Я был на Гранд базаре Тегерана, с забастовки на котором 28 декабря начались протесты. В российских СМИ мельком прошла новость об этом, а также о беспорядках в крупных городах Ирана накануне и в первые дни Нового года. Этот протест был подогрет зарубежными СМИ, с тиражированием демонстраций неясного масштаба в нескольких крупных городах, якобы с подключением студентов. СМИ также показывали отдельные стычки демонстрантов с силами правопорядка.
Дональд Трамп 2 января 2026 года заявил о готовности США прийти на помощь протестующим Ирана. В ответ советник верховного лидера Ирана Али Шамхани отметил, что «народ Ирана хорошо знаком с опытом «спасения» со стороны американцев – от Ирака и Афганистана до Газы». В первой половине декабря премьер Израиля Нетаньяху перед встречей с Трампом (состоялась 29 декабря) говорил о возможном ещё одном ударе по Ирану. 27 декабря, накануне этой встречи, президент Ирана Масуд Пезешкиан заявил, что США, Израиль и Европа ведут полномасштабную войну против его страны.
Причиной демонстраций в Иране называется хроническая инфляция и девальвация. Иранский риал за доллар стоил 817 тыс. в начале 2025 года, больше 1 млн в марте, 1,15 млн в октябре и 1,35 млн в начале января 2026 года, с девальвацией на 65% за год и на 17% за IV квартал. Инфляция за год составила 42% в среднем и 72% на продукты питания. В принципе, это многолетние проблемы иранской экономики, и 2025 год был отнюдь не худшим по этим показателям, особенно на фоне ракетно-бомбовых ударов со стороны Израиля и США. Некоторые СМИ осторожно указывают на попытку урегулировать множественность валютных курсов со стороны иранского Центробанка, руководитель которого подал в отставку на второй день протестов, подхлестнув протесты еще больше.
Другим триггером протестов называют специфику бюджета на 2026 год. Основным вызовом для бюджета стала не только внутренняя инфляция, но и снижающиеся цены на нефть на мировом рынке и на фоне обострения санкционной риторики США. Бюджет предусматривал рост ненефтяных доходов на 62% по траектории инфляции и первоначальную индексацию минимальной оплаты труда, пенсий и части зарплат бюджетников на 20%. Такой вариант бюджета был отправлен на пересмотр именно 28 декабря (день небольшой первой забастовки) с целью большей индексации зарплат, с более четкой донастройкой роста НДС целевым образом на поддержку продовольственной поддержки малоимущим. Следует добавить, что многие бюджетники (силовики, врачи, учителя, промышленники) отнюдь не получают минималку, а эта минималка скорее стала проблемой для избыточной торговли.
Ещё одним триггером протестов называют попытку решения проблемы множественности цен на моторное топливо. Социальные цены составляют эквивалент 0,04 долл. за литр, а рыночные 0,59 долл. за литр. К слову, именно молодёжь на мопедах активно пользуется топливом по социальным ценам, да так активно, что все центральные улицы Тегерана заставлены мопедами, а традиционных велосипедов или электробайков почти нет.
Отдельные российские востоковеды в эфире федерального телеканала назвали причинами беспорядков восстановление западных санкций, дефицит воды в Тегеране и националистические настроения в отдельных провинциях. Это слишком преувеличенные имеющиеся в Иране структурные проблемы, но точно не повод для неожиданных новогодних протестов.
Страна под санкциями США с 1979 года, с постоянными волнами девальвации и инфляции. Соседняя Турция без таких санкций со схожим масштабом населения и экономики имеет похожие проблемы с хронической девальвацией и инфляцией. Несмотря на санкции, Иран имеет серьёзную оборонную и автомобильную промышленность, суверенный ИТ-сектор, успешные медицину и университеты, качественное строительство, современные транспортную инфраструктуру и крупные города, развитый туризм. В этом автор этих строк убедился сам в феврале 2025 года и изложил в заметках «Тегеранский дневник» и «Тегеран своими глазами».
Мне также довелось провести несколько часов на том центральном базаре, с забастовки торговцев на котором начались протесты. Россиянам больше известен Гранд базар в центре Стамбула в квартале от Святой Софии, по площади раз в пять больше тегеранского. В Тегеране, помимо Гранд базара, есть ещё несколько подобных мест для туристов, да и просто центральные улицы все сплошь в средних устаревших торговых центрах и мелких лавочках. Улицы серединного города застройки 1950-1970-х годов также в основном с торговлей на первых-вторых этажах зданий. Это даже напоминает Лондон, если подзабыть о нескольких культурных доминантах былого британского могущества и акцентировать внимание на текущее мигрантское большинство. С коллегами по поездке в Иран даже сформулировали мысль, что на шопинг лучше именно в Тегеран, поскольку безвиз и перелёт проще, а товары и торговля те же.
Типичные лавочники центра Тегерана – молодые мужчины и подростки, считающие себя сверхуспешными бизнесменами. У каждого такого сверхуспешного мужчины есть жена, дети, которых надо кормить, а жены успешных мужей должны заниматься хозяйством и детьми. Студенты также подрабатывают в таких лавках. Только в одном квартальчике видел малые производства, где на месте шили военную форму и шевроны для разнообразных служб Ирана.
Главной проблемой такого торгующего большого распределенного центра города является буквально десятки тысяч однотипных лавочек, в основном для внутренних и особенно внешних туристов как дань традициям и местному колориту. Тегеранцы среднего класса предпочитают современные торговые центры в престижных окраинных районах, да и иранские маркетплейсы бурно развиваются. В принципе столько торговли категорически не нужно, и даже в успешных лавках единицы покупателей в час в лучшем случае, что делает успешность карьеры торговца в центре Тегерана эфемерной.
