«Вились кудри у Евпатия,
В три ряда на плечи падали.
За гленищем ножик сеченый
Подпирал колено белое.»
Сергей Есенин "Песнь о Евпатии Коловрате"
Это фильм, за который не стыдно. Больше того — не однодневка. Его будут смотреть и пересматривать, как старое-доброе, советское. А мы-то уж и не надеялись! Забыли, что так бывает. Клиповый трейлер не предвещал ничего путного — сплошные драки, пожарища и голливудский style спецэффектов. Но что-то, видимо, носится в воздухе - 2017 год оказался почти ...триумфальным для российского синематографа — разом несколько приличных, запоминающихся кинолент (все они — исторического содержания и не о нас-нынешних, но лучше этак, чем — никак). Средневеково-былинный сюжет, известный каждому школьнику — хотя бы в общих чертах. В основу картины легла "Повесть о разорении Рязани Батыем" и, надо сказать, авторы (реж. Иван Шурховецкий и Джаник Файзиев) довольно бережно обошлись с первоисточником. Правда, им зачем-то надо было сделать Коловрата — больным на всю голову. У него - многолетний «день сурка». Просыпаясь, он каждый раз начинает свою жизнь с чистого листа, и задача окружающих — напоминать ему всё предыдущее. Фабула никак не связана с этой пугающей особенностью, а потому вопрос: «Для чего?» повисает в воздухе и не имеет внятного ответа. (Невнятного — тоже). В остальном же фильм — идеален.
Увы, единодушия — нет. Зрители тут же разделились на два непримиримых лагеря, что, кстати, очень хорошо — полемика рождает истину, а если фильм горячо обсуждают, стало быть в нём - что-то есть. Так, поборники аутентичности узрели крупное блюдо с варёной с картошкой и цилиндрические свечи, изобретённые на рубеже XIV и XV веков. Потом - зациклились на реплике эпизодической героини: «Каратели возвращаются!» При ближайшем рассмотрении картофель оказался репой, а что касается осветительных приборов, то пусть коптит, что угодно — фильм не об истории свечных заводиков. Безусловно, термин «каратели» прозвучал чересчур современно, ...а кольчужки - «не те» и дамские уборы — витиевато- шикарные (не как в жизни). Только это ли — главное? Начисто лишённый «подлинного» антуража, фильм "Александр Невский" значит для русского и советского патриотизма гораздо больше, чем десяток выверенных и при том — картонных поделок. Можно воссоздать «правильные» мечи, стремена, ...танки и получить на выходе уныло-тошнотворное зрелище, которое ничему не учит. А потому — ни для чего не нужно. Разве, что для отчётности: вот, создали про войну, освоили бюджетец. Жаждете созерцать аутентичную дерюгу и такие же бархаты? Идите в исторический музей. Ройтесь в архиве. Читайте опусы таких же любителей заклёпок, плошек и подвесок. "Легенда о Коловрате" - прекрасный образец патриотического кинематографа, столь редкого в наши дни. Хочется, как в том анекдоте, спросить: «Вам — шашечки или ехать?» Если вам шашечки — тогда идите на сайт реконструкторов. К тому же, в самом названии - «легенда», а вовсе не «сценки из бытовой жизни». У каждого народа есть свой исторический эпос — о героях и битвах, о неземной, вечной любви и — разумеется, любви к Родине. Это должно подаваться благолепно и ярко. Через мощные, светоносные образы. Можно, конечно, всех обрядить в грязноватые онучи, дать в руки что-нибудь ржавое и — казать крупным планом всю заунывную скудость Средних веков. Да, что мы знаем о XIII столетии? (Даже о советском времени уже сплошные домыслы и фрагменты — они расставляются в «нужном», конъюнктурном порядке). Чего уж говорить о «преданьях старины глубокой»? В картине — чисто вымытая, ладно отстроенная Русь-матушка. Допустим, — былинная, полусказочная. И не было у княгинь таких причудливых монист — кстати, сделанных на стыке византийской и славянской традиции. Но почему-то мы привыкли верить плохо струганным доскам и дурно пошитым зипунам, но отказываемся воспринимать Русь-Гардарику? Белую лебедь. Или, как выразился Егор Холмогоров: «Русская земля показана светлой, богатой, чистой, грамотной, люди её — отважными и мудрыми». Именно такое кино вселяет надежду и вызывает гордость, а картошка там иль репа — уже не так важно. "Легенда о Коловрате" во многом напоминает ещё один шедевр - "Илья Муромец" Александра Птушко — по духу и смыслу. Это не про доспехи средневековья. Это — о народной душе. Поэтому неслучаен монах с медведем — намёк не только на Сергия Радонежского, который о ту пору ещё не родился; это — образ русского мира. Вера во Христа и — славянский тотем, пришедший из глубины веков.
