1. Миссия Саббатая Цви
Говоря о тысячелетней мессианской «перманентной революции» еврейского духа, невозможно пройти мимо такой ярчайшей её страницы, как мессианское движение Саббатая Цви. Волна мессианских ожиданий середины XVII века прокатилась по всему еврейскому миру – от северной Африки и Палестины до Польши, Белоруссии и России, вызвав гигантское движение (на волне энтузиазма мессианское движение насчитывало более миллиона сторонников), и полностью изменив лицо еврейства. Йемен и Персия, Турция и Северная Африка – Алжир, Марокко, Египет, Италия и Польша, Моравия и Россия - все были захвачены одной мессианской мечтой, одним мессианским порывом.
«Саббатианство было крупнейшим и наиболее важным мессианским движением в еврейской истории после разрушения Храма и восстания Бар-Кохбы», - пишет крупнейший специалист по еврейской мистике Гершом Шолем. Если ж посмотреть на события 1665 и последующих годов в масштабе мировом, то в саббатианстве мы должны будем увидеть не только революцию в еврейском мире, равную по значению протестантской реформации в мире христианском, но и абсолютно беспрецедентные её последствия для всего мира: слом всей традиционной парадигмы, рождение европейского нигилизма, сионизма, распространение революционных движений, Маркс, Фрейд и эпоха мировых войн, феминизм и сексуальная революция, - всё это едва ли было бы возможно без саббатианского переворота. Поистине, саббатианство стало бомбой под весь традиционный – не только еврейский, но и христианский, и мусульманский – миры.
Саббатианство буквально взорвало прежде размеренную жизнь гетто, вырвав еврейство из-под власти раввинов и кагала, дав начало появлению либерального и реформистского иудаизма, движению хаскалы и еврейской эмансипации в целом.
Движение радикального саббатианца Якоба Франка (1726-1791) в Польше и Восточной Европе, положило начало европейскому нигилизму. Последователи Франка (франкисты) приняли деятельное участие во французской революции. Не вызывает сомнения влияние франкизма на дух русского Серебряного века и широкое участие франкистов в революции в России. Революционные, парамасонские, нигилистические кружки и секты в Восточной Европе (вроде пресловутой «Чёрной руки», породившей Гаврилу Принципа и ПМВ) были насквозь пронизаны франкистским влиянием и идеями.
Если же попробовать схватить это движение в целом, то прежде всего напрашивается аналогия с испанскими марранами (исподволь захватывающими испанскую аристократию) или «жидовствующими» на Руси, стремящихся к захвату власти в Кремле… Подобной же была стратегия и поздних саббатианцев: турецких денме и восточноевропейских франкистов…
Однако, по порядку.
Короткая, но яркая история Саббатая Цви начинается 1 августа 1626 года. Будущий мессия появился на свет в субботу 9 ава, в день скорби по Иерусалимскому храму, в городе Смирне (Измире) в семье византийских евреев. В 16 лет он начинает вести суровый аскетический образ жизни и ревностно изучать каббалу в кругу сподвижников. Тогда же у него проявляются чередующиеся состояния глубокой депрессии и возвышенной экзальтации, которыми он будет страдать всю жизнь. По-видимому (и с этим согласно большинство исследователей) перед нами типичные признаки глубокого маниакально-депрессивного психоза.
Несколько лет сурового аскетизма и погружения в мистику каббалы (а это было время вновь возрастающих эсхатологических ожиданий) приводят юного мистика к озарению. Саббатай осознаёт себя мессией, о чём торжественно и объявляет своей общине. Однако, пророков в своём отечестве не бывает, после долгих бесплодных увещеваний 22-летнего претендента в мессии изгоняют из общины, и он отправляется в странствия.
Какое-то время непризнанный мессия скитается, изгоняемый то из одной, то из другой общины, пока дороги странствий не приводят его в Каир. Здесь он находит спутницу жизни по имени Сарра, также, очевидно, мессиански одарённую. До встречи с мессией Сарра, по всей видимости, была девицей легкого поведения. Позднее приверженцы Саббатая отыщут в Талмуде место, где прямо утверждалось, что Мессия женится на блуднице.
Но самая судьбоносная встреча ожидала нашего героя в Газе. Молодой, но уже пользующийся огромным авторитетом в еврейском мире раввин по имени Натан, подвизающийся исцелением душевных недугов, признаёт в юном изгнаннике мессию. Кроме того, Натан оказывается прирождённым организатором и развивает бурную деятельность, рассылая письма во все еврейские общины с призывами встать под знамёна мессии. Наконец, 31 мая 1665 г. Саббатай во всеуслышание провозглашает себя мессией и, выступив из Газы в окружении двенадцати учеников, отправляется покорять Сион.
К этому времени весь еврейский мир на востоке и западе был взбудоражен и возбужден. И простой люд, и ученые раввины верили, что ожидаемый три тысячи лет мессия, наконец, явился. Что история подошла к своему концу. Что вот-вот все правительства христианского и мусульманского мира падут, а Всевышний передаст мировую власть в руки евреев. Вере этой способствовало и общий безумных характер переломной эпохи, и, особенно, распространение Лурианской каббалы (см. часть пятую этой работы), ясно утверждавшей близость мессианской эры. Более же всего свято верил в скорое преображение мира сам мессия Саббатай Цви.
Вскоре, встречаемый восторженной осанной почитателей, мессия уже торжественно въезжает в Иерусалим. Однако, здешние раввины отнеслись к Саббатаю настороженно и поспешили спровадить его.
Саббатай, уже окружённый несметной толпой почитателей, вновь отправляется в странствие. По пути его встречают все новые и новые восторженные толпы евреев. Популярности Саббатая особенно способствовали события в Смирне, где пророк великодушно простил попавших к ему в руки врагов-раввинов и, назидая их в каббале, даровал им важные должности в своём будущем мировом мессианском царстве.
