Сообщество «Салон» 00:10 17 октября 2023

Гардемарины, зачем?!

о фильме Светланы Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»

«О чём этот фильм? Да ни о чём!»

Из советской пародии на передачу «Кинопанорама»

Сказать, что фильм не получился – это не сказать ничего. Если бы то было моим субъективным мнением, я бы пристыженно смолкла, едва начав браниться! Но я ознакомилась с мнениями кинокритиков, блогеров, обычных зрителей, оставляющих комментарии на киносайтах. Везде одно и то же. Дескать, лютая халтура, приправленная патриотическими лозунгами и обрамлённая ярко-синтетическими кружевами. Казалось бы, выигрышная тема – Галантный век, Екатерина, войны, интриги, шпиономания. Однако если бесконечно ездить на одной и той же, давно почившей кобылке, выходит именно то, что мы увидели на премьере очередных «Гардемаринов».

Утверждать, что режиссёр Светлана Дружинина сотворила нечто из ряда вон выходящее, не приходится – вот уже лет пятнадцать-двадцать Голливуд страдает постмодернистскими девиациями, типа «Рэмбо. Последняя кровь», «Терминатор: тёмные судьбы», пятая часть «Пиратов Карибского моря», а, пишут, что будет ещё и шестая! Впрочем, что нам тот Голливуд? Всем ещё памятно грандиозное некро-шоу «Возвращение мушкетёров» Георгия Юнгвальда-Хилькевича, где …умершие, но воскресшие герои помогают своим детям бороться за светлое будущее французского абсолютизма.

Уж сколько раз мы убеждались, что нельзя до бесконечности мусолить некогда популярную тему, руководствуясь принципом, точнее вопросом: «А не тряхнуть ли нам стариной?» Ответ: лучше не трясти. Четырёхсерийный телефильм «Гардемарины, вперёд!» (1987) давно является классикой советского кино, хотя даже его нельзя назвать шедевром.

В те годы остро не хватало приключенческих лент, а уж об эпохе дворцовых переворотов вещалось вскользь и довольно редко. В первых «Гардемаринах» всё строилось на политической игре, которую вели западные спецслужбы против России в целом и Елизаветы Петровны – в частности. Так, в Россию засылался агент де Брильи, эффектный кавалер с лицом Михаила Боярского.

Другой основой для сюжета послужило дело Головкиных-Лопухиных, когда ряд лиц обвинили в попытке государственного переворота в пользу свергнутой Брауншвейгской династии – Анны Леопольдовны и её сына Иоанна Антоновича. Если не знать историю 1740-х, то резоны вообще малопонятны.

Просто симпатичные ребятки – Белов, Корсак и Оленев попадают в экстремальные ситуации, влюбляются, дерутся на шпагах, мурлычут песенки и, кажется, спасают Россию. Калейдоскопическое мелькание - бумаги Бестужева, заговоры, монастыри. Какие-то французы. Как обычно гадят. Кто? Кого? Зачем? Куда нынче галопируем? И - оптимистические вопли по дороге из Петербурга в Москву: «-Алёшка! -Сашка! Дрррруг!»

Смущало преувеличенно могущественная фигура Жанно Лестока — лейб-медика государыни, который тут показан как третье лицо империи. А иногда, как первое, чего уже тут стесняться? У нас уже имелся подобный вариант, когда волею кинематографистов Генрих Мюллер был вознесён на нацистский Олимп и остался там рядом с Гитлером. (В общем-то, Гардемарины и Штирлиц – это смыслы одного порядка).

Существенный минус картины — это неумелое вплетение «гардемаринов» в исторические реалии. Мальчики — отдельно, политика — отдельно. Не удалось совместить. Всё распадается на детали, фрагменты, диалоги, виды, песни. Поэтому остаётся лишь «Ланфрен-ланфра» и призыв «Не вешать нос, гардемарины!»

