Сообщество «Посольский приказ» 15:00 11 января 2022

Битва за Азию

может пора сделать правдой фейк, запущенный турецкой газетой Akit?

О том, что же именно произошло в Казахстане в первую неделю 2022 года, ещё напишут историки. Одни назовут это отчаянной попыткой восстания против гнилого режима, управляемого последним оставшимся во главе страны членом Политбюро. Другие опишут кровавый угар бешеной толпы, почуявшей слабину законной власти. Третьи нагородят мудрёных конструкций, поставив Казахстан в центр только что начавшейся партии новой Большой игры между великими державами. Но оставим сооружение идеологем тем, кто будет препарировать ситуацию с дистанции прошедших лет. Всё, что есть у нас сегодня, — набор фактов, не поддающихся ни фальсификации, ни маскировке. Согласно этому набору, в Казахстане, как и в целом по Средней Азии, уже давно как альтернатива дорогому бензину пользуется большой популярностью газ. Цены на газовое топливо до поры регулировались, пока казахские власти не решились отпустить их в свободное плавание, а продавцы газа не захотели за счёт населения отбить потери, вызванные скачками цен на газ на мировом рынке. Это привело к двукратному росту цен, следствием чего стало недовольство жителей западной части страны — беднейшей и традиционно наименее стабильной территории. То, что начиналось как обычные, почти привычные для Казахстана народные выступления, быстро переросло в беспорядки, а беспорядки мигом перекинулись на крупные города. Главным очагом уже через три дня после начала активной фазы погромов стала бывшая столица республики — Алма-Ата, раньше носившая название Верный. Город охватил хаос, на который местные силовики не смогли (и по большей части не захотели) ничего ответить. Крупнейший город огромной страны за считанные часы превратился в зону боевых действий, где погромщики били местную полицию и гвардию так, словно это именно у них за плечами годы тренировок и опыт слаженной работы. В тех случаях, где почти все силовики не проявляли пассивности, они активно помогали протестующим: Сеть наполнили видео, где полиция либо тихо наблюдает, либо участвует в беспорядках, что в соцсетях тут же преподносилось как единение полиции и народа. Горели автомобили, рвались коммуникации, захватывались офисы силовых структур, вспыхнула городская мэрия, напуганный город заговорил об убийствах взятых в плен силовиков. В попытках усмирить набиравшее обороты безумие президент Касым Токаев объявил о возвращении госрегулирования цен на газ, затем — об отставке правительства, а после этого показательно были задержаны несколько козлов отпущения, чьи должности и имена должны были показать гражданам республики всю серьёзность намерений государства. Как бывает в таких случаях абсолютно всегда, уступки лишь раззадорили протестующих, которые как раз в этот момент перешли не всегда очевидную грань между чересчур яростным протестом и бесцельным погромом, сопровождавшимся такими милыми сердцу любого «мирного протестующего» вещами, как мародёрство, грабежи и ультранасилие.

Вечером 5 января, когда стало ясно, что останавливаться никто не собирается, а мегаполис не получится отбить имеющимися в распоряжении правительства силами, риторика администрации радикально изменилась. Произошедшее было объявлено результатом внешнего вторжения, попыткой покушения на государственный строй, а самим погромщикам прямо заявили, что время, когда можно было тихо разойтись по домам, минуло — отныне перед ними стоял выбор лишь между опциями «сдаться» и «быть уничтоженными». В отставку со своего пожизненного поста председателя Совета Безопасности республики добровольно-принудительно ушёл её основатель и человек, бывший её руководителем с самой середины 1980-х, — Нурсултан Назарбаев. При этом его смещение было обставлено с точки зрения государственной пропаганды как активное содействие президенту страны в целях обеспечения безопасности и большей стабильности. Тут же поползли слухи о готовящемся масштабном мероприятии с участием российской армии, но реальность оказалась куда интереснее: спустя несколько часов после заявления Токаева, где фигурировала просьба о помощи к ОДКБ, Никол Пашинян, премьер страны, председательствующей в Организации, объявил о вводе в Казахстан совместного контингента миротворцев. Спустя несколько часов после этого небольшой, но весомый контингент бойцов ОДКБ (среди которых, разумеется, почти все были российскими солдатами) уже начал выгружаться в Казахстане.

Всё произошло так быстро, что никто ничего не понял. Буквально пара дней — и самая успешная и процветающая страна Средней Азии, живой пример тезиса о том, что даже в таком месте можно построить успешное государство, оказывается охвачена беспорядками, не просто шатающими или уничтожающими государственный строй, а полностью игнорирующими его существование, что куда опаснее. Пара дней — и руководитель государства, сделавшего избавление от советско-имперского прошлого и подавление любых устремлений в сторону России краеугольным камнем идеологии строительства нации казахстанцев, в безвыходности взывает о помощи к российскому руководству. Пара дней потребовалась главным игрокам мировой политики на выработку своих позиций, согласование этих позиций между интересами разных ведомств и структур и подгонки этих позиций под сделанные ранее, в страшной спешке и полной слепоте, заявления. Пара дней понадобилась большим СМИ для грамотного включения произошедшего в контекст глобальных пропагандистских нарративов, транслируемых читателям и зрителям. Единственными, кто не терял времени (за исключением российских властей и руководства ОДКБ), оказались влиятельные твиттер-публицисты, телеграм-эссеисты, ютуб-аналитики и фейсбук-мыслители, которые ни секунды не потратили на осмысление или анализ ситуации и мгновенно принялись кормить своим информационным фастфудом несчастных обитателей соцсетей.