Воссев в Смирне, Саббатай провозглашает себя наместником и самим Богом Израиля. Он принимает восторженные делегации евреев со всего мира, даруя им грамоты за подписью: «Я Господь ваш Бог Шабтай-Цеви».
Тем временем, истерия в еврейской мире продолжает нарастать. Весь Израиль верит в скорое падение гойских королевств и правительств, преображение мира и вечное всемирное мессианское царство. Почитатели мессии, готовясь к окончательному освобождению, предаются публичным самобичеваниям и многодневным постам. Готовятся грядущему царству Израиля и каббалисты. Поскольку для наступления мессианского царства необходимо, согласно каббале, проявление всех «потенциальных душ» (т.е. облачение в тела всего запаса душ, наличествующих на небе), в турецких Салониках проводится экстренное бракосочетание 700 малолетних мальчиков и девочек.
Слухи о явившемся мессии достигают последних уголков еврейских местечек, везде вызывая неслыханные волнения. Синагоги по всему миру захватывают приверженцы Саббатая. От Венеции и Ливорно до Амстердама и Гамбурга ходят слухи о несметной армии нашедшихся «десяти колен» Израиля, которые железным маршем идут освобождать Константинополь от гойской власти.
Однако Натан из Газы, которого уже признают сопровождающим мессию Илией-пророком, оглашает иную мессианскую программу. Саббатай должен с пением псалмов явиться в столицу Османской империи и здесь, покорив султана своей святостью, взойти на трон, который тот добровольно ему отдаст.
После чего должна последовать сложная череда эсхатологических событий, описанных в еврейских книгах. В частности, в войне Гога и Магога христиане и мусульмане (те, кто более всего притеснял евреев) должны будут перебить друг друга. Наконец, освобождённые евреи соберутся в Иерусалиме, во вновь отстроенном Храме, где состоится воскресение мёртвых и откроется всемирное царство Израиля.
2. Падение мессии
В этих эсхатологических предчувствиях, даровав своим сторонникам короны двадцати шести королей двадцати шести частей света (на которые Саббатай предусмотрительно поделил земной шар), в сопровождении свиты раввинов мессия вступает в Константинополь на встречу с султаном. Однако, крайне раздражённый творящимися вокруг истерией и хаосом, Мехмед IV, вместо того, чтобы отдать Саббатаю трон и корону, приказывает арестовать его.
Арест мессии немало озадачивает его сторонников. Однако сам Саббатай, не теряя бодрости духа, пребывает в блаженном спокойствии, и из крепости Абидоса близ Дарданелл шлёт во все концы мира царские указы. В частности, он великодушно повелевает отменить пост 9 ава в знак того, что этот день отныне стал днём рождения «Царя и Мессии, первенца Бога».
Наконец, видя, что безумия не остановить, но и не желая делать из Саббатая мученика, Султан приказывает привести его к себе и ставит перед поистине мессианским выбором: казнь или принятие ислама? Подумав, мессия выбирает последнее, и, переименовав себя в Мухамед-Эффенди, соглашается надеть вместо короны царя мира мусульманский тюрбан.
Для еврейских масс, ожидающих скорейшего открытия мессианского века, измена мессии становится сильнейшим потрясением. Над пришедшими в смятение толпами поднимается вопль разочарования. Несметные орды сторонников Саббатая рассеиваются, традиционные раввины вновь овладевают синагогами.
Однако посвящённые каббалисты скоро возвращают смятенным толпам утраченную святыню. Натан из Газы и прочие каббалисты начинают утверждать, что всему произошедшему именно так и надлежало случиться. Дело в том, что согласно Лурианской каббале целью творения является освобождение всех «божественных искр» из плена клипот (прежде всего, злых гойских народов). Не спасти даже одну душу еврея значило бы не исполнить божественного плана. Отсюда настоящей целью мессии должно стать принятие на себя всего греха Израиля. Мессия должен проследовать в преисподние обиталища и, подобно ныряльщику, вынести падшие души евреев к свету. А для этого мессия сам должен стать падшим – величайшим из грешников.
Эту теорию ещё до измены Саббатая в сочинении «Друш-ха-танниним» (Трактат о крокодиле) Натан из Газы изложил следующим образом: душа мессии должна спуститься вслед падшим искрам в гнездилище змей и крокодилов, где стать «святым змеем» Нахаш (слово это, указывает Натан, имеет то же числовое значение, что и мошиах, мессия). По мере развития процесса «тиккун» (исправления мира) душа мессии освобождается, и, покинув темницу, является миру…
Итак, вот какова природа чередования депрессий и маниакальной восторженности Саббатая! В моменты «сокрытия божественного лика» мессия опускается в глубины ада за падшими искрами, в моменты же «великих озарений» поднимается вверх!
Теория действительно многое объясняла и вновь вселила энтузиазм в поколебленные было еврейские массы. Султан же, видя, что брожжение продолжается, решает сослать Шабтая в далёкую Албанию...
Только теперь волнение евреев по всему миру начинает угасать. Там же, десять лет спустя в свой любимый день 9 ава 1676 года Саббатай и умер в полном одиночестве, больной и разбитый. Смерть его осталась почти незамеченной. Похоронили его сердобольные христиане.
3. «Из искры возгорится пламя: саббатианство и франкизм как источник европейского нигилизма и революции
Такова история незадачливого мессии Саббатая Цви, история, которая, казалось, должна затмить историю мессиаских войн Израиля с Римом начала христианской эры и историю Бар-Кохбы, Сына звезды… Но, увы! Звезды вновь обманули Израиль. На лицо Израиля вновь упала тень разочарования. Казалось, на саббатианстве можно ставить точку. Но не тут-то было!