Но фильм понравился, ибо красота актёров, декоративность эпохи и удачный саундтрек стали роскошной ширмой для скомканной фабулы. А ещё в первых «Гардемаринах» была острая, щемящая ностальгия по осьмнадцатому столетию, что было и безумно, и мудро, по мнению Александра Радищева.

Если первую часть, действие которой происходит в 1742 году, вспоминают с удовольствием – из ностальгического умиления, то «Виват, гардемарины!» (1991) и тем более «Гардемарины-3» (1993) как-то не вписались в общественное сознание. Во второй части наши пацаны везли в Петербург принцессу Фике, бедноватую тевтонку из Цербста, коей суждена великая судьба.

Киноработа вышла затянуто-скучной, а Людмила Гурченко, изображавшая мать будущей императрицы, выглядела, как местечковая галантерейщица. Уныло-зимнюю тягомотину чуть скрашивала Кристина Орбакайте, не до конца растерявшая после «Чучела» свой драматический талант.

Часть третья – это и вовсе бесцельно-рваное повествование, основанное на домыслах авторов о Семилетней войне. В этой антиисторичной мешанине о гардемаринах, сражающихся с прусской военщиной, тупо смотрится всё или почти всё, но более всего король Фридрих (почему-то с усами) и его жена Элизабет-Кристина (к счастью, без усов), которую государь сделал …резидентом прусской разведки.

По-хорошему надо бы остановиться на первых «Гардемаринах» - тот мини-сериал при всех его шероховатостях был вещью в себе и – вещью премилой. Телефильм обладал свойством законченности, а все его продолжения – это какое-то эпичное доение мёртвого козла. Именно - козла. Именно – доение. Пустота.

Явление новой-свежей части всё тех же «Гардемаринов» повергло в шок – особливо горячих фанатов песенки «Ланфрен-ланфра». Раздался вопрос: «А зачем?» Итак, перед нами пустой Зимний дворец, по которому слоняется одинокая Екатерина II. Ни слуг, ни фрейлин, ни гвардейцев, ни фаворита какого завалящего – хоть бы и Сашеньки Дмитриева-Мамонова, с коим в 1787 году у государыни случился «амур». Ни-ко-го. На царице - невнятный балахон с фижмами, гораздо лучше смотревшийся бы в подтанцовке номера Ирины Аллегровой «Гуляй, шальная императрица!»

Но вот по лестницам бежит верный рыцарь Никита Оленев, до сих пор влюблённый в свою Фике. Князь Оленев брутально-небрит, растрёпан, смятен и смят. В те годы явиться ко двору без пудреного парика – это, как отметил Клим Жуков в своём ролике: «Примерно то же, что сидеть в партере Большого театра в майке», не говоря уже об остальном – о мужественной небритости и взлохмаченных патлах.

Из диалога мы узнаём, что Алексей Бобринский, внебрачный отпрыск Екатерины, оказался в беде. Описание «беды» - особая пьяная вишенка на невкусном торте. Мол, Лёша-то проигрался в заморских притонах, нахулиганил и даже случайно прострелил феску некоему важному турку. Следом Екатерина сообщает Оленеву, что она-таки подписывала с туретчиной Кючук-Кайнарджийский мир, и этот спич в исполнении Орбакайте звучал примерно, как пересказ «Мятежа на ‘Очакове’» в устах Шуры Балаганова, то есть складно и без понимания.

Но вернёмся к «Спасению рядового Бобринского»! Надо выручить мальчика, не привлекая внимания к тому факту, что он – сын Екатерины. Серьёзно? Все в Европах и Азиях знали, чьё он дитятко! Собственно, реальный Бобринский, а не тот смазливый юноша, буянивший в кадре, был куда как скромнее и, поигрывая в картишки, до бесчинств не доходил.

Но и это не самое дикое. Легонько перекраивать историю для пущей занимательности – это ещё с Вальтера Скотта и Дюма-отца повелось, а если обыгрывание удачно, мало, кто будет пенять (или пинать?). Но почему Екатерина и другие персонажи упорно кличут Иосифа II – королём? Его титул – император Священной Римской империи германской нации, эрцгерцог Австрии, король Венгрии, Богемии, Хорватии, Славонии, Галиции. Также авторы «похоронили» императора на три года раньше срока – он упокоится в 1790 году.

