ми­че­с­кие ("Шиш Мос­ков­ский" Б.В.Шер­ги­на, "Яр­мар­ка на­ча­ла ве­ка" — сце­ни­че­с­кая ин­тер­пре­та­ция М.А.Ми­зю­ко­ва ма­те­ри­а­лов, со­дер­жа­щих­ся в на­уч­ных ра­бо­тах Н.И.Са­вуш­ки­ной и А.Н.Не­кры­ло­вой).

Каж­дый год Ми­ха­ил Ми­зю­ков сам осу­ще­ств­ля­ет по­ста­нов­ку ска­зок для де­тей, ос­но­вы­ва­ясь на клас­си­че­с­ких рус­ских ис­точ­ни­ках. Бы­ла так­же пред­став­ле­на де­тям сказ­ка "Спро­си свое серд­це" С.Фе­до­то­ва по ле­ген­дам ко­рен­ных на­род­но­с­тей Аму­ра.

Пре­мье­ры дет­ских спек­так­лей при­уро­че­ны к пра­зд­но­ва­нию но­во­год­ней ёл­ки. Ар­ти­с­ты уме­ло за­бав­ля­ют де­тей в фойе, во­вле­ка­ют их в иг­ры. Ма­лы­ши за­жи­га­ют вме­с­те с Де­дом Мо­ро­зом и Сне­гу­роч­кой ёл­ку, а за­тем идут смо­т­реть но­вый спек­такль. Ре­бя­тиш­ки ув­ле­чен­но вклю­ча­ют­ся в дей­ст­вие, ино­гда — не­по­сред­ст­вен­но, "по­мо­гая" ге­ро­ям до­стиг­нуть за­вет­ной це­ли.

Осо­бое ме­с­то в де­я­тель­но­с­ти кол­лек­ти­ва за­ни­ма­ют те­а­т­ра­ли­зо­ван­ные дей­ст­ва в ис­то­ри­че­с­ких ме­с­тах — на Бе­жи­ном лу­гу в Туль­ской об­ла­с­ти (кра­соч­ный ноч­ной спек­такль в глу­бо­кой ло­щи­не; ак­те­ров ос­ве­ща­ли про­жек­то­ра); в Ге­ор­ги­ев­ском cо­бо­ре Юрь­е­ва мо­на­с­ты­ря в Нов­го­ро­де ("По­сад­ник" А.К.Тол­сто­го); в Вы­со­ко-Пе­т­ров­ском мо­на­с­ты­ре в Моск­ве ("Све­ча зем­ли рус­ской"); в ро­до­вой усадь­бе Ро­ма­но­вых ("Из­май­лов­ский ос­т­ров"); в Ана­ды­ре на Чу­кот­ке ("Се­мен Деж­нев"). К 850-ле­тию Моск­вы бы­ло пред­став­ле­но раз­вер­ну­тое ис­то­ри­че­с­кое дей­ст­во "Бу­ди ко мне, бра­тия, во Моск­ву".. Сце­на­рии всех этих действ и по­ста­нов­ка Ми­ха­и­ла Ми­зю­ко­ва.

Мне до­ве­лось быть кон­суль­тан­том по фоль­к­ло­ру сце­ны Яр­мар­ки в ки­но­филь­ме Н.С.Ми­хал­ко­ва "Си­бир­ский ци­рюль­ник", и сце­ну мас­ле­нич­но­го ку­лач­но­го боя там ра­зы­г­ры­ва­ли ак­те­ры Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­с­ко­го те­а­т­ра. Они при­ни­ма­ли так­же де­я­тель­ное уча­с­тие в ки­но­филь­ме Ири­ны По­плав­ской "Оча­ро­ван­ный стран­ник".

Ино­гда мне до­во­дит­ся иг­рать в спек­так­лях те­а­т­ра. В "Рус­ском ка­лен­да­ре" я пою пес­ню, пред­ва­ря­ю­щую сце­ну ко­ля­до­ва­ния, и изо­б­ра­жаю кол­ду­на. В "Яр­мар­ке на­ча­ла ве­ка" пе­ред на­ча­лом спек­так­ля в фойе, сре­ди про­чих яр­ма­роч­ных пер­со­на­жей, я раз­но­шу огур­чи­ки и ба­ран­ки с вы­кри­ка­ми раз­но­с­чи­ка. А в са­мом спек­так­ле иг­раю мод­но­го яр­ма­роч­но­го пев­ца Ка­зи­ми­ра Ата­ман­ско­го.

Дваж­ды те­атр про­во­дил в Моск­ве меж­ду­на­род­ные фе­с­ти­ва­ли те­а­т­раль­ных кол­лек­ти­вов эт­но­гра­фи­че­с­ко­го на­прав­ле­ния. В по­ме­ще­нии те­а­т­ра ре­гу­ляр­но про­хо­дят кон­цер­ты мо­ло­деж­ных фоль­к­лор­ных пев­че­с­ких ан­сам­б­лей — из Моск­вы, Во­ро­не­жа, Ли­пец­ка, Са­ра­то­ва, Вол­го­гра­да.

К со­жа­ле­нию, по­рва­ла с те­а­т­ром его вдох­но­ви­тель­ни­ца М.Е.Ве­ли­хо­ва. Так в жиз­ни бы­ва­ет: ког­да уче­ник вы­ра­с­та­ет "из ко­рот­ких шта­ни­шек", учи­тель это не все­гда при­ем­лет.

