Сообщество «Круг чтения» 11:46 2 августа 2018

Хорошо, когда хорошо!

новая книга Сергея Беляка

Сергей Беляк. Хорошо, когда хорошо! Хроника сибаритства.— СПб.: Питер, 2018. — 416 с.

Подзаголовком новой книги Сергея Беляка могла бы стать формула «Да смерть»! Это не «объединение разнонаправленных нагрузок», а непосредственно другой результат. Другая Россия (можно без кавычек). Ведь и парадоксальный лозунг генерала Хосе Мильяна-Астрая, когда-то давно пронзивший мозговой пузырь в черепушке инфантильного и завистливого Мигеля Унамуно, к таким высказываниям неспособного, - был чем-то большим, чем просто лозунг. Ныне запрещённая партия Эдуарда Лимонова была единственным эстетически-интересным движением в гнилом болоте синюшного ельцинизма. Порядок взаимодействия с периодом правления Дорогого Бориса Николаевича мог быть только один - отчуждение. В его предельном и непосредственном виде, так пугавшим спекулянтов - «гуманистов» «франкфуртской школы».

А девиз «Хорошо, когда хорошо» принадлежит партии, которая практиковала и продолжает совершенствовать другой, менее травматичный способ «отчуждения». Но он тоже был плевком в нервные лица потомков «комиссаров в пыльных шлемах», сумевших поураганить и в «святых девяностых».

«Партия сибаритов», как и следует из её названия – просто жила в своё удовольствие, не обращая внимания на истошные призывы к демократии, конвергенции, люстрации и контрибуции. Феминизм, борьба за права меньшинств и животных – в актуальной повестке партии тоже не значились и не значатся, не надо никого напрягать.

В этом политическом движении, наверняка, мог состоять Гашек. Или замечательный художник Владимир Софронов, который получил прозвище из-за того, что на митингах кричал не традиционное «Ельцин-Иуда», а «Шайбу, Шайбу». Идеальным членом партии мог бы стать мультперсонаж Эрик Картман и его спасатели со словами «Мальчик, мы лесорубы. Мы не занимаемся спасением лесов и тем более голубых».

Это правильно, ведь, в конце концов, единственный героический поступок комсомольских активистов из программы «Взгляд» - призыв не идти к Моссовету в октябре 93-го. Вполне сибаритский выбор действия. За это им, при случае, скидочка выйдет.

Мемуары Сергея Беляка, «адвоката дьяволов», через форму путеводителя по территориям превращаются в путеводитель по жизни. Профессиональная деятельность защитника, во времена глобального передела собственности, волей-неволей, подразумевала соприкосновение с политикой, которая, никуда не денешься – «концентрированная экономика». Анабасис Беляка это не надрыв и страдания, не завывания и плач, а культурологический проект, в который вовлекаются попутчики и сочувствующие. Попутчики, в виде киевских русских хохлов, конечно, пытаются отклониться от генеральной линии партии, но их попытки – пресекаются даже без членовредительства. Все эти майданы и европейские выборы в РФ проходили давно и надёжно. Плавали, хватит.

Книга Сергея, конечно, вызывающе несерьёзна, и это тоже хорошо. Насупленные брови, сжатые кулачки, траурные рамки на аватарках в Фейсбуке – это ненормально, признак «упоротости» или пресловутого украинства. И то, и другое – не приносит красоты и гармонии в окружающий мир. Хватит Мизулиных, на их фоне можно начать воспринимать всерьёз подментованные проекты типа «Пусси Райот». Президент Трамп – вон какой задорный и смешной лапушка. Прямо жаль, что сборная США не прошла на Чемпионат Мира. Трамп мог бы стать вишенкой на торте всероссийской веселухи. Но то, как расслабленно и спокойно проходил этот «мундиаль» – навевает на мысли о том, что у партии сибаритов гораздо большая электоральная база, чем это может показаться.

Книга Сергей Беляка это не только аттракцион, это монтаж аттракциона, когда за внешне малозначащими деталями прячутся важные события и раскрываются человеческие архетипы. От прощания с «Эммануэлью» до партийных съездов, от войны на ретирадных территориях до мира в Испании (где гражданская война не окончена до сих пор), от Пхеньяна до Парижа – широкий диапазон.

Выбирая кино для просмотра, место для отдыха, ресторан для обеда – выбираются и средства коммуникации с окружающей действительностью. В мире победившего постмодерна сложно взывать к идеям прошлого века. Линейные идеи Модерна – разбиваются из-за нелинейности территорий, породивших эти идеи, и людей со своими мелкими интересами, пытающимися возвести их в абсолют. «Кто же сейчас думает то, что думает»? Оценивать происходящее – лучше по критерию «красиво – не красиво». А то, что красиво – то и хорошо. Когда хорошо.

24 марта 2024
Cообщество
«Круг чтения»
1.0x