О, если бы фактологические огрехи были самой большой неприятностью! Здесь игра ужасающая. Кристина Орбакайте бубнит свой текст, перемежая реплики вульгарным сморканием, а Михаил Мамаев, наверное, дабы не смущать коллегу лицедейскими уменьями, тоже не силится. Диалог императрицы с подданным напоминает разговор бизнесменши с надёжным секьюрити. Порешай мои проблемы!

Затем следует характерная для всех «Гардемаринов» калейдоскопичность – головокружительные скачки; нечаянные встречи; красивые девицы, непонятно, кого играющие; кавалеры в шитых самоварным златом и дурно сидящих кафтанах; битвы в пути; зычный рёв: «Гардемарины, вперёд!» и прочая «ланфрен-ланфра».

Кстати, о «ланфрене»! В этой части происходит чудесное возвращение мсье де Брильи – того самого, что был убит ещё во второй главе, в 1744 году, оплакан Анастасией Ягужинской и погребён в снегах. Ан нет! Герой Михаила Боярского констатирует, что его сердобольно выходили русские бабы, после чего он отлежался и бросился в бой. Спустя сорок три года.

Не меньший восторг вызвал и внешний вид Сержа де Брильи – он фигуряет в тёмных очках, видимо, стибренных у кота Базилио. Благо, имеется и лиса Алиса – густо крашеная спутница де Брильи, постоянно делающая авантюрное выражение лица, но неясно, для чего вставленная в киноповествование. Кроме того, француза почему-то «наградили» орденом Святой Екатерины, который давался только женщинам и лишь в России. Да, разумеется, Боярский не преминул спеть свою «Ланфрен-ланфру» в окружении русских матросов под сопровождение их балалаек.

Увы, было ощущение, что актёрам неинтересно играть и они отбывают контрактную повинность. В какой-то момент я отключилась, вернее – ушла в созерцание своей френдленты. Со мной буквально впервые такое - самые неудачные киноработы я честно досматривала от и до. А тут – вырубило. До меня лишь доносились крики, лязг боевого металла, топоты копыт да компьютерно-обработанные мелодии из первой части. Судя по гиканью и звукам радости, хулигана Бобринского всё же удалось спасти.

Что ещё? Бесконечные спецэффекты-клише, вроде компьютерной грозы над Зимним дворцом или замедленного движения пули. Этими штуками зритель объелся ещё в начале 2000-х, когда это было внове. Костюмы чрезмерно броские, аляповатые, с большим количеством позумента и шитья. Всё это в сочетании с не пойми какими орденами выглядит уморительно.

Плюс – непременные усы-бороды. В таком виде ходили корсары, и если была поставлена задача – передать привет «Пиратам Карибского моря», то она – сия задача - была решена правильно. Сплошные флибустьеры заместо кавалеров! В кадре – масса лишних персонажей, ничего не значащих для развития сюжета. Какую смысловую нагрузку, допустим, имеет образ полнотелой дамы в исполнении Анны Семенович? Выказать могучие стати, обтянутые портьерным шёлком?

Но и это не главное. В принципе, непонятна целевая аудитория. Для кого делался весь этот бархатно-кружевной трэш? Для ностальгирующих предпенсионеров, типа меня? Так мы помним настоящее кино – и всё тех же первых «Гардемаринов», где была хотя бы искренность.

Для молодёжи? Это не её лав-стори – кому из тинейджеров и студентов интересен пожилой Алёша Корсак? Сварганить около-патриотический фильм под лозунгом: «Русские своих не бросают!»? Вдвойне обидно. К тому же, в ноябре стартует …пятая часть «Гардемаринов», и если эта называлась «Мир», то следующая будет «Война». Там – Крым. О, зачем?!

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x