По чье­му-то ко­вар­но­му за­ка­зу бы­ло сфа­б­ри­ко­ва­но не­ле­пое об­ви­не­ние про­тив ху­до­же­ст­вен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля те­а­т­ра. Но не­рав­но­душ­ная об­ще­ст­вен­ность сте­ной вста­ла на за­щи­ту все­ми ува­жа­е­мо­го за­слу­жен­но­го че­ло­ве­ка и боль­шо­го ма­с­те­ра. Со­зда­тель не­о­быч­но­го те­а­т­ра и его ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­с­ких спек­так­лей — Ми­ха­ил Алек­сан­д­ро­вич Ми­зю­ков — со сво­ей вер­ной дру­жи­ной ус­пеш­но про­дол­жа­ют ра­бо­тать в из­бран­ном на­прав­ле­нии.

В про­шлом го­ду жур­на­ли­с­ты га­зе­ты "Мос­ков­ский ком­со­мо­лец" опуб­ли­ко­ва­ли кле­вет­ни­че­с­кую злоб­ную ста­тей­ку. Пре­крас­ный кол­лек­тив те­а­т­ра об­ли­ли гря­зью. По­че­му эти мел­кие лю­диш­ки так не­на­ви­дят са­мо­быт­ные, яр­кие про­яв­ле­ния на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры? К че­му они стре­мят­ся?

Но те­а­т­ру все эти мер­зо­с­ти не страш­ны. Кол­лек­тив идет к но­вым свер­ше­ни­ям. Не­дав­но осу­ще­ств­ле­на пре­мье­ра ми­лой за­бав­ной ко­ме­дии о Фро­ле Ско­бе­е­ве. Удач­ным му­зы­каль­ным фо­ном здесь вы­сту­па­ет на­ту­раль­ный псков­ский пе­сен­но-ин­ст­ру­мен­таль­ный фоль­к­лор. Ин­те­рес­ны по­ста­нов­ки во вновь от­ст­ро­ен­ном цар­ском двор­це Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча в Ко­ло­мен­ском: "Козь­ма За­ха­рь­ич Ми­нин-Су­хо­рук" А.Н.Ос­т­ро­вско­го, на­род­ной дра­мы "Как фран­цуз Моск­ву брал", ве­се­лой "Яр­мар­ки" на Мас­ле­ни­цу.

Пред­став­ля­ет­ся не­спра­вед­ли­вым, что та­кие та­лант­ли­вей­шие ак­те­ры, как сам М.А.Ми­зю­ков, его су­пру­га (и со­курс­ни­ца в сту­ден­че­с­кие го­ды) Н.Ми­хай­ло­ва, В. При­смо­т­ров, Н.Ми­хе­е­ва (все вы­пу­ск­ни­ки Щеп­кин­ско­го учи­ли­ща), С.Ще­голь­ко­ва, В.Дыш­ко, Д.Ко­лы­го, С.Ва­си­ль­ев, О.Мо­хо­ва-Тка­че­ва — ко­рен­ные чле­ны труп­пы до сих пор не име­ют по­чет­ных зва­ний.
У кол­лек­ти­ва бы­ли труд­ные вре­ме­на, ког­да груп­па из­мен­ни­ков от­ко­ло­лась от быв­ших кол­лег, по­гнав­шись за "длин­ным руб­лем", и ото­б­ра­ла у кол­лек­ти­ва по­ме­ще­ние. Ко­неч­но, при этом бы­с­т­ро опо­зо­рив­шись и сги­нув в не­бы­тие.

А вер­ные вы­со­кой идее ак­те­ры не сда­лись. Их при­гре­ла, при­юти­ла быв­шая ди­рек­тор Клу­ба же­лез­но­до­рож­ни­ков на под­мо­с­ков­ной стан­ции Ло­си­но­ос­т­ров­ская Люд­ми­ла Ми­хай­лов­на Дыш­ко. Са­мо­де­я­тель­ность в клу­бе по­сле "пе­ре­ст­рой­ки" пе­ре­ста­ла функ­ци­о­ни­ро­вать, и на ме­с­то скром­ных лю­би­те­лей при­шли вы­со­ко­го клас­са про­фес­си­о­на­лы.

Те­атр се­го­дня по­лон твор­че­с­ких пла­нов. Не угас­ла меч­та о со­зда­нии круп­но­го куль­тур­но­го цен­т­ра "Рус­ский Ос­т­ров", ко­то­рый при­влек бы к се­бе це­ни­те­лей тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры.
Го­су­дар­ст­вен­ный мос­ков­ский ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­с­кий те­атр — гор­дость сто­ли­цы и Рос­сии. Сво­е­обыч­но­му, глу­бо­ко рус­ско­му и под­лин­но де­мо­кра­тич­но­му ак­тер­ско-пев­че­с­ко­му кол­лек­ти­ву, лю­би­мо­му ин­тел­ли­гент­ны­ми зри­те­ля­ми и не­ис­пор­чен­ны­ми де­тиш­ка­ми, хо­чет­ся по­же­лать боль­ших твор­че­с­ких ус­пе­хов и мно­же­ст­ва бла­го­дар­ных по­клон­ни­ков.

27 октября 2024
Cообщество
«Салон»
1 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
21 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x