19 февраля 2016 года в Милане на 85-м году жизни скончался знаменитый писатель Умберто Эко, автор романов "Имя розы" и "Маятник Фуко".
У армянского поэта Паруйра Севака есть строки, которые в русском переводе звучат так: "И только когда дерево спилено, мы видим его настоящий охват". Эти слова применимы ко всем случаям жизни и смерти. А когда от нас уходят такие люди, как Умберто Эко, они, наверное, справедливы вдвойне.
Разумеется, для всех Умберто Эко — это прежде всего автор романа "Имя розы", который вышел в свет в 1980 году. К тому времени Эко был уже признанным филологом и культурологом европейского уровня, активно работал в публицистике, но "Имя розы" превратило его в один из символов эпохи, если можно так выразиться, "постсоветского постмодернизма".
Наш мир не только развивается по исторической спирали, он еще и подобен самому себе на всех уровнях своего бытия. Эта его особенность выражается такими терминами, как "фрактальность" или "дробная мерность". И, вглядываясь в какую-нибудь, казалось бы, "каплю в чашечке цветка", мы, при определенной фокусировке взгляда, действительно можем увидеть в ней весь наш мир в его бесконечной сложности и взаимосвязи.
Собственно, способность к такой фокусировке и есть главная тайна искусства. В "Имени розы" Умберто Эко она удалась почти полностью — почти, потому что идеал всегда недостижим из-за ограниченности места, времени и множества других измерений, как правило, недоступных для человека.
В "Имени розы" предметом литературного исследования автора стала битва гвельфов, сторонников папской власти, и гибеллинов, сторонников власти императора "Священной Римской империи", в средневековой Европе после окончательного раскола в 1054 году единой до того "никейской" христианской церкви на католический Запад и православный Восток.
Этот процесс распада и раскола потом пошёл дальше: в "тайные общества" и протестанство, в религиозные войны и Просвещение, — высвобождая грандиозные энергии разрушенных связей общества и природы, ставшие основой почти 500-летнего господства Запада во всем мире.
Умберто Эко в "Имени розы" обозначил именно эту энергетическую основу современной западной цивилизации, которая тогда готовилась к своему очередному и, видимо, последнему грандиозному взлёту, связанному с уничтожением "красного проекта" в лице Советского Союза и всего "мира социализма".
Папой Римским под именем Иоанна Павла II только что был избран краковский кардинал Кароль Войтыла, в самой Польше разгорался огонь "Солидарности", на подходе уже была горбачевская "перестройка", а на горизонте маячил "Конец истории" Фрэнсиса Фукуямы — воплощенное восклицание гётевского Фауста: "Остановись, мгновенье!"
Роман Умберто Эко появился очень вовремя — в нём цивилизация Запада не только могла рассмотреть саму себя сегодня, словно в многомерном зеркале, но и всё своё прошлое почти за тысячу лет. Остальные его романы, от "Маятника Фуко" до "Нулевого номера", можно считать своего рода дополнениями и комментариями к "Имени розы".
Кстати, о значении образа розы в мировой и в западной культуре написано столько, что полное собрание этих текстов могло бы составить целую библиотеку. Для нас в данном случае важно только то, что Эко перекликается не столько со спорами средневековых "номиналистов" и "реалистов", сколько с символикой розенкрейцеров, через которых ведут начало параполитические и парарелигиозные структуры Запада, определявшие его развитие и развитие всего мира на протяжении более чем пяти веков.
Сегодня можно сказать, что смерть Умберто Эко символически закрывает эту эпоху точно так же, как закрывает её недавняя встреча Папы Римского и Патриарха Кирилла на Кубе, должная стать прологом к возвращению единства христианской церкви — разумеется, единства не "экуменического", а ортодоксального. Эпоха энергий распада должна уступить место эпохе энергий синтеза.