Эти самые лидеры мнений усиленно разжёвывали все негативные последствия оккупации Казахстана — да, произошедшее в один голос признали оккупацией. Быстрая реакция была обусловлена богатым опытом похожих на первый взгляд ситуаций — коллективная оппозиция решила, что в Казахстане происходит цветная революция, о которой госсекретарь США по нелепой случайности забыл им рассказать. В связи с этим по блогам и страничкам полетели слегка отредактированные белорусские рекомендации для проведения протестов, телеграм-канал Nexta сменил свою аватарку на логотип с казахстанским флагом, а толпа беснующихся мародёров, не имеющая лидеров и внятных лозунгов вдруг в пересказе интернет-пропагандистов заговорила до боли знакомыми требованиями разрыва связей с Россией и прочих выстрелов себе в ногу. «Я слышу речь не мальчика, но мужа» — за этими требованиями, бесконечно далёкими от любого казаха, плохо прятались свиные уши страдающих по потере Крыма. В представлении света либерального сообщества за вторжением должны последовать жесточайшие санкции от лица всего цивилизованного мира, в России должны поднять голову угнетённые нацменьшинства, вдохновлённые храброй борьбой казахов против оккупантов и колонизаторов, а российская военная машина всей своей мощью трёх тысяч бойцов завязнет и сгинет в казахстанских степях, так что Казахстан станет для РФ новым Афганистаном или Сирией (прогрессивная общественность единогласно считает сирийскую операцию ВС РФ катастрофой и крахом). Так, один из сторонников Навального, Сергей Ухов, не разобравшись в вопросе, клеймит ввод войск без санкции СФ РФ «нарушением Конституции». Люба Соболь постит боевые картиночки с надписями о том, что она «против ввода российских войск в Казахстан». Другие близкие сторонники Навального, Милов и Волков, приплели к ситуации Путина, заявив, что смещение Назарбаева с пожизненного поста приведёт к тому, что струсивший Путин останется на посту президента до конца жизни, ведь Казахстан и Россия, очевидно, совсем ничем не отличаются. Различные товарищи из «Новых газет» и прочих иноагентов не особо успешно ищут лазейки в уставе ОДКБ и законах входящих в неё стран, позволяющие назвать произошедшее произволом кровавого путинского режима. Множатся и растут донельзя достоверные слухи о тысячах жертв российской агрессии.

Прошло несколько дней, в течение которых повестку формировали описанные выше владыки хайпа в соцсетях и крупные российские СМИ, получавшие информацию из всё ещё охваченного хаосом города. За эти несколько дней стало более-менее ясно, кто и что стоит за произошедшим. При этом неожиданной осторожностью на свежеобразовавшемся казахстанском фронте отметились те, кому изначально расстановка сил рисовала главные роли: Китай и Турция. Осторожность Китая объясняется на полосах государственного издания The Global Times уважением к казахстанскому суверенитету, желанием помочь Казахстану экономическими и финансовыми способами, а также нежеланием лишний раз будить лихо в провинции Синьцзян. Китай зарится на являющиеся частью китайских торговых маршрутов дороги, протянувшиеся через территорию республики, на казахстанские урановые рудники (40% урана из которых сейчас идёт в РФ) и на электросети, которые позволяют китайским майнерам, изгнанным из своей страны, майнить криптовалюту — в Казахстане производится чуть меньше пятой части мирового объёма майнинга. С позицией Китая всё более-менее понятно, ведь присутствие в Казахстане войск ОДКБ и потенциальные перемены властей среднеазиатской республики в связи с этим присутствием не слишком пугают Пекин. Другое дело Турция, ведь для её проектов размещение контингента Организации путает все карты. То, как уязвлена и обижена оказалась Анкара, довольно быстро стало ясно по болезненной реакции сетей каналов, блогов, газет и сайтов, связанных с организациями, распространяющими турецкое влияние. Если исключить упомянутые выше фейки про карательные отряды ОДКБ (Турция неоднократно была замечена в использовании ботоферм по ходу конфликтов в Карабахе, Ворухе, Ливии и Идлибе), то можно заметить, как синхронно на российском и западном рынке пропаганды взвыли сотни самых разных персон, начиная от блогеров, журналистов и общественных деятелей, самым заметным из которых стал глава казахской общины в Москве Полат Джамалов, назвавший миссию ОДКБ оккупацией, и заканчивая аж министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, который от лица Анкары пообещал братскому народу Казахстана помощь по линии Организации тюркских государств. При этом внутреннее информационное поле резко отличалось иным тоном публикаций. Так, крупная турецкая газета Karar посвятила Казахстану свою первую полосу, объявив произошедшее «декларацией конца тюркских республик». Газета Türkiye, словно игнорируя ввод контингента ОДКБ, потребовала от Эрдогана создания объединённых тюркских военных сил. Газета Akit публикует липовые требования властей России к властям Казахстана, где в качестве пунктов значится создание русской автономии, признание Крыма и размещение военных баз. Бывший премьер Турции, а ныне один из главный действующих лиц оппозиции Эрдогану, Ахмет Давутоглу, упрекнул президента в недостаточной солидарности с тюркскими братьями, а Турцию, по сути, призвал навязать свою помощь Казахстану, ведь обращение за помощью к ОДКБ вызвало у него беспокойство. Словом, несмотря на деланное спокойствие министров, в Анкаре сейчас царит смятение, ведь в результате беспорядков на западе страны и кровавого хаоса в Алма-Ате приобрести наибольшую выгоду предполагалось именно Турции и стоящей за ней Британии.

