Московский государственный историко-этнографический театр отмечает свой заметный юбилей — 25-летие плодотворной деятельности на благо русской культуры. И не только русской. В его репертуаре спектакли, отражающие украинскую, английскую, дальневосточную тематику.
Эта труппа уникальна. Думается, такой больше нет нигде в мире: великолепно поющие актеры, не только соло, но и в ансамбле, ведущие из которых имеют элитное высшее театральное образование. Успешно овладели актерским мастерством и выпускники музыкальных вузов, училищ Москвы, обладающие красивыми звонкими голосами. Участники спектаклей искусно играют также на исконно народных музыкальных инструментах.
Театр создан группой выпускников Московского высшего театрального училища имени М.С.Щепкина при Государственном Малом театре.
Это был необычный выпуск. Двумя педагогами-энтузиастами В.Б.Монаховым и М.Е.Велиховой в начале 80-х годов в Училище создается русский курс. Наподобие иных национальных групп — немецкой, вьетнамской и прочих, призванных сформировать ту или иную национальную труппу. На этот раз целенаправленно отбирали абитуриентов, проявлявших интерес к русским национальным традициям и любящих народные песни.
Я был приглашен читать принятым студентам лекции по народному творчеству и учить их фольклорному пению.
В результате такого обучения одним из дипломных спектаклей стала "Снегурочка" А.Н.Островского, но не с музыкой П.И.Чайковского, а с исполнением подлинных народных песен, собранных в те годы российскими фольклористами-музыковедами в разных областях России.
Спектакль вышел впечатляющий, своеобразный, он был сердечно принят зрителями, любящими русское искусство.
Часть выпускников разошлась по различным театрам. Но вокруг Марии Евгеньевны Велиховой сплотилась группа актеров, задавшихся целью создать театр историко-этнографического направления.
И он был создан, невзирая на большие организационные трудности.
В рождении первых спектаклей деятельное участие принимала главная воспитательница труппы — М.Е.Велихова. По ее инициативе были поставлены своего рода народные оперы — "Русский календарь", "Казачье действо", "Народная мозаика".
Песенный материал был в основном предоставлен мною: я сразу же принял на себя обязанности консультанта театра по фольклору.
Эти коренные спектакли оказались "долгожителями": они и сейчас прочно остаются в репертуаре театра. Их любят москвичи. Им рукоплескали в Орле, Сызрани, Камышине, Саранске, Брянске.
Мне довелось участвовать в нескольких гастрольных поездках театра в качестве актера, певца, ведущего. Нас восторженно принимали в Польше, в Германии. Актеры с успехом выступали также в Чехии, Словакии, Люксембурге. В 1997 году коллектив представлял Россию на Международном фольклорном фестивале в г. Битбурге в Германии. В 1999 году на Пятом Всероссийском театральном фестивале "Голоса истории" в Вологде театр получил диплом "за сценографию и костюмы" к спектаклю "Русский календарь" — художник Н.Михайлова.
Болгары, испанцы приглашали артистов театра сниматься в телевизионных фильмах. Не раз их видели и российские телезрители.
Сегодня в репертуаре театра множество разнообразных по характеру и жанру спектаклей: философского направления ("Час воли Божией" Н.С.Лескова, "Песня судьбы" А.Блока, "Шар и крест" Г.К.Честертона), историко-культурного жанра ("Ученик лицея" А.Платонова), патриотического звучания ("Тушино" А.Н.Островского), лирический ("Любовная феерия" Леси Украинки), комические ("Шиш Московский" Б.В.Шергина, "Ярмарка начала века" — сценическая интерпретация М.А.Мизюкова материалов, содержащихся в научных работах Н.И.Савушкиной и А.Н.Некрыловой).
Каждый год Михаил Мизюков сам осуществляет постановку сказок для детей, основываясь на классических русских источниках. Была также представлена детям сказка "Спроси свое сердце" С.Федотова по легендам коренных народностей Амура.
Премьеры детских спектаклей приурочены к празднованию новогодней ёлки. Артисты умело забавляют детей в фойе, вовлекают их в игры. Малыши зажигают вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой ёлку, а затем идут смотреть новый спектакль. Ребятишки увлеченно включаются в действие, иногда — непосредственно, "помогая" героям достигнуть заветной цели.
