Авторский блог Николай Коньков 00:00 28 января 2016

НедоДавос

Собравшиеся на этот раз в Давосе гости WEF оказались в большей мере озабочены не столько поисками выхода из кризиса, сколько обсуждением его подробностей: экономическими трудностями Китая, проблемой запредельных государственных долгов, "миграционной нагрузкой в Европе" и т. д. Отсутствие стратегического мышления? Попытка отвернуться от собственного будущего? Как бы то ни было, судя по практически единогласному мнению, в этом году "Давос уже не тот", он потерял какую-то внутреннюю энергетику, и причиной тому — вовсе не отсутствие в швейцарских Альпах политиков первого ряда.

20-23 января 2016 года в швейцарской коммуне Давос—Клостерс прошёл очередной, 46-й по счёту, Мировой экономический форум (WEF).

Официальная тема дискуссий, посткризисный переход к новой экономической модели, которой основатель и действующий глава WEF профессор Женевского университета Клаус Шваб, посвятил специальную публикацию "Возглавляя Четвертую промышленную революцию", была явной попыткой адаптировать к доминирующему либерально-монетаристскому дискурсу теорию глобальных технологических укладов Сергея Глазьева—Масаако Хироока.

Профессору Швабу за подобную заявку стоит отдать должное: он является не только авторитетным ученым-экономистом, но и человеком, вот уже почти полвека идущим на шаг или даже на несколько шагов впереди событий. Что характеризует не только его личные качества, но и тот "референтный круг", услугами которого он пользуется. Но вот собравшиеся на этот раз в Давосе гости WEF оказались в большей мере озабочены не столько поисками выхода из кризиса, сколько обсуждением его подробностей: экономическими трудностями Китая, проблемой запредельных государственных долгов, "миграционной нагрузкой в Европе" и т. д.

Отсутствие стратегического мышления? Попытка отвернуться от собственного будущего? Как бы то ни было, судя по практически единогласному мнению, в этом году "Давос уже не тот", он потерял какую-то внутреннюю энергетику, и причиной тому — вовсе не отсутствие в швейцарских Альпах политиков первого ряда.

"За кулисами" нынешнего WEF должны были обсуждаться перспективы и сглаживаться "острые углы" активно лоббируемого США соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP). Аналогичное Транстихоокеанское партнерство (ТТР) 5 октября прошлого года было подписано в Атланте, но его ратификация государствами-участниками пока идёт со скрипом.

Что же касается варианта TTIP, то с ним всё оказалось еще сложнее. Соотношение прибыль/риски выглядит таким, что оно совершенно не устраивает "старушку-Европу". И ни дешевые энергоносители (пряник), ни "кризис беженцев" и штрафы европроизодителям типа концерна Volkswagen (кнут), ни конфликт на Украине (кнут и пряник одновременно) не заставили её согласиться на американские условия. Одно дело — грабить "третий мир" в одной шайке с "большим ковбоем", и совсем другое — отдать своё имущество недавнему подельнику. А именно такую смену статуса предлагает Европе "Трансатлантическое партнерство". И энтузиазма по данному поводу в среде крупного немецкого, французского, британского и т. д. бизнеса становится всё меньше и меньше.

Поэтому всё ещё единый внешне результирующий вектор действий "коллективного Запада" слабеет буквально на глазах, поскольку его составляющие не только расходятся между собой, но и начинают становиться противонаправленными.

Что с полной отчетливостью и проявилось в работе нынешнего Давосского форума, который теперь можно назвать недо-Давосским.

Как известно, в последний момент был отменен вылет в Швейцарию главы российского Центробанка Эльвиры Набиуллиной. И никаких объяснений тому до сих пор не последовало. Однако, судя по той антироссийской истерике, которая началась после этого уже не в западных масс-медиа, а на самых верхах западной политики (премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон об убийстве Александра Литвиненко, заместитель министра финансов США Адам Шубин о "коррумпированном Путине" и т. д.), — от каких-то предложений своих западных контрагентов Россия попросту отказалась. И это вызвало с их стороны форменную политическую истерику. До горячей войны, надо понимать, дело не дойдёт, но посуды могут побить много.

1.0x