Далее критики высмеяли манерного Бату-хана, показавшегося им не то японской гейшей, не то — занятным трансвеститом из тайского борделя. Наиболее тупые и агрессивные выдвинули модно-обывательскую версию о монголах-гомосексуалистах, на что якобы намекнули авторы (это уже стало психическим заболеванием — искать «голубую Луну» в любом проявлении). Спецам по части исторического реализма надо бы знать, что у ордынской знати была в чести китайская мода — на тот момент изысканная и рафинированная. Китай - для Дальнего Востока — такой же центр вселенной, как Царьград — для европейца. Батый изображён, как носитель той популярной традиции — в шёлковом одеянии с драконами, в статусном боевом раскрасе и с китайской «петлей» из длинных волос. Актёр Александр Цой великолепен в этой непростой и — знаковой роли, поэтому те, кто сравнивают его героя с Ксерксом из голливудских "300 спартанцев", попросту не видели весь фильм, ограничившись трейлером да парой визгливых статеек. Перед нами — довольно-таки эстетичные, лишённые карикатурности враги-монголы. Показ неприятеля-уродца, противника-ублюдка — это всегда умаление своей же победы. Мы жертвою пали? В борьбе с какими-то гнилыми орками? Послушайте, обидно! В "Александре Невском" роскошно явлены обе стороны вооружённого конфликта. Авторы "Легенды о Коловрате" пошли по тому же благодатному пути. Они явили Коловрата и Бату-хана, как равных противников — по мощи и храбрости. Историческая (летописная!) правда лишь подтверждает увиденное: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им». Рыцари Евразии. Честь и поклонение воинскому духу.
Несмотря на на то, что сценаристы опирались на текст "Повести...", они делали некоторые сознательные допущения. Так, намеренно игнорируется определение «татары», взятое летописцем, и - активно проталкивается «орда». Синоним битв и погибели. Неслучайно, фашистов именовали в песне «проклятою ордой». В нашем понимании орда — всегда вороги, тогда как слово «татарин» могло бы вызвать негативную реакцию со стороны части населения РФ. Реальность первоисточника такова: «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно».
Фильм перенасыщен эмоциями и если уж в "Повести о разорении Рязани..." сказано, что «...воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем», то актёр Илья Маклаков тоже выкладывается по полной программе. Игре современных артистов, испорченных сериальной халтурой, чаще всего не веришь. Но тут — особый вариант. К тому же, Маклаков — родом из Рязани, что не могло не повлиять на самоощущение. В кадре — слаженная игра состава, что означает: актёрам было интересно работать. Не отбывали «коммерческую» повинность. Не халтурили между делом. Исполнились пафосом — вместе со своими героями. Фоном — сочная, крепкая и — уместная музыка Сержа Танкяна. Визуальный ряд — сказочен. Но главное, что здесь нет «привычной», из года в год демонстрируемой русофобии. Всё, как по писаному: «Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». Фильм о крылатых русичах. О небе в алмазах. Финал, несмотря на печальные итоги, оптимистичен — лёд, солнце, и уже западные рыцари в своих устрашающих шлемах. Что произошло дальше — знают все.