Как пишет Гершом Шолем: «Мессианское возбуждение 1665 года охватило практически все слои еврейского народа, во всех странах его рассеяния. Это было поистине новое чувство. Уже не жажда политического освобождения, но нечто принципиально иное… Огромные массы евреев поверили вполне искренне, что новая историческая эпоха уже началась… они увидели себя живущими в обновленном мире Освобождения, и связанная с этим вера преобразила их души. Мессианский мир стал для них ощутимой реальностью…»[1].
Итак, все, кто пошел за Саббатаем Цви верили, что историческая и политическая реальность «вот-вот рухнет и преобразится с успешным завершением его миссии». Это был поистине тектонический сдвиг! Повернуть назад который было уже невозможно. «С появлением саббатианства в самом сердце иудаизма вспыхнул неукротимый пожар. Появились люди, для которых перестал существовать старый мир изгнания… Этот мир исчез…, и они искренне поверили в то, что тиккýн, как новое состояние миров, уже проявил себя и требует от них соответствующего поведения»[2].
Тиккун - «исправление», «украшение», «установление» (ивр.) - ключевое понятие Лурианской каббалы, означающее наступление эры Освобождения. Причем, Освобождение понималось уже не только как политическое избавление Израиля из-под власти гойских народов, но «стало синонимом смены метафизических фаз в самом мироздании, процессом преображения явных и скрытых миров, исправлением глубочайшего внутреннего изъяна во всех мирах» («разбиение сосудов» на раннем этапе Творения»).
Пожар, зажженный в головах и сердцах более миллиона евреев по всему миру, потушить было уже невозможно. «Десятки тысяч человек ощутили себя участниками последнего биýр ницоцóт - «выбирания искр» из грубой реальности непреображенного мира». «То, что Шехина уже восстала из праха, мыслилось как неоспоримый факт»[3].
Итак, в душах всех этих людей преображение уже состоялось. Все они свято верили: за внутренним преображением неизбежно должно последовать преображение внешнее: то есть, преображение политической, исторической, духовной реальности. Да ведь и сама Лурианская каббала звала к такому преображению, утверждая, что сам еврейский народ является коллективным мессией, и дело своего освобождения должен взять в свои руки.
Так, Лурианская каббала и Саббатй Цви необратимо изменили сознание всего мирового еврейства. Заря Авроры, Нового мира взошла над Израилем. Революционного движения за преображение мира было уже не остановить.
Около 1700 года наблюдается расцвет саббатианства в Палестине, куда со всех сторон прибывают организованные группы саббатианцев. Тогда же движение получает широкое распространение в Германии, в землях Австрийской империи и особенно в Моравии, где «практически все пали в саббатианство». Та же ситуация наблюдалась в Подолии и на Волыни.
В Праге и Манхейме возникают новые центры саббатианской учености, влияние которых на еврейские общины со временем только растет.
В Турции возникает могущественна секта дёнме (тур. Dönme, т.е. вероотступники, как презрительно называли их турки), саббатианцев, перешедших в ислам, но внутренне оставшихся преданными своему мессии.
Благодаря «переходу» сектанты получают доступ в высшие аристократические и политические круги Османской империи и скоро становятся самым влиятельным тайным обществом Азии. Со временем дёнме разовьют бурную политическую активность, образовав костяк турецкой партии «Единение и прогресс», поднявшей в 1908 году младотурецкую революцию.
Наконец, в середине XVIII века в среде саббатианцев является новая значительная фигура - Якоб Франк (1726-1791), утверждающий, что он является реинкарнацией Саббатая Цви, и увлекая своих приверженцев к переходу в католичество.
Франк родился в Польше, в 1750 г. в Турции познакомился с дёнме, разбогател, принял ислам и стал важной среди них фигурой. Затем вернулся в Польшу, где с толпой своих сторонников, под покровительством высшей церковной и королевской власти, перешел в католицизм.
Тогда же, на диспуте с раввинами Франк признал употребление евреями христианской крови.
Помимо Польши, центрами деятельности франкистов становятся также Подолия, Моравия, Австрия. В конце XVIII столетия мощный центр движения возникает в Праге, где практикуется иудейская версия франкизма. Вообще, немалая часть франкистов остается в рамках иудаизма, подрывая изнутри традиционное раввинистическое благочестие.
Что же до франкизма в целом, то он поистине открывает новую страницу революционной эпохи не только в еврейском, но и во всем европейском мире. «Франк был подлинным нигилистом, и равных ему в этом отношении найдется немного… Примитивная дикость его нигилизма вызывает ужас… Саббатианская идея достигла у Франка предельного развития – до уровня, близкого к самоустранению…», - замечает Гершом Шолем.
Что же представлял собой франкизм? По мнению Гершома Шолема, «нигилистический миф Якоба Франка» являл собой «крайнюю форму развития гностической идеи» в духе учения Карпократа, то есть в самом радикальном, из возможных, ключе.
Последователи Карпократа основали ок. 160 г. в Риме оргиастическую гностическую секту. Карпократиане попирали и преодолевали материальный мир путём совершения всевозможных плотских грехов и сексуальных оргий (участвовать в которых требовалось с абсолютным бесстрастием и без привязанности к чему бы то ни было). Тем же примерно путем следовал и Франк.
У Франка можно выделить четыре основные идеи:
1. «Христианство расчистило нам дорогу». Т.е. мы должны креститься внешне, оставаясь внутренне верующими саббатианцами. «Христос… говорил о себе, что он пришел искупить весь мир из рук сатаны, а я пришел, чтобы искупить его (мир) от всех бывших доныне законов и установлений. Мне надлежит упразднить всё это, и тогда раскроется Благой Бог», «Упразднение всякого закона и всякой религии – это и есть тот путь, по которому пойдут «верующие»» - слова Франка.