В 2023 году Иран посетило 6 млн туристов и они потратили 7 млрд долл., а в 2024 году уже 7 млн туристов и ещё больше денег. Туристы приезжают именно в Тегеран, экономика которого получает от них денег больше, чем от нефти, поскольку доходы от нефти распределяются равномерно по стратегическим отраслям и провинциям.
Что случилось с туристами в конкретном декабре 2025 года и почему лавочники Гранд базара решились на забастовку? Возможно, подействовали предостережения от поездок в Иран со стороны Германии, Британии и Швейцарии в сентябре и ноябре 2025 года, повлиявшие на туристов из этих стран в Рождественские каникулы. Хотя европейские туристы отнюдь не главные для Ирана, но их сокращение в конкретные предновогодние дни вполне могло повлиять на ожидания тегеранских торговцев. На туристический след намекает и небольшая концентрация протестов в Исфахане – втором туристически значимом городе.
Это очень интересная тема для местных журналистов, но иранские СМИ ограничились минимумом информации. Западные же журналисты писали о событиях в режиме «испорченного телефона» без знаний местной специфики и с определенными политическими клише. Анализ подобного подхода, только применительно к американской военной акции, изложен в заметке в газете «Завтра» «Американские фантазии о прилетах по Ирану по спутниковым снимкам гугл-карт».
Также категорически ошибочны описания масштаба протестов в Тегеране. Я внимательно изучил десятки публикаций и видеосюжетов протестов в арабских и англоязычных СМИ и увидел максимальный масштаб демонстраций протяженностью в несколько сотен метров. Я непосредственно видел десяток километров народных гуляний в Тегеране во время праздника Исламской революции и понимаю разницу. Просто лавочников в центре Тегерана очень много из-за обилия самих лавочек в этих конкретных местах. Да и большое число университетских кварталов находится также в центре Тегерана, поэтому студенты могли оказаться случайными прохожими или зеваками в рядах протестующих лавочников.
Теперь самое главное, а именно важнейший урок для нас. К сожалению, в Москве и Подмосковье именно розничная торговля является основной сферой занятости, особенно молодёжи и вдвойне особенно мигрантской молодёжи. По данным Росстата в торговле в Москве занято 1,8 млн человек и в Подмосковье 0,9 млн человек, почти каждый четвёртый занятый, плюс огромное число курьеров и неформальной занятости вокруг той же торговли.
Конечно, центр Москвы и серединные районы еще в 2010-х годах очищены от многочисленных ларьков благодаря усилиям С.С. Собянина, и центр Москвы в этом плане совсем не похож на центр Тегерана, Стамбула или Лондона. Однако окраинные районы Москвы и особенно районы ближнего Подмосковья тонут в избыточной торговле, а МКАД и вылетные магистрали превратились в длиннющие торговые улицы. Пусть они застроены преимущественно крупными торговыми центрами и лишь отчасти сохранили устаревшие рынки, но их очень много.
Маркетплейсы категорически повлияли на традиционную торговлю, что торговых центров, что рынков. Буквально, очень и очень кисло было подавляющей части торговцев в прошедшем 2025 году. На это указывают как многочисленные публикации о предстоящих реконцепции или закрытии до 60% традиционной торговли, так и банально опыт каждого, кто видел примкадную или замкадную торговлю в будни. Трудности времён ковида с ограничением передвижения и стоном торговли о господдержке казались тогда эпизодом, но теперь из-за маркетплейсов это стало системной проблемой.
Если кого не насторожил текущий опыт Тегерана, пусть и преувеличенный некоторыми СМИ и политиками, то кратко коснёмся роли торговцев в ряде других серьёзных событий прошлого. Французская революция и наполеоновские войны были движимы мелкими лавочниками, которых стало неимоверно много для того экономического уклада. Торговцы эпохи перестройки сыграли по-крупному на товарном дефиците, и последовал развал нашей великой Родины. Арабская весна 2011 года также стала порождением сочетания избытка лавочников и незанятой молодёжи, с наложением на сокращение туризма (как эха кризиса 2008 года и режима жесткой бюджетной экономии в Европе) и продовольственную инфляцию.
Наша страна один важнейший урок событий в Иране уже усвоила, а именно Ютуб и Ватсап перестали быть инструментами западного влияния. Об этом в газете «Завтра» писали коллеги в заметках «Выдавим из себя Ватсап» и «Иранские уроки: твой смартфон – шпион». Кстати, Ватсап отключили не только в Иране, но и запретили его для сотрудников Конгресса США.
В самом конце 2025 года по поручению Президента РФ Владимира Путина правительство Михаила Мишустина приняло План структурных изменений в экономике, который включает совершенствование отраслевой структуры занятости, точнее и буквально сокращение доли занятых в секторе оптовой и розничной торговли. Этот пункт плана мыслился для поддержки промышленности и решения проблемы дефицита кадров, события же в Иране подчеркивают, что избыточная традиционная торговля в наложении на маркетплейсы и высокий уровень занятости молодёжи в торговле становится важным вопросом общественного порядка. В столичном регионе в первую очередь не должно быть столь явно доминирующего и непроизводящего одного вида деятельности. У команды Сергея Собянина есть опыт 2010-х годов решения подобных проблем, и его надо актуализировать и масштабировать.
Автор - доктор экономических наук
Фото: Zuma\TASS