-
Александр
8 декабря 2017 в 00:35Тюрин
Либералы уже начали кричать по всей сети, что героический древнерусский эпос "Повесть о разорении Рязани Батыем" (частью которой является сказание о Евпатии Коловрате) не является "объективным", "полон ошибок" и "религиозных аллюзий". А вот когда Голливуд показывал фильм "300 спартанцев", в котором Ксеркс был трехметрового роста, и в бесчисленном войске персов воевали сплошные чудовища, включая орков-великанов, для леваков и либералов всё было окей. (Хотя, на самом деле, в сражении у Фермопил было не 300, а более 5 тысяч греков, противостоящих где-то 10 тысячам персов; и нравы у античных греков были почудовищнее, чем у персов - вспомнить только истязания илотов и отношение к рабам не как к людям, а как к говорящим орудиям)...
Ну и для справки. Из всех русских князей, именно князья Северо-Восточной Руси (позднее ставшей Московской Русью) оказали наиболее сильное сопротивление монгольскому нашествию. Именно они дали три полевых сражения монголам – на границе Рязанской земли, у Коломны, на р. Сити. Рязанский воевода Евпатий Коловрат был одним из многих героев этой войны, однако очень ярким - отчего устное предание и сохранило его имя, затем попавшее в "Повесть о разорении Рязани Батыем", которую академик Лихачев считал уступающей по выразительности только "Слову о полку Игореве"... Козельск (маленький городок даже в те времена) стал “злым городом” для монголов, сражаясь против объединенных вражеских сил целых два месяца (март-май 1238). И, кстати, длительность осады Козельска показывает, что завоевание Северо-Восточной Руси стоило монголо-татарам очень больших потерь и к весне 1238 численность их войска уменьшилась минимум наполовину... По контрасту, даже наиболее сильные князья Юго-Западной Руси (где ныне Украина), Даниил Романович Волынский (позднее Галицкий) и Михаил Всеволодович Черниговский, не дали ни одного сражения в поле монголо-татарам, даже не пробовали лично оборонять свои города, включая Киев. А просто сбежали на время нашествия в Польшу и Венгрию. (Безвиз v.1.0).
Да и в Европе, куда в 1241 вышли уже сильно прореженные монгольские тумены, им было дано всего два полевых сражения - немцами и поляками при силезской Легнице 9 апреля, и венграми и хорватами на реке Шайо (притоке р. Тиса) 11 апреля. В обоих сражениях европейцы подверглись полному разгрому. Хотя, как видно из дат этих сражений, происшедших в удаленных друг от друга местах, против каждой из европейских армий действовала только часть монгольского войска... Победоносный европейский поход Батыя был прерван смертью великого хана монгольской империи Угэдэя и необходимостью ехать в Каракорум на выборы нового великого хана (вот что демократия делает :) ). Если бы не это обстоятельство, и, конечно, будь побольше степной и лесостепной клин в Европе, то в последующую сотню лет европейские герцоги и короли были бы вассалами монгольских ханов и ездили бы за ярлыками в Каракорум или Сарай.
-
Сергей
8 декабря 2017 в 18:32Метик
Я отрицаю любой "патриотизм", сколь угодно талантливый и исторически верный, если его предлагают не вместе с СОВЕТСКИМ патриотизмом, а ВМЕСТО него.
-
Андрей
9 декабря 2017 в 07:18Шкадов
Резонно. Если мы имеем дело с таким благодатным патриотическим материалом, то почему в советских учебниках истории (во всяком случае, в школьных) такая историческая фигура не очень-то упоминалась, а прославлялся коллаборационист, по сути, Александр Невский?
Да просто советские историки понимали, что данный персонаж или полумифологический, или собирательный образ с националистическим душком, или же его подвиги сильно преувеличены и в общей плачевной картине нашествия "погоды не сделали".
Да и менталитет Орды всем нашим правителям был "социально близким"...
-
Бегемот
9 декабря 2017 в 14:37Иваныч
Хорошо, что Ю. Гагарин Не еврей и не татарин, Не таджик и не узбек, А наш советский человек!
-
Александр
9 декабря 2017 в 18:48Тюрин
Андрей, вы ухитрились в 9 строчках столько напридумывать, что просто удивительно.