2. Идея «Освобождения», понимаемая как полное снятие всех запретов: «упразднение Торы является ее исполнением». И, как следствие, предельная вседозволенность. Совершение «диких поступков» - одна из важнейших практик «Освобождения». Отсюда же - необходимость сексуальной революции, снимающей любые запреты. (Здесь мы видим воплощение уже всех идей революции 1960-х и кроулианства).
3. Идея сошествия в бездну. Чтобы подняться наверх, надо опуститься вниз, в преисподнюю: чем ниже в бездну греха опустится «верующий», тем выше в небеса святости он будет поднят: «Не для того я пришел, чтобы вас поднять, но для того, чтобы опустить вас в такую бездну, глубже которой нельзя спуститься. И никакой человек не поднимется сам оттуда, но Бог поднимет его из глубин силой Своей руки» - слова Франка.
4. Наконец, «бремя молчания», понимаемое как необходимость религиозной мимикрии и полного сокрытия истинных намерений: «Внешнее и внутреннее никогда не должно совпадать».
«Ни Шломо (т.е. Соломон), ни Иисус, ни Саббатай Цви не справились с этим (т.е. нисхождением до пределов бездны). Пройти будет можно только в том случае, если мы сумеем устранить все силы сопротивления, то есть богов других религий, а этого нельзя добиться иначе, как в «полной тишине» и даже коварством. В этом состоит тайна «массá думá» - того великого молчания, которое подобает «верующим» - таковы слова и основополагающая мысль Франка.
Как видим, перед нами все идеи Просвещения (революции и нигилизма) XVII-XX вв. как они есть.
4. Мистика сексуальной революции
Во франкизме же можно увидеть и зачатки современного феминизма. Истинный мессия по мнению Франка - Дева (она же - «святой змей», охраняющий сад). Однако никто еще не дошел до того «места Эсава», где обретаются Дева и подлинное Освобождение. Их скрытый свет первыми узрят «верующие», которым надлежит стать отныне настоящими воинами в битве за Освобождение. Так говорит Франк и формулирует собственное учение о «святой троице», третье начало которой («Вышняя Госпожа» или Шхина) воплощает женскую природу.
В этих идеях не трудно узнать Вл. Соловьева (изучавшего каббалу у еврейских гебраистов) и его учение о Софии, а также «вечную женственность» и весь последующий оргиастический «мистический блуд» русского символизма, ушедшего по стопам Вл. Соловьева гораздо дальше своего учителя.
Что же касается Франка, то в «третье лицо троицы» он произвёл свою дочь Еву (при рождении Рахиль), которую «верующие» начинают почитать как воплощение Шехины и Девы Марии. Наконец, Франк начинает указывать на свою дочь как на мессию. Таким образом, Ева стала единственной женщиной в еврейской истории, претендовавшей на роль мессии. Причем, «верующие», как замечают еврейские авторы, продолжали почитать Еву как «Святую Деву» и в ХХ веке, нося при себе ее маленькие портреты, как знак божественного присутствия на Земле. Такой портрет был, например, у первого еврея-судьи Верховного суда США Луиса Брэндайса, выходца из франкистской семьи[4]. (В 1960-е университет Брэндайса был одним из центров и штаб-квартирой организации «Студенты за демократическое общество» (SDS), источником радикальных волнений и бунтов).
Как и многие другие франкисты, разбогатевшие и вознесшиеся во дворы Польши, Австрии и центрально-европейских стран, Ева стала весьма важной особой при дворе австрийского императора Иосифа II. Утверждают даже, что она была его фавориткой (впрочем, вполне возможно, что связь с Иосифом – наговор ортодоксальных иудеев). В 1813 (после битвы при Лейпциге) Еву посетил российский император Александр I. Сам же Франк распускал слухи о происхождении Евы из династии Романовых, называя ее незаконнорожденной дочерью императрицы Екатерины или Елизаветы Петровны. (О самом же Франке ходили слухи, что он — русский император Пётр III).
Вообще, очевидно огромное влияние саббатианства и франкизма не только на мистический культ «вечной женственности», но и на эмансипацию женщин и феминистское движение в целом. За всеми этими движениями лежит мессианская подоплека, впервые философски проработанная франкистскими авторами.
Так, автор франкистской рукописи, датированной 1800 г. (которую подробно разбирает Гершом Шолем) говорит о необходимости освобождения женского сексуального импульса «из плена ‘стыда’, и всяких ограничений традиционной сексуальной морали, ради наступления мессианской эры. Такой прорыв становится возможен только «с появлением мессианской девы», воплощенной в фигуре Евы Франк.
Общественное подавление женской сексуальности, говорит далее автор, является подавлением творческой жизненной силы женщин, которая, будучи освобождена, оживит мужской сексуальный импульс. Что, в конечном счете, позволит скрытой, подавленной женщине-мессии проявиться во всей красе, и таким образом возвестит эру мессианского искупления. Женщину нужно только соблазнить, побудить ее преодолеть природную застенчивость и побудить к действию, чтобы она раскрылась. Всякой женщине на самом деле нужно только одно, чтобы ее лелеяли, любили, целовали и т.д. Но пока общество осуждает женское проявление сексуального влечения, оно скрывает женщину-мессию, и задерживает наступление мессианского царства[5].
Как видим, об освобождении сексуальной энергии говорится здесь как настоящем ключе к наступлению мессианского царства Израиля. Скоро о том же заговорят многочисленные еврейские деятели: нигилисты, марксисты, фрейдисты, фрейдомарксисты Франкфуртской школы, философы-экзистенциалисты, всевозможные сексологи, проповедники сексуальной революции, битники, кроулианцы и другие великий учителя человечества.
Но начало этому дикому хору полагают Саббатай Цви и Якоб Франк, называющий своё учение новой религией, «святой верой Эдома» и учащий, что освобождение пленных искр и их возрождение должно достигаться при помощи оргиастических практик, вызывающих слияние мужского и женского начал Божества.