Особое место в деятельности коллектива занимают театрализованные действа в исторических местах — на Бежином лугу в Тульской области (красочный ночной спектакль в глубокой лощине; актеров освещали прожектора); в Георгиевском cоборе Юрьева монастыря в Новгороде ("Посадник" А.К.Толстого); в Высоко-Петровском монастыре в Москве ("Свеча земли русской"); в родовой усадьбе Романовых ("Измайловский остров"); в Анадыре на Чукотке ("Семен Дежнев"). К 850-летию Москвы было представлено развернутое историческое действо "Буди ко мне, братия, во Москву".. Сценарии всех этих действ и постановка Михаила Мизюкова.
Мне довелось быть консультантом по фольклору сцены Ярмарки в кинофильме Н.С.Михалкова "Сибирский цирюльник", и сцену масленичного кулачного боя там разыгрывали актеры Историко-этнографического театра. Они принимали также деятельное участие в кинофильме Ирины Поплавской "Очарованный странник".
Иногда мне доводится играть в спектаклях театра. В "Русском календаре" я пою песню, предваряющую сцену колядования, и изображаю колдуна. В "Ярмарке начала века" перед началом спектакля в фойе, среди прочих ярмарочных персонажей, я разношу огурчики и баранки с выкриками разносчика. А в самом спектакле играю модного ярмарочного певца Казимира Атаманского.
Дважды театр проводил в Москве международные фестивали театральных коллективов этнографического направления. В помещении театра регулярно проходят концерты молодежных фольклорных певческих ансамблей — из Москвы, Воронежа, Липецка, Саратова, Волгограда.
К сожалению, порвала с театром его вдохновительница М.Е.Велихова. Так в жизни бывает: когда ученик вырастает "из коротких штанишек", учитель это не всегда приемлет.
По чьему-то коварному заказу было сфабриковано нелепое обвинение против художественного руководителя театра. Но неравнодушная общественность стеной встала на защиту всеми уважаемого заслуженного человека и большого мастера. Создатель необычного театра и его историко-этнографических спектаклей — Михаил Александрович Мизюков — со своей верной дружиной успешно продолжают работать в избранном направлении.
В прошлом году журналисты газеты "Московский комсомолец" опубликовали клеветническую злобную статейку. Прекрасный коллектив театра облили грязью. Почему эти мелкие людишки так ненавидят самобытные, яркие проявления национальной культуры? К чему они стремятся?
Но театру все эти мерзости не страшны. Коллектив идет к новым свершениям. Недавно осуществлена премьера милой забавной комедии о Фроле Скобееве. Удачным музыкальным фоном здесь выступает натуральный псковский песенно-инструментальный фольклор. Интересны постановки во вновь отстроенном царском дворце Алексея Михайловича в Коломенском: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" А.Н.Островского, народной драмы "Как француз Москву брал", веселой "Ярмарки" на Масленицу.
Представляется несправедливым, что такие талантливейшие актеры, как сам М.А.Мизюков, его супруга (и сокурсница в студенческие годы) Н.Михайлова, В. Присмотров, Н.Михеева (все выпускники Щепкинского училища), С.Щеголькова, В.Дышко, Д.Колыго, С.Васильев, О.Мохова-Ткачева — коренные члены труппы до сих пор не имеют почетных званий.
У коллектива были трудные времена, когда группа изменников откололась от бывших коллег, погнавшись за "длинным рублем", и отобрала у коллектива помещение. Конечно, при этом быстро опозорившись и сгинув в небытие.
А верные высокой идее актеры не сдались. Их пригрела, приютила бывшая директор Клуба железнодорожников на подмосковной станции Лосиноостровская Людмила Михайловна Дышко. Самодеятельность в клубе после "перестройки" перестала функционировать, и на место скромных любителей пришли высокого класса профессионалы.
Театр сегодня полон творческих планов. Не угасла мечта о создании крупного культурного центра "Русский Остров", который привлек бы к себе ценителей традиционной культуры.
Государственный московский историко-этнографический театр — гордость столицы и России. Своеобычному, глубоко русскому и подлинно демократичному актерско-певческому коллективу, любимому интеллигентными зрителями и неиспорченными детишками, хочется пожелать больших творческих успехов и множества благодарных поклонников.