1. Подвиг Евпатия Коловрата присутствовал во всех советских книгах по истории и истории древнерусской литературы, касающихся этого периода.
2. В советское время, начиная с середины 1930-х, не стеснялись прославлять русских героев прежних эпох, боровшихся против иноземных завоевателей. (И Демьяну Бедному, который хотел поиздеваться над богатырями из былин "О Владимире Красное Солнышко", товарищ Сталин сразу прикрутил крантик.
Издевательство над русскими героями, боровшимися за Родину против иноземных завоевателей - это троцкизм. Что случилось с Троцким и его клевретами - вы, наверное, в курсе.
3. Евпатий Коловрат является героем произведения, относящегося к героическом эпосу - "Повести о разорении Рязани Батыем". Это не летопись, а памятник литературы и сравнить ее можно с "Илиадой", "Махабхаратой", "Песней о Роланде" и т.п.
4. Александр Невский никаким коллаборационистом не был. Зачем повторять либеральные бредни? За ярлыком в Орду ездил не только он, но и все русские князья с той территории, которая была разорена монголо-татарским нашествием. В том числе князь Даниил Романович Галицкий, который, кстати, был самым западным русским князем и нынешними свидомитами выдается за некую противоположность Александру Невскому. Князь Александр Невский дал мощный отпор Западу, когда тот хотел воспользоваться ослаблением Руси после монгольского нашествия. И Александр Невский, по сути, способствовал быстрому прекращению прямого правления монголов в княжествах Северо-Восточной Руси; он стоял за истребление монголо-татарских сборщиков дани в 1260-е, о чем свидетельствует, к примеру Устюжская летопись.
Князь Даниил Романович Галицкий давал свое войско монголо-татарам для походов на Запад, а князь Александр Невский - нет. Прямое правление Орды сохранилось дольше всего на Юго-Западной Руси, особенно в степных районах; в Киеве 150 лет сидел баскак. Было оно и на Кавказе, и в придунайских землях, в Иране, Китае и т.д.
А во Владимирско-Суздальской (Северо-Восточной Руси) оно уже исчезло в 1260-х.
5. Никакой близости между "менталитетом Орды" и правителями России нет. Это расистская либеральная басня. Орда - это государственное образование кочевников, у него другой хозяйственный базис - кочевое скотоводство, набеги. А Русь, Россия - это государство земледельцев, оседлого населения. Русское государство формировалось, как обороняющее труд земледельца - к чему относилось создание засечных черт, потом постоянного войска.
Орда же формировалось, как то, что занимается набегами и разграбляет плоды труда оседлого населения. За редкими исключениями, власть в Орде была результатом победы одного кочевого клана над другим и общего участия в набегах. Так что Орду более всего напоминает Украина.
-
Андрей
10 декабря 2017 в 11:00Шкадов
В общем, и Невский - хороший, и Коловрат - хороший! Александр, вот мы смирились, что закон - что дышло, а у нас и историческая наука такая...
-
Всеволод
10 декабря 2017 в 15:04Разумов
Инфантильная, мультяшная, вторичная (см. "Зооспартанцев"), псевдопатриотическая поделка. Нам не нужен такой "патриотизм" американского разлива, с компьютерной графикой и картонными супергероями.
-
Сергей
13 декабря 2017 в 16:30Зарецкий
Легенда о Коловрате – фильм, напоминающий о героях России.
В картине художественными образами показан главный для России урок – сила наша в единстве. Когда пришло время крепко стоять за Отечество, к сожалению, князья не объединились и не смогли дать отпора завоевателям. Запершись каждый в своём городе, не желая помочь соседу и сберегая свои дружины, сидели князья за высокими стенами, которые их не спасли, что привело к трагической сдаче одного за другим русских городов, стоящих на пути войска Батыя.
Во время великих бедствий русский народ проявил героизм, стойкость и обрёл высшие смыслы жизни, нащупывая в мучительных испытаниях очертания своего уникального исторического пути, идя по дороге судьбы вновь зарождающейся страны.