Здесь опять-таки не трудно узнать мистико-оргиастические ритуалы начала ХХ века, собственно весь наш нигилистический Серебряный век, открывший двери революции в России.
5. От франкизма к мировой революции
Собственным положительным содержанием франкизма Г. Шолем считает «подрыв всякой власти вообще и власти священников, в частности». И восклицает: «Трудно поверить, что учение подобного рода могло получить распространение среди польских евреев накануне Французской революции»[6]. Признавая, однако, не только родство идей Франка и маркиза Де Сада, но и влияние франкизма на французскую революцию в целом.
Результаты революции франкизма были и правда впечатляющи. Прежде всего, в самом еврейском мире. Франкизм, имеющий «характер мечты о глобальной революции и обновлении мира», взорвал и перемолол европейское еврейство. Под воздействием идей Франка юные поколения еврейских анклавов в Польше, Моравии, Австрии отбросили веру отцов и окунулись в анархию и революцию.
Зная же, насколько остра, быстра и действенна связь еврейских центров по всему миру, не удивительно, что метастазы франкистской анархии мгновенно проникали на Север Европы и ее Центральную часть. «Саббатианцы и франкисты помышляли о революции в религии и морали, но Французская революция поместила эти мечты в определенный контекст, далеко не абстрактный. Известно, что двоюродные племянники Франка… обрели значительное влияние в революционных кругах Парижа и Страсбурга», - замечает Гершом Шолем[7].
Действительно, о двух племянниках Франка доподлинно известно, что они занимали важные посты в якобинской верхушке и были впоследствии гильотинированы. Это были сыновья Соломона Добрушки, родственника Франка. Сестра этих братцев, Леопольдина также вышла замуж за якобинца Франсуа Шабо (1757-94), бывшего францисканского монаха[8], известного тем, что он голосовал за казнь Людовика XVI. Шабо бал гильотинирован вместе с братцами-якобинцами 5 апреля 1794 года.
Сам Соломон Добрушка (1715-74) владел калийной и табачной монополиями в Моравии. Все двенадцать детей Соломона были франкистами, восемь из них приняли христианство. Шестеро стали дворянами. Сын Соломона Моисей принял католичество и взял дворянскую фамилию Шенфельд[9].
В 1782 году он основал масонскую ложу под названием «Азиатские Братья» (Asiatische Brüder), одну из четырех лож иллюминатов в Вене. Позднее Моисею было предложено возглавить франкистское движение, от чего он отказался, поскольку в роли якобинского лидера обладал гораздо большим влиянием и властью.
В 1800 (или 1799) году из Оффенбаха и Праги франкисты рассылают по всем еврейским общинам Европы знаменитые «красные послания» (они были написаны красными чернилами), в которых содержалась (говоря словам Гершома Шолема)[11] «мистическая теория революции», вместе с призывом к евреям всего мира принимать «святую религию Эдома» (то есть, отрицая свое еврейство, принимать христианство и образ жизни европейцев, и идти в революцию, оставаясь «верующими в мессианское царство Израиля»).
Красные же чернила очевидно указывали на «Эдом», слово которое на иврите и означает красный.
Если бы европейские власти прочли то, что выходило тогда из-под рук франкистов в Оффенбахе, замечает Г. Шолем, «их бы наверняка поразили тайные упования тамошних «якобинцев» на скорый крах европейских правительств»[12].
О связи франкистов, якобинцев и иллюминатов много пишет американский раввин Марвин Антельман в работе «Ликвидация Опиата»[13]. Как и Г. Шолем, М. Антельман приходит к выводу, что центральным смыслом франкизма был «подрыв мировых религий» (название книги отсылает к известному выражению Карла Маркса: «Религия - это опиум для народа»). В своей книге Антельман доказывает, что этот «заговор против религий» был организован, прежде всего франкистами, а также тесно связанными с ними баварскими иллюминатами Адама Вейсгаупта; деятелями коммунистической организации Союз справедливых (Bund der Gerechten), которая, в 1847-м, приняв в свои ряды К. Маркса и Ф. Энгельса, сменила название на Союз коммунистов (Bund der Kommunisten); деятелями движения еврейского просвещения Хаскала во главе с Моисеем Мендельсоном; еврейского Реформистского движения во главе с Авраамом Гейгером; и, наконец, связанных со всеми ними еврейских банкиров Германии и Австрии, объединенных в ложи Азиатские Братья (Asiatische Brüder) и еврейскую ложу Франкфурта (Frankfurt Judenloge), которые и финансировали все эти организации. Наиболее известные фамилии этих банкиров: Ротшильды, Оппенгеймы, Гольдшмидты и Варбурги.
М. Антельман утверждает, что казненные якобинцы, племянники Франка, как и Франсуа Шабо были связаны с Ост-Индской компанией и ее интересами. И что именно банкиры, стоящие за Ост-Индской компанией содержали в роскоши Якова Франка и финансировали как движение Франка, так и иллюминатов.
Особенно впечатляющим влияние франкизма ощущалось в Польше и Восточной Европе в целом. После смерти Франка многие его последователи, перешедшие в католицизм, стали частью высших слоев польского общества.
Здесь франкистам принадлежали целые монополии, например, на торговлю табаком, шинкраство и т.д.
Так, например, представительница клана Добрушка, Франческа, вышла замуж за представителя семьи Хёниг, получивших титул фон Хёнигсберг. Глава этой семьи Лебель Хёниг скопил фантастическое состояние, будучи поставщиком австрийской армии во время «Войны за австрийское наследство» (1740-48) и Семилетней войны (1756-63). Старший сын Лебеля, Исраэль Хёниг (1724-1808) стал владельцем австрийской табачной монополии. Император Австрии Иосиф II в 1784 году превратил монополию в государственную корпорацию, назначив Израиля её директором. Израиль Хёниг стал первым евреем - австрийским чиновником[14].