Британскую политику всегда отличало терпение и наличие множества запасных вариантов, так что пока мы наслаждаемся слезами неудавшихся строителей Великого Турана, в Лондоне, Анкаре и Баку уже вовсю претворяются в жизнь параллельные планы, задействующие сотни лояльных Западу фигур, главной из которых по-прежнему остаётся живой и здоровый Назарбаев. Согласно россыпи официальных и полуофициальных версий, которые вытекают из заявлений казахстанских и российских чиновников, кто-то из его ближайшего окружения руками Комитета национальной безопасности попытался совершить переворот, который оказался подавлен. Так или иначе, по южной части страны всё ещё рассредоточены десятки тысяч единиц живой силы этого переворота. Они снабжены оружием, они идеологически заряжены и предельно мотивированы. Если рассуждать категориями долгих партий, то хаос в Алма-Ате был лишь началом, первым ходом и прощупыванием почвы. Как и в Киргизии, хлебнувшей горя с этими элементами, любое социальное напряжение в беднейших областях страны пропитано нитями салафизма и оргпреступности, за что, кстати, стоит благодарить режим Назарбаева, безуспешно пытавшийся изобразить ваххабитов и бандитов с юга и запада страны достойными гражданами светской республики и основой будущей нации казахстанцев.

Как только пошли слухи о вводе бойцов ОДКБ, на уши встали не только оппозиционеры. По окружающей канал RT сети каналов лояльных блогеров было отлично видно, как поднялась волна негодования. «Не нужно лезть в казахстанские разборки, это не наше дело, мы лишь оттянем на себя весь негатив, нашими руками собираются таскать каштаны из огня!» — так можно было описать общий настрой в патриотическом сегменте единственной соцсети, где не господствуют либеральные истерики. Тем не менее вскоре эта волна схлынула. Проще всего было бы сказать, что каждому из блогеров лично занесли денег, но дело в другом: операция была проведена молниеносно, чётко и в высшей степени изящно. Сложно сказать, какую стратегию выработал Кремль в отношении Казахстана, какие привилегии он потребует от спасённого государства, на какие уступки в принципиальных вопросах предложит пойти, но первый ход остался за Россией. Стоит отметить, что за всё время вовлечения ОДКБ в события неудавшегося краха казахстанского режима, ни разу не была упомянута одна из ключевых целей, которую обязана преследовать Россия в стране, — защита русских. Почти четверть населения республики на последней переписи назвала себя русскими, но все пути в государственную бюрократию среднего и высокого уровня, в крупные коммерческие структуры и в значимые предприятия для них неформально, но надёжно закрыты. Ненависть к нашим соотечественникам культивирует постоянный идеологический прессинг в виде догм про инициированный Москвой голодомор, от которого больше прочих пострадали именно казахи, жуткие истории о временах колонизации и оккупации царскими и советскими властями, геноцид казахов при Сталине и системное угнетение казахов всю историю их существования. Этому учат в казахстанских школах, слезогонные драмы про это выходят в казахстанских кинотеатрах, про это не прекращая говорят на казахстанском телевидении.

Оперативный и совершенно легитимный ввод войск — безупречно выполненная операция, идеально обставленная с политической и военно-логистической точки зрения. Но нужно помнить, что империи, имеющие глобальные амбиции, умеют защищать свои интересы и активы, стоять на своём и побеждать на полях идеологических битв. Так может пора сделать правдой фейк, запущенный турецкой газетой Akit? Восторг патриотических публицистов разделять рано: враг обязательно извлечёт урок из своих провалов и вступит во второй раунд сильнее, чем прежде.

Новый этап описанной ещё Грибоедовым и Киплингом великой битвы за Среднюю Азию только начался. Для России эта битва станет испытанием, из которого она выйдет либо глобальным авторитетом, чётко очертившим неприкосновенные сферы своего влияния, либо удобрением и кормом для тех сил, что улюлюкали и терзали город Верный в самом начале 2022 года.

27 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
Cообщество
«Посольский приказ»
31 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x