Григорий Николаевич Вырубов: русский философ-позитивист в европейском контексте. Воспоминания / Сост. Н.Д. Лобанов-Ростовский, Е.С.Фёдорова. - М.: Издательский дом ЯСК, 2024 – 560 с.
Сколь разнообразен Русский Мир и как мало мы ещё о нём знаем! На слуху пара сотен громких имён, тогда как мы располагаем дивной сокровищницей – надо лишь копнуть поглубже, задуматься, постичь. Передо мной – замечательная книга о Григории Николаевиче Вырубове, философе и учёном XIX столетия, важной фигуре своего времени. Он был химиком-кристаллографом, геологом, минералогом, социологом. Его интересовало всё и вся – он жадно читал, много мыслил, анализировал, делал выводы…
Известна его приверженность философии позитивизма. Стезю он выбрал, опираясь на доводы рассудка. Вырубов видел в позитивизме передовое учение, способное конкретно преобразовывать жизнь человека, изменяясь соразмерно данным эмпирических наук. Эта доктрина, созданная Огюстом Контом, противопоставляла концепцию научной истины метафизическим доказательствам и имела массу последователей в интеллектуальных кругах. Вырубов закономерно критиковал церковные догматы, за что имел неприятности на родине. Поэтому-то в конечном итоге он обосновался в Европах.
Вместе с тем, Вырубов был горячим патриотом и утверждал, что Россия «…в своем развитии шла путем, совершенно независимым от общего западноевропейского движения. Что было тому причиной, влияние ли местных географических условий или постоянное столкновение с азиатской цивилизацией, — это мы оставим нерешенным. Какова бы ни была причина, она не изменяет сущности факта. Все условия нашей жизни убеждают нас в самобытности нашего развития». Однако в Европе этот примечательный герой известен больше, чем на Родине. Надо срочно исправить ситуацию!
Один из составителей книги, князь Никита Лобанов-Ростовский, пишет: «Цель данного издания — представить образ мыслей Григория Вырубова, особое видение действительности, его яркий слог, который, в частности, хвалил И. С. Тургенев и нашёл колоритным». Вырубов много путешествовал, был знаком с видными философами, вращался в учёных кругах.
Второй составитель, профессор Екатерина Фёдорова добавляет: «Он [Вырубов – Авт.] всегда был один, наедине со своею мыслью, никогда не стремясь ни к каким коалициям, общностям и группам. Он предпочел всегда остаться один. Ни с кем. Только со своими научными соображениями». Кто же он? Насмешливый и чуть циничный нигилист, как многоизвестный Евгений Базаров? И да, и нет. Революционер? В какой-то мере. Патриот-русофил? Безусловно. Космополит? И это верно. Изумляюще разносторонний. Аристократ, но с демократической направленностью. Он едино принадлежит и России, и Франции, и миру.
Любопытно, что и Лобанов-Ростовский, и Фёдорова являются родственниками Григория Вырубова, и потому для них эта книга – своеобразная дань памяти. Они воедино собрали всё, что важно – лицейские и университетские воспоминания Вырубова, его статьи по философии, записки о реформе народного образования, аналитические обзоры, речи, мемуарные очерки современников.
Это не только история одного-единственного человека – это широчайшая социокультурная панорама. Мелькают имена, даты, события и – явления. Мы начинаем глубже воспринимать вторую половину XIX века с её бурным развитием и битвами за передел вселенной. Вырубов на редкость выразительно вещает о Парижской Коммуне, Второй карлистской войне в Испании, Русско-Турецкой войне, в которой он принимал участие.
Живя за границей, Вырубов общался с такими неоднозначными персонажами, как Александр Герцен и Михаил Бакунин. Был ли Вырубов их соратником? Вряд ли. Они являлись для него яркими и даже ярыми личностями, но не союзниками в борьбе. Вырубов говорит: «Я всячески избегал споров по вопросам философии или политики, ибо ясно сознавал, что такие споры могли привести только к совершенно бесцельной потерей времени. Я интересовался не их мировоззрением, а их личностью, их жизненным опытом, тем, что они видели и с чем сталкивались в продолжение их долгой и бурной жизни. Я слушал с величайшим интересом и удовольствием их рассказы о прошлом, их воспоминания о столкновениях с самыми разнообразными европейскими и русскими деятелями».
Он высказывает ценнейшее мнение о Герцене именно как о человеке: «С первого же раза Герцен произвел на меня глубокое впечатление, которое никогда не изгладилось. Такую богато одаренную натуру я ни прежде, ни после не встречал, несмотря на то что видел на своем веку много замечательных людей. От него веяло благородным умом и бесконечной сердечной добротой. В этом было его обаяние».
Среди собеседников Вырубова был и гениальный бытописатель, «живописец» русской жизни, поэт прозы Иван Тургенев. «Душа великая и чистая одновременно, душа художника в самом обширном, самом всеохватывающем смысле этого слова, отзывчивая на все благородные стремления, на все великодушные начинания, Тургенев принадлежал к числу прекраснейших явлений в истории русской литературы», - скажет Вырубов уже после смерти писателя.
Книга оставляет неизгладимое впечатление, ибо многие вещи, знакомые ещё со школьных лет (а Герцен и Тургенев – это постоянная часть программы!) начинают раскрываться с неведомых сторон. Через бытие Григория Вырубова, который крут и сам по себе, мы воспринимаем смыслы и резоны его эпохи, а Русский Мир становится богаче.