При этом первые поколения франкистов женились только между собой, сохраняя свой еврейский характер, внешне же действуя как «ярые польские патриоты, принимая участие в восстаниях 1793, 1830 и 1863 годов»[15]. Часть польских патриотов считает, что сами эти восстания были в большой степени подготовлены и инспирированы франкистами. До сих пор спорят о франкистском происхождении польского поэта Адама Мицкевича. Впрочем, Мицкевич и сам свидетельствует о своем полуеврейском происхождении. Родители жены поэта также происходили из франкистских семей...
Что же касается европейского еврейства, взорванного изнутри франкизмом, его дальнейший путь был понятен. Веры отцов больше не существовало. Раввинистического гнета гетто больше не существовало. Освобожденные еврейские массы, взвихренные мессианской мечтой, широкой рекой вливались в бурлящее европейское общество.
И теперь перед ними открывалось три пути: в революцию (марксизм, анархию, нигилизм), в сионизм (который скоро уже заявит о себе в полную силу), или постепенную секуляризацию и ассимиляцию. «Еще оставаясь «верующими» - и именно в силу своей «веры» - они вплотную приблизились к идеям Просвещения. А затем, когда огонь веры угас, они стали обычными сторонниками Хаскалы, деятелями религиозной реформы в иудаизме, секулярными интеллектуалами или же просто индифферентными скептиками… Эта убийственная для раввинистического иудаизма доктрина открывала дорогу в любую сторону и, в частности, делала очень простым путь к полной ассимиляции…»[16].
6. Кем же был Франк?
Но что же было настоящей целью Франка? Неужели он был просто авантюрист-самозванец, и влекла его исключительно жажда личной власти, как традиционно представляют дело еврейские авторы?
Едва ли. Неукротимый фанатизм и раз и навсегда выбранное ясное направление деятельности Франка говорит об обратном. Он совсем не был ученым и теоретиком (и сам говорил о себе как о простаке), но он был настоящим вождем - ленинского или, скорее, кальвиновского типа. И его цель была та же, что у Ленина и Кальвина - революция. Но революция не через открытое разрушение, а через проникновение изнутри. Революция через создание новой (гностической) аристократии, новой элиты.
Франк увидел главное: огромное денежное влияние, которое имеют евреи в христианском (прежде всего) мире. Но которое они не способны претворить во влияние политическое, в силу своей отчужденности, в силу своего еврейства. Вот это отчуждение и нужно было преодолеть. И на преодоление этого отчуждения и была, прежде всего, направлена деятельность Франка. Отсюда и то огромное влияние, которое франкизм получил среди богатейших еврейских фамилий, и среди высшей европейской аристократии.
Это был новый тип марранизма. Новая «ересь жидовствующих», путем распространения заговора, захватывающая власть в имперском христианском мире. Мимикрия, на которой в первую очередь настаивал Франк (вешнее и внутреннее ни в коем случае не должны совпадать) делала раскрытие заговора делом фактически безнадежным. Где в раздробленном, лоскутном, проникнутом ненавистью и недоверием друг другу Вестфальском мире найдешь нового Торквемаду?
Таким образом, дело, которое задумал Франк не могло не принести успех. Отсюда и тот невероятный энтузиазм, который излучал Франк и его последователи. Не смотря на весь внутренний распадающийся, противоречивый строй веры Франка, на который обычно обращают внимание. Но такой ведь и должна быть бомба, которую вы закладываете под мир, такой он, нигилизм, и есть!
Несомненно, Франка и его кураторов вдохновили на его деятельность успехи дёнме в проникновении в турецкую аристократию и власть. И целью его стало создание таких же «дёнме» (перевертышей) в христианском католическом мире. И, как видим, обе, заложенные под цивилизацию, бомбы отлично сработали. Дёнме взорвали Османскую империю, снеся религиозно-политическую верхушку власти султанов и установив «демократию» младотурков. Франкизм же пропитал и иллюминировал своим духом европейское революционное движение.
Обратим внимание и на другой характерный штрих франкизма: акцент на национализм и патриотизм. Младотурки - националисты и патриоты большие, чем сами турки. Франкисты (тот же Мицкевич) - большие националисты и патриоты, чем сами поляки. Пантюркизм - изобретение дёнме. Великая Польша - тоже во многом изобретение франкистов.
Все это тоже кажется хорошо понятно. Франк справедливо смотрит на Вестфальский мир, завершивший Тридцатилетнюю войну, как на крушение Христианского мира. Действительно, вместо единого большого пространства Христилэнда (земли христиан), единой ойкумены под управлением Папы и Императора, Вестфальский мир являет лоскутное одеяло национальных государств (наполненных патриотами-националистами, жаждущих воевать с соседями, такими же христианами) - что это, как не мир, уже приготовленный к уничтожению?
Что скоро и явит сначала Французская революция (к участию в которой Франк призывает всех европейских евреев) и Наполеоновские войны, а затем Тридцатилетняя война ХХ века (1914-1945), кладущая конец национальным государствам и традиционным империям, и выводящая мессианскую мечту мирового еврейства на финишную прямую.
И так, в каждой захваченной стране франкисты-саббатианцы становятся ярыми националистами (Ататюрк в Турции, Мицкевич в Польше), чтобы в конце концов разрушить все национальные миры. Так младотурецкая революция взрывает Османскую империю, разрушая единый исламский мир (а бывшие провинции попадают в колониальную зависимость к Англии и Франции). Так польские национальные восстания расшатывают Российскую империю, а затем большевизм (в который также идут «пробужденные» мессианским франкизмом евреи из польских, украинских и белорусских местечек) захватывает империю в октябре 1917го…
Ещё одним причудливым мессианским цветком, выросшим из ядовитого семени франкизма, стал хасидизм, обретший невероятную силу, прежде всего, на сегодняшней Украине, в России и США.
