Дзига Вертов суммою своих фильмов подсказал: вскрытие и деконструкция нарративности.
Сложен ли кинематограф Годара?
И да, и нет: с одной стороны, нужно всё, весь фильм завернуть в обыденность жизни, как в «На последнем дыхание», где словно и фильма нет, всё разворачивается на соседней улице…
Не вписывающийся в правильную социальность, истово курящий Бельмондо, ещё не знающий об оглушительной славе, что обрушится на него вот-вот, играет по своим законам – которые закончатся полученной пулей и смертью.
Но фильм струится и течёт так естественно, что создаётся ощущение феноменальной лёгкости бытия, любезной режиссёру.
«Маленький солдат» страшен: здесь уже события, которые переживают не многие: вынужденный – под воздействием определённых психометодов спецслужб убить персонаж перестаёт быть собой, словно растерзанный ситуацией.
Вынужденность оной.
Не правда, что есть выбор – жизнь есть изощрённое плетение обстоятельств, в каких не разберёшься.
Кадр красив.
Сумма их передаёт напряжение жизни, или… бушевание безумства: как в «Безумном Пьеро»…
Что за кайф спалить автомобиль, да заодно и чемодан с деньгами!
Мир безумен – так ответим ему тем же, сбежав от рутины, закрутившись в водовороте приключений.
Игра…
Много игры.
Наступает «маоистский» период Годара.
Здесь техника коллажа и невероятная живописная цветопись определят кино.
«Китаянка» - вольное, слишком вольное толкование «Бесов» Достоевского: группа студентов, изучающая влияние маоизма на мир, пестра и колоритна.
Цвет порой, кажется, работает сам собой – определяя эмоции, их плетение, напряжение-натяжение.
Идеи социализма были близки Годару: своеобразно применял их в кино.
И плана нет – пусть фильм растёт, как кристалл, открываясь новыми гранями постижения действительности.
В этом сила кино: постижение реальности с использованием тех средств, которых нету у других искусств.
Годар был сам – калейдоскоп идей, социальная боль, отзывчивость.
Снимал фильмы о войне во Вьетнаме.
Стремился перенести эпический театр Брехта в кино, отчуждение зрителя использовать своеобразно.
Он участвовал в политической жизни, чтобы кино, производимое им, обогащалось новыми и новыми красками.
Всё вращалось в неистовой целостности.
Словно таковым и остаётся…






