Живопись умерла. Такой приговор вынес ей современный арт-официоз и даже ввёл для неё погребальный термин — "анахроническое искусство". Как заявил один из видных деятелей художественного рынка: "То, что краской на холсте, — больше не актуально".
Однако измотанная душа современного человека нуждается не столько в громком протесте или разгадывании концепций, сколько в искренности и понимании. Поэтому ростки художественной правды вновь и вновь пробиваются сквозь асфальт официальных канонов, опровергая стройный бизнес-план мировой арт-элиты.
На противоположном конце Европы, в Испании, активно работает выдающийся живописец современности каталонец Манель Аноро, во Франции — тонкий гастроном цвета руссильонец Жерар Сед, в Великобритании — пронзительно чистая Элейн Памфиллон. А в Москве — эпический Дмитрий Плотников.
В холстах Плотникова мгновенно завораживает то, что отличает подлинное искусство от ложного — Живопись. Как известно, уверенное движение в будущее возможно только при опоре на крепкий фундамент прошлого. Как дом, выстроенный на камне. Или зерно, посаженное не при дороге, а на добрую почву, даёт добрый всход.
В работах Плотникова драматическая борьба окрашенных поверхностей ёмко выражает острый импульс реального впечатления, в чём обнаруживается генетическая связь с фовизмом. Но в то же время строгий отбор деталей и аскетичный лаконизм художественного языка властно возвращает нас к суровой значительности древнерусской северной стенописи.
Индивидуальность и новаторство Плотникова — в его даровании выявить сакральный смысл в самом обыденном. Безошибочная композиция крупных форм и точный цвет на пределе насыщенности превращают пыльный фикус, грубый столовый нож, табурет или фигуру животного в философский знак, а их пластические взаимоотношения в высокую притчу о вечных ценностях.
На выставке будут показаны двадцать живописных работ, объединенных общей темой загадочной и священной Первородной Земли. "TIERRA DE PASION" — это Земля любви, страдания, смерти и возрождения, Земля, живущая внутри каждого из нас.
Сложившиеся линии вместе образуют ту самую "внутреннюю Испанию", "внутреннюю Землю" каждого человека, из которой все произрастает и в которую все возвращается, проходя свой материальный путь, переходящий в идеальный мир смыслов и образов.
Знание Испании и испанского языка придают искусству Плотникова не только характерный акцент, но и особый драматизм восприятия. Как русский живописец-философ, он дотошно исследует пластическую суть вещей в испанской культуре. К примеру, тайна перехода из временной жизни в Вечность, характерная для Сурбарана или ЭльГреко, в работах русского художника приобретает особую глубину и жизнеутверждающую мажорность.
В последних работах испанского цикла художник активно сопоставляет загадочный орнамент традиционного испанского шрифта с фигуративными компонентами изображения. В отличие от актуального искусства, в данном случае слово — это не примитивная разгадка заумной концепции, но равноправный участник пластического диалога.
Искусство Дмитрия Плотникова принадлежит сердцевине современного художественного процесса, скрытого под корой и наслоениями официального псевдоискусства. Оно ведёт обстоятельный разговор о главном и потому не крикливо. Неожиданный и в самом высоком смысле оригинальный проект замечательного русского живописца убеждает в бесконечных возможностях пластического поиска в современной живописи. Вопреки досужим предсказаниям русская художественная культура уверенно идёт в будущее, которое неизбежно всё расставит по своим местам.