Как и франкисты, ультраортодоксальная мессианская секта хасидов пользуется устойчивой ненавистью традиционалистских евреев (впрочем, и эмансипированных еврейских либералов тоже). Последнее не мешает хасидам слыть богатейшими людьми планеты, занимать привилегированное положение в Кремле и Белом доме, и вести себя в сегодняшней Украине, как в своей вотчине.
И ещё одно наблюдение. Глядя на портрет Якоба Франка, нельзя не поразиться рифмам истории. Если перед нами реинкарнация Саббатая Цви, то известный митрополит А. Введенский, лидер обновленческой красной церкви (которую называли троцкистской), – явная реинкарнация самого Франка.
7. От Дёнме к революции в Турции и России
Как мы уже говорили, многочисленная секта приверженцев Саббатая Цви, получившая кличку «дёнме», обосновавшись в Салониках, проникла в высшие политические круги Османской империи, а позднее образовала костяк турецкой партии «Единение и прогресс», поднявшей в 1908 году младотурецкую революцию.
Партия «Единение и прогресс» была по своему характеру типичным тайным обществом, связанным масонскими корнями с ведущими ложами Европы. Разгоревшись сразу после затухания революции 1905-1907 годов в России, младотурецкая революция вновь подняла «в тренд» типично февралистские лозунги: либерализация, реформы, созыв парламента, восстановление конституции, свобода, равенство, братство.
Впрочем, настоящей целью младотурецкой революции было, по-видимому, не столько восстановление конституции, сколько свержение султана Абдул-Хамида, препятствовавшего сионистскому движению в Палестине.
В разгар младотурецкой революции в ряды революционеров активно вливаются не только марксисты, но и в большом количестве сионисты со всех концов мира.
Искры «освобождения из плена клипот» крепили, разгораясь, и русско-турецкую дружбу. Русские революционеры того времени (такие, например, как Милюков и Гучков – один из организаторов заговора генералов против Николая II), гордо именовали себя младотурками.
Похожими на российские оказались и результаты турецкой смуты. Захватив власть, младотурки установили в стране террористический режим, несравнимый по своей лютости с добродушным царствием Абдул-Хамида II и переименовали Константинополь (ненавистный им именем христианского императора) в нейтральный Стамбул. Главным же деянием, которым младотурки увековечили своё имя в истории, стал геноцид армян.
Здесь же, в Константинополе, в самый разгар младотурецкой революции 1908 года объявляется небезызвестный Александр Парвус (Израиль Лазаревич Гельфанд), изгнанный из марксистского движения за финансовые махинации. В революционном правительстве младотурок Парвус занимает пост советника по политическим и финансовым вопросам. Вскоре к нему присоединяется его близкий друг и ученик Лев Троцкий.
В это время Стамбул становится центром активности еврейских финансистов, а сам Парвус оказывается обладателем солидного капитала. И друзья развивают кипучую деятельность, связанную с подготовкой перманентной революции (термин, который Троцкий почерпнул именно у Парвуса) в Германии и России.
Происхождение огромного состояния Парвуса загадочно. Однако, по странному стечению обстоятельств, именно Константинополь оказывается в это время эпицентром силовых линий той «сети тайных обществ, которыми покрыта Европа подобно сети железных дорог», о чём писал в своё время британский премьер Бенджамин Дизраэли.
В этот момент в полномасштабной подготовке мировой войны и «перманентной революции», которые должны полностью изменить лик Европы, участвуют колоссальные деньги ведущих европейских и американских банкирских домов. Парвус, таким образом, оказывается в нужное время в нужном месте.
В это же самое время совладелец гамбургского банкирского дома «М.М. Варбург», Пол Варбург, активно работает над созданием крупнейшего мирового Центробанка (ФРС США), который в течение всех пяти лет Великой войны будет финансировать все воюющие стороны (прежде всего Англию, а через неё – Францию и Россию).
В это же самое время родной брат Пола Варбурга, Макс Варбург, глава Секретной службы Германии по экономике и личный банкир Кайзера торит пути, по которым потекут пресловутые «деньги германского генштаба» на русскую революцию (то есть, деньги того же Варбурга и его соратников - франкфуртских банкиров Филиппа и Людвига Шиффов). Связующим между Варбургами, Генштабом Германии и Лениным и становится Израиль Гельфанд-Парвус…
8. Новый Бар-Кохба
История партии «Единение и прогресс» даёт представление о том, насколько сильные изменение может претерпевать мессианская идея, не теряя при этом своей революционной сути. Мы видим, как глубоко проникли в ткань еврейского общества чисто саббатианская мысль о том, что мессия уже пришёл, что дух мессии может реинкарнировать из тела в тело и т.д.
Какие бы лица ни обретало мировое еврейство в ХХ веке (либеральный и реформистский иудаизм, франкизм и хасидизм, просвещенческое движение хаскалы, наконец, светский сионизм, революционный марксизм и фрейдомарксизм Франкфуртской школы), оно нигде не теряет своего мессианского запала.
Замечательный пример такого чисто политического мессианства даёт троцкизм. Сам Троцкий, очевидно, ни в коей мере не был правоверным иудеем, но в то же время не был чужд мессианских чаяний (сам марксизм, представляющий собой хилиастическое учение в прогрессистском духе, можно рассматривать как своеобразную каббалистическую версию иудаизма).
Главной идеей, которой руководствовался Троцкий (почерпнув её у своего учителя Парвуса) была «перманентная революция», то есть бесконечная, нескончаемая, мировая революция до полного и окончательного мессианского торжества «мирового пролетариата». Как бы ни понимать эту идею (в талмудическом, большевистском, сионистском или ином духе), исповедующий её не может не задуматься о самом факте мессии.
