Авторский блог Галина Иванкина 20:18 17 марта 2018

«Другие» знания

не надо учиться — Google всё покажет

Не так давно я писала о выставке живописца Карла Брюллова в Третьяковской Галерее, однако, речь сегодня пойдёт не об искусстве. Всё — куда как серьёзнее. В музеях появляются разные люди — иной раз полуграмотные и равнодушные. Просто кто-то им сказал, что — надо (или президент посетил экспозицию и все ринулись «на Серова», ломая двери). Поодаль маячила девочка-старшеклассница — она томилась, ей хотелось на волю, точнее — в соцсети, но — бабушка! - этакая рафинированная мадам «из бывших» - то есть из советских ! — постоянно одёргивала суетливую юницу. Выяснилось, что внучка не знает, как выглядит брюлловская «Всадница», и бабушка предложила пойти — хотя бы одним глазком...! Это же, мол шедевр, визитная карточка или, это, как его там у стартаперов с хипстерами - must see. На пожилую даму было жалко смотреть — она тянула, уговаривала, стыдила. Тогда младая школьница, произнеся торопливое «Ща...!» быстренько нашла «Всадницу» в своём гаджете и показала бабуле: «Ну вот же она. Всё норм. Коняшка, собачки...». Потом, уже на выходе, бабушка и внучка сделали селфи — щёчка к щёчке и двинули, видимо, в Макдональдс, расположенный рядом с метро Третьяковская.

...Хваткие и деловитые персонажи верещат, что советская школа давала интеллигентское, пустое и далёкое «от реалий» образование. Именно поэтому отличники и умники в 1990-х голодали, а туповатые, но смекалистые троечники замутили бизнесок и, если не оказались, убиты другими троечниками, то сейчас растят детей по Лондонам и шопингуются в Милане. Большевики, мол, растили неприспособленных гуманитариев и — таких же технарей, которые, обладая знаниями, не умели и — не желали их продавать. Тогда как сейчас — всё в ажуре! Ещё бы ненужную географию куда-нибудь выкинуть! Мне доводилось общаться с одной тоскующей мамой — она, востоковед и художница — так и не сумела «пробиться». Ирочка - интеллектуальна и — неповоротлива. Не считывает тренды и бренды. Не умеет продвигать себя и творчество. «Пусть хотя бы мой сын будет обеспеченным!» - вздыхает она. Получившая разнообразно-бессмысленное — с её точки зрения — образование, женщина искренне рада, что её отпрыск — видеоблогер, получает денежку за рекламу, вертится, ходит на какие-то курсы, пытается раскрутить свой стартап. А то, что он именует супрематизм — квадратиками, а ренессанс — толстыми, голыми тётками — ерунда. «Что толку от моих знаний? Ну, писала я диссертацию о Руми. Ну, изучала суфизм. Ну, рисовала арабески. И что? Живём в хрущёвке. Денег на восточные вояжи нет. Муж такой же. Сидим кукуем. Нужны другие знания!» - подытожила Ирина.

Надо становиться «грамотными потребителями» и «монетизаторами блогов»! Не надо учиться — Google всё покажет. Где там Волга и зачем впадает. Какой там косинус 30 градусов — да и нужен ли? Компьютер всё рассчитает. Почерки — ухудшаются. К чему нам каллиграфия, если дети с малолетства тычут пальцами в клавиатуру? Тезис о том, что ровный почерк формирует более качественную работу головного мозга, - тонет в потоке словес о «модернизации образования». Да, и шитьё-вышивание — это мелкая моторика, но тоже — не надо. У многих современных подростков — неумелые ручонки. Как жаловалась одна маман в блоге: «Моя дочь не может сама пришить пуговицу!» А ты её научила? Или Cosmopolitan штудирована на предмет: как удержать любовника, если он — ещё чей-нибудь любовник? Растят нового — притом коллективного — Митрофанушку, только во времена Екатерины весь этот биомусор (пусть и дворянского роду-племени) совершенно не монтировался с задачами эры Просвещения. Нынче — иначе. Можно не знать. Не читать. Не чувствовать. «Другие» знания. Как установить приложение. Как поставить рекламку в бложик. Где и что урвать.

