Авторский блог Александр Балтин 00:15 3 декабря 2025

Годар

к 95-летию со дня рождения

Дзига Вертов суммою своих фильмов подсказал: вскрытие и деконструкция нарративности.

Сложен ли кинематограф Годара?

И да, и нет: с одной стороны, нужно всё, весь фильм завернуть в обыденность жизни, как в «На последнем дыхание», где словно и фильма нет, всё разворачивается на соседней улице…

Не вписывающийся в правильную социальность, истово курящий Бельмондо, ещё не знающий об оглушительной славе, что обрушится на него вот-вот, играет по своим законам – которые закончатся полученной пулей и смертью.

Но фильм струится и течёт так естественно, что создаётся ощущение феноменальной лёгкости бытия, любезной режиссёру.

«Маленький солдат» страшен: здесь уже события, которые переживают не многие: вынужденный – под воздействием определённых психометодов спецслужб убить персонаж перестаёт быть собой, словно растерзанный ситуацией.

Вынужденность оной.

Не правда, что есть выбор – жизнь есть изощрённое плетение обстоятельств, в каких не разберёшься.

Кадр красив.

Сумма их передаёт напряжение жизни, или… бушевание безумства: как в «Безумном Пьеро»…

Что за кайф спалить автомобиль, да заодно и чемодан с деньгами!

Мир безумен – так ответим ему тем же, сбежав от рутины, закрутившись в водовороте приключений.

Игра…

Много игры.

Наступает «маоистский» период Годара.

Здесь техника коллажа и невероятная живописная цветопись определят кино.

«Китаянка» - вольное, слишком вольное толкование «Бесов» Достоевского: группа студентов, изучающая влияние маоизма на мир, пестра и колоритна.

Цвет порой, кажется, работает сам собой – определяя эмоции, их плетение, напряжение-натяжение.

Идеи социализма были близки Годару: своеобразно применял их в кино.

И плана нет – пусть фильм растёт, как кристалл, открываясь новыми гранями постижения действительности.

В этом сила кино: постижение реальности с использованием тех средств, которых нету у других искусств.

Годар был сам – калейдоскоп идей, социальная боль, отзывчивость.

Снимал фильмы о войне во Вьетнаме.

Стремился перенести эпический театр Брехта в кино, отчуждение зрителя использовать своеобразно.

Он участвовал в политической жизни, чтобы кино, производимое им, обогащалось новыми и новыми красками.

Всё вращалось в неистовой целостности.

Словно таковым и остаётся…

1.0x