Ощущал ли себя претендентом на роль мессии сам Троцкий? Он, разумеется, ценил себя выше Ленина и видел в себе вождя мировой революции. Её тараном и была созданная Троцким Красная армия.
Когда в 1920-м Красная армия рвалась через границу Польши, план Троцкого был ясен: прорваться к Берлину, большевизировать Германию, после чего перебросить огонь перманентной революции на Францию, Испанию, Италию. Так, что, в конце концов, под ногами большевиков должна оказаться вся Европа, а над освобождённым человечеством – засиять символ мессианской звезды. И если название «Красная армия», данное Троцким, – очевидная отсылка к Красной армии Кромвеля, то с введённой им же красной звездой дело явно не обошлось без легендарного революционера первой мессианской войны – «сына звезды» Бар-Кохбы…
Таким новым Бар-Кохбой Троцкий, очевидно, себя и ощущал. Однако, как и Бар-Кохбе и Саббатаю Цви, Троцкому не повезло. Маршал Пилсудский отбрасывает Красную армию от границ Польши, а в Кремле претендент в мессии терпит поражение от группы Сталина. В январе 1928 года Троцкого депортируют сперва в Алма-Ату, а ещё через год – в Турцию.
К этому времени партия «Единение и прогресс» прекратит своё существование. После поражения Турции в мировой войне, ее лидерам приходится бежать за границу. В 1919-1920 годах стамбульский суд заочно приговорит их к смертной казни, а в 1926 году партия будет осуждена как организация антинациональная и реакционная. Таким образом, судьба младотурок повторяла судьбу самих троцкистов.
В Стамбуле Троцкий публикует автобиографию «Моя жизнь» и трёхтомную «Историю русской революции». Но главной его задачей остаётся всё та же перманентная революция: зажечь большевистский хаос в Германии, после чего перекинуть его на другие страны Европы. Окончательным поражением этих планов станет лишь приход к власти в Германии национал-социалистов в 1933 году.
В июле того же года правительство Даладье предоставит опальному красному вождю тайное убежище во Франции, и наконец после недолгого пребывания в Норвегии в декабре 1936 года Троцкий оказывается в Мексике, где ему предоставляет убежище президент Л. Карденас. Здесь дело Троцкого продолжает жить. Доверенным лицом Троцкого (и первым из американских троцкистов, удостоившихся аудиенции вождя) становится Макс Шахтман, один из лидеров американского IV троцкистского Интернационала.
История Макса Шахтмана и его группы (позднее ставшей известной как неоконсерваторы) представляет собой один из самых занимательных и головокружительных сюжетов современной политической истории. Тем, кто хочет познакомится с ней поближе, рекомендую обратится к моим работам, опубликованным на сайте «Завтра»:
Лео Штраус и его армия политического мессии
Перл-Харбор ХХI века: самая масштабная провокация неоконов
Нам же остается лишь краткое заключение. Свою работу мы начинали с определения известного еврейско-французского интеллектуала Бернара-Анри Леви, описывающего современный Запад как сплав либертринажа, прав человека и духа иудаизма.
Каким образом христианская Европа превратилась в то, о чем говорит Бернар-Анри Леви? Конечно, мы находимся ещё не в самой последней точке «похищения Европы». До того момента, когда христиане будут объявлены вне закона и на них начнётся охота, время ещё есть. И, прежде чем это произойдет, все лакуны должны быть заполнены, точки над «и» расставлены. Именно пониманию происходящего с миром и посвятили свою работу.
В заключение же просто ещё раз вспомним слова, давшие название нашей работе, слова, которые в разгар Французской революции произнес глава Унитаристской церкви Лондона и отец английского диссидентства и английской интеллигенции Джозеф Пристли, слова, которые не оставляют сомнений относительно того, с террористической деятельностью какого масштаба приходится нам иметь дело, в том числе и сегодня: «Мы как бы закладываем порох, зерно за зерном, под старое здание заблуждений и суеверий, которое одна-единственная искра когда-нибудь сможет воспламенить, чтобы произвести мгновенный взрыв; в результате чего это здание, возведение которого было делом веков, будет опрокинуто в мгновение ока, причем настолько эффективно, что тот же фундамент уже никогда не сможет быть возведен снова»…
Примечания:
1 Г. Шолем, «Избавление чрез грех». Эта работа была впервые опубликована на иврите во II части сборника Кнессет в 1937 году. В 1954 году вышла работа (в двух томах) «Саббатай Цви и саббатианское движение при его жизни». Позднее выходили статьи, которые должны были стать частью продолжения этой работы: «Саббатианское движение в Польше», «Моше Добрушка: карьера франкиста», ряд работ, посвящённых Натану из Газы, Аврааму-Михаэлю Кардозо и др.
2 Там же
3 Там же
4 Telushkin, Shira, Meet Eva Frank: The First Jewish Female Messiah, Jstor Daily, Jstor, April 27, 2022
5 См. Telushkin, Shira, Meet Eva Frank: The First Jewish Female Messiah, Jstor Daily, Jstor, April 27, 2022
6 Г. Шолем, «Избавление чрез грех».
7 Там же
8 Encyclopedia Judaica: Francois Chabot; pp. 141-145, 309-310, 340.
9 Encyclopedia Judaica: Dobruschka
10 Там же
11 Gershom Scholem, The Messianic idea in Judaism (1971), p. 138
12 Г. Шолем, «Избавление чрез грех».
13 Marvin S. Antelman, To Eliminate the Opiate. Vol. 1, 1974
14 Marvin S. Antelman, To Eliminate the Opiate. Vol. 1, 1974
15 Энциклопедия иудаики, Якоб Франк
16 Гершом Шолем, Избавление через грех