Монголы в фильме – превосходные воины, сильнейшая армия Евразии на тот момент, объединившая, по заветам великого Чингисхана, в рамках железной военной организации не только разрозненные до этого монгольские племена, но и другие народы. Монгольская армия – это целый вооруженный народ, движения которого определяются строгой рукой и волей хана Батыя.
Неумолимая сила Провидения сводит судьбы русских и монголов для того, чтобы каждый из них прошел через свои испытания.
Ведомое силой судьбы и могучей рукой хана монгольское войско движется через бескрайние степи, леса, поля, преодолевает реки и пустыни, заполняет собой огромные пространства, города, проникает в другие культуры, объединяет бесчисленное множество людей, впитывает в себя религии, учения, притчи и традиции народов Великой степи и всей Евразии, чтобы раствориться по континенту, дав начало эпохе обновления и переосмысления.
На пути у монголов разрозненные на тот момент русские княжества, которые в этих уготованных Богом испытаниях должны преодолеть междоусобную вражду, очиститься от скверны недоверия, предательства, и безверия, чтобы понять своё предназначение и двигаться дальше в русле своей великой истории.
Великие воины, как монголы, так и русские показаны равными, получившими свои уроки в испытаниях.
Хан Батый – стратег, полководец, покоряющий народы, пришедший в русскую землю, узнаёт слабые стороны своей армии и своего мировоззрения. Воины, преодолевая себя, достигают совершенства, но им неведома сила благочестия праведников, жертвенность святых провидцев и самоотверженность воинов, подкреплённая верой в Бога и в Отечество.
Князь Рязанский – глава города, понимающий всю трудность его положения, отчаянно стремящийся выиграть время, теряет в этом испытании всё: город его сожжен, дружинники, которых он любит, как своих сыновей, храбро защищают город в битве, которую они обречены проиграть, показав решимость сражаться за свою Отчизну.
Коловрат – и здесь главный смысл фильма – это мы с вами, это собирательный образ Родины, проходящей испытания, защищающей своих сыновей и дочерей. Находясь в безвыходном положении, он действует по-воински хладнокровно и собранно. Догоняя по пятам войско хана, проникая в его тылы, осуществляя дерзкие и молниеносные нападения, рубит мечом врагов, приближая тот час, когда Родина воспрянет из пепла, подобно жар-птице переродится и станет ещё сплоченнее и сильнее. Каждое утро Коловрат, просыпаясь, забывает свою жизнь, начинает её с чистого листа, мучительно вспоминая дни минувшие. Так и Россия, так и мы с вами, забывая свои уроки, свои испытания, бросаемся из крайности в крайность, бьёмся раненой птицей, чтобы воскреснуть, очиститься и переродиться. Финал фильма даёт надежду, что всё прошедшее не будет забыто. И это главный для нас урок.
И ещё один символ фильма: русский лес, русская метель и медведь – дух леса в представлении язычников, наводящий на них смертельный ужас защитник нашей священной земли, её страж. Это тот самый лес, где отшельники молятся за святую Русь, тот самый лес, где монашествовал Сергий Радонежский, и медведь, почувствовавший силу благочестия Сергия, приходил к нему за кусочком хлеба. Святые люди, великие воины, жертвующие всем во благо Отечества, Сергий Радонежский, Александр Невский, Евпатий Коловрат и много-много других – небесные заступники и защитники России – они и поныне охраняют страну, давая нам высшие смыслы, сохраняя наше единство.
Через муки, испытания, завоевания и войны обновлялось государство российское, складывавшееся из разрозненных княжеств. Под прессом тяжелейших испытаний, люди превращались в воинов, святых, пророков, поэтов и мастеров, жертвуя собой и спасая братьев своих. На огромном пространстве формировалось единство и разнообразие культур и традиций, заложивших основы российской государственности.
Урок о единстве, память о героях – это завет фильма о Коловрате, его наставление. Чудесная тройка русской истории несёт нас по бескрайним просторам. Она летит через метели и вьюги лихолетья к благочестивым заветам истории, к нашему становлению и обновлению, к повторению пройденных испытаний, и в конце концов – к очищению и возрождению.
Будем же помнить своих героев всегда.