Как-то по телевизору был «круглый стол», посвящённый современному школьнику — выступали вполне грамотные персонажики, выучившиеся в советских школах и вузах. То есть себя-то они не обделили косинусами и азимутами. Доктора наук, педагоги и социологи, они, как водится, бранили «рудименты совковой системы» с её около_всяческими познаниями, которые не способствуют «выживанию». Господа, выживать — это уметь разжигать огонь, сооружать гарпун и ловить им рыбу, а ещё — определять своё местонахождение в тайге. Это я так, на минуточку... Да! Выступала яркая, полнотелая, женщина, мерзко сглатывающая букву «р» (звучало как рлллл какое-то). Курлыкающая фемина очень хвалила подрастающее поколение за его умение «взять главное». Что - главное? Биткоин? Как тут шутили френды: «Одна девочка считала, что ферма это место для майнинга криптовалют», а так — она вроде бы и не в курсе, откуда берутся её любимые йогурты. «Даёт корова молоко», - писали в прописях во времена Сергея Михалкова (я процитировала его стишок, если кто уже не в теме). «Наши дети и внуки владеют иностранными языками!» - радостно вещала педагогиня. Что считать владением? Квакание на простонародно-жаргонном инглише для «коммьюникейшен»? Знаю таких «владеющих» - поболтать о рэпе, сексе и компьютерных игрушках с таким же американским неучем. И - увязание в самых простых английских текстах, где присутствует маломальская игра слов. Меж тем, кандидат педагогических наук продолжала (курлыкая): «Большинство знаний, даваемых в школе это мёртвые знания. Как латынь и греческий, который ненавидели гимназисты Серебряного века». Тут она отчасти права — гимназисты не жаловали древние языки. Однако же — почему она это знает? Читала в книжках! А современным школьникам сего не надобно. Пусть учатся блогерству и контрацепции. Вообще, эти разговоры о введении «нужных для жизни» предметов и упразднение «бесполезных» знаний — есть прямая диверсия. Против будущего. Девочка, для которой «Всадница» - это «коняшки-собачки» вырастет грамотным потребителем с «пакетом знаний». Купит себе ещё более продвинутый гаджет. Научится делать денежку. А то и в чиновницы пролезет. Бестрепетно подпишет акт, по которому снесут любой объект культурного наследия. Пару лет назад одна платная-зарплатная блогерша-рекламша изрыгнула воззвание на тему: «Зачем нам коробки псевдо-стиля конструктивизм?» Речь шла об уничтожении уникальной АТС 1929 года. Но для рекламши-на-бабле — это коробка. И таких становится всё больше — наглых, жруще-гадящих, бездарных. Ненавидящих культуру на уровне генетики и подсознания, как нечто — чужое. Враждебное!

«Зачем нам искусство, если мы на этом не зарабатываем?» - спросил деловой, но — многословный посетитель моего блога. Он написал длинный, путаный комментарий, из которого выходило, что знать надо только основное-главное-прибыльное. То, что можно монетизировать. Судя по сбивчиво-полуграмотной речи, родной язык никогда не являлся для «рационалиста» чем-то важным. Другой спросил: «Вам где-то понадобилось знание о том, что такое вакуоль, как производится крекинг нефти и какие чувства испытал князь Андрей, проезжая мимо дуба?» Короче, современному россиянину (если он, конечно, суперсовременный, а не застрял в Совке!) не нужно ни-че-го, кроме жратвы и секса. К счастью, нашлись те, кто не согласен на «оптимальный пакет». Раздалось: «Это же так интересно!» и «Знания - для целостной картины мира». А этим — неинтересно! Для них любое путешествие — это еда и разглядывание местного населения. «Французы - кулинары так себе, а француженки страшненькие, ни одной симпатяги не встретил за две недели в Париже. Попалась одна милая толстушка ничего так, да и она при ближайшем рассмотрении оказалась нашей-бывшей - то бишь из Израиля», - кропает в своём блоге мой ровесник, весьма успешно подвизающийся в области юриспруденции. Париж с его музеями прошёл мимо. Да хрен бы с ней — с Европой. Эти же люди считают, что Николай I был сыном Александра I, имел прозвище «Кровавый» и сослал Пушкина воевать на Кавказ. Потому как не нужны им «лишние знания»! Что-то в детстве долетело сквозь дрёму про Пушина, Кавказ и Николая, но потом — растворилось во вкусовых предпочтениях относительно круассанов и толстушек.

Целостная картина — это когда история сплетается с географией, литературой, экономикой, давая поразительно яркое восприятие. Не дроблёное. Не порезанное кусочками. Вот вам пример, этюд. Пьеса Александра Островского «Бесприданница» - это ощущение Волги (глубины и пространства), поволжских городов и природы-погоды. География сплетается с развитием индустрии во второй половине XIX века — так называемая эпоха Gründerzeit - массовое, ускоренное развитие производств, акционерных обществ, банков, страховых компаний. Международные выставки — зеркало явления. Тогда уже проще понимать, что произносят со сцены Кнуров и Вожеватов. И — почему разоряется человек, подобный Паратову. И, наконец, самое ненужное знание — история костюма. К чему Лариса одета «скромно и дорого»? В те времена пышно, вычурно и блестяще одевались женщины низкого происхождения, но — богатые (тому пример Липочка из «Банкрута»), поэтому когда Кнуров подчёркивает, что Огудаловы — хорошая фамилия, он даёт знать, что они — обедневшие дворяне. Стремление к утончённой скромности отличало девушку-аристократку. Роскошь, помпа - признак дурновкусия. Так можно разбирать любую вещь, а Юрий Лотман посвятил «Евгению Онегину» целый мега-разбор и ты уже начинаешь сознавать, отчего это наш Евгений был всего лишь «как денди», а не «русский денди». Но — зачем? Думаете, мои знания приносят мне денежку? Не-а. Только — впечатление от бытия. Мне повезло. Я слышу всё, о чём говорят герои и вижу, что на них надето. Нужно ли оно преуспевающему адвокату, жующему что-то близ Rue de la Paix? Его одинаково утомляют и Вандомская площадь (что там интересного-то?), и Опера Гарнье (эстрада - лучше). И даже то, что Rue de la Paix — родина высокой моды ему — лишняя информация. Ребята, вы живёте богато, но скучно! И шутить-то с вами — не о чем. Потому как юмор — это мгновенный анализ-синтез, это взрыв цитат и множество аллюзий. А вы на реплику: «Починяю примус» отвечаете вопросом: «На даче что ли?»

1.0x