12 ноября в Париже прошло заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности (ССВБ). Участниками встречи в формате «2+2» стали министры иностранных дел и обороны Сергей Ларов и Сергей Шойгу – с одной стороны – и министры иностранных дел и вооруженных сил Жан-Ив Ле Дриан и Флоранс Парли – с другой. Созданный около двух десятилетий назад, ССВБ подразумевает ежегодный круглый стол, однако, в зависимости от направлений геополитических ветров и избранного во Франции президента, об обязательствах проводить встречи частенько «забывают» как в Париже, так и в Москве (последний, наиболее долгий период «забывчивости» выпал на 2012-2018 года и был частично связан с деятельностью Франсуа Олланда). Примечательно, что заседание, запланированное на 2020 год, было сначала перенесено, а потом и вовсе отменено на фоне скандала вокруг отравления Алексея Навального. В нынешнем году поводов к откровенной и голословной русофобии не убавилось, но вот вопросов, требующих обсуждения вживую и без вечно вынюхивающих европейских партнёров, накопилось предостаточно: обстановка с беженцами на польско-белорусской границе, обострение украинского вопроса, шапкозакидательство ВМФ США в Черном море – это лишь некоторые из них.
Что для России, что для Франции понятно: властвующая прослойка Беларуси сейчас держит очередной экзамен на способность управлять страной. И если при первых проверках экзаменаторами выступали рядовые белорусы, то теперь «профессора» позубастей: целый Евросоюз и леволиберальная общественность. Старому Свету слишком совестно уважать власть «последнего тирана Европы» Александра Лукашенко. В то же время миграционный кризис породил новую волну противоречий внутри Евросоюза, ведь отношение к иммигрантам у стран-членов крайне разнится; Варшава не хочет стать козлом отпущения за десятки недальновидных шагов старушки Европы и впускать не пойми кого. А Париж и Москва сложившейся ситуации сочувствуют, но про подверженную частым переменам политическую повестку Варшавы не забывают. Хоть составленное французской стороной коммюнике по итогам ССВБ подчеркивало «безответственное и неприемлемое поведение белорусских властей в отношении инструментализации миграционных потоков, направленных против нескольких стран Европейского союза», риторика ранит слабей укуса комара. Особенно таких толстокожих политиков, как Александр Лукашенко.
Касательно другого нашего соседа, Украины, разговор на ССБВ предполагал классическую репризу о важности выполнения Минских соглашений. За день до заседания Сергей Лавров обмолвился, что «им [французской делегации] не уйти в завтрашнем разговоре в целом от ответственности за поведение их подопечных в Киеве». Вместе с тем на актуальности темы сказалась мощнейшая информационная бомбардировка, проведённая Вашингтоном на первой ноябрьской неделе. Американская разведка по фотографиям со спутника заметила крупное сосредоточение российских войск в районе города Ельня. Предположив, что это копятся силы для дальнейшего удара по украинским позициям, в Москву вылетел директор ЦРУ Уильям Бернс, который после череды разговоров и телефонного звонка напрямую Владимиру Путину смог спокойно выдохнуть и вернуться обратно в Лэнгли. Впрочем, умиротворение Бернса не распространилось на американских генералов и адмиралов, ответственных за разведывательные полёты и внеочередные учения в акватории Чёрного моря. В связи с этим возникшее осложнение в отношениях России с Украиной и США отозвалось на заседании ССБВ: дабы не терять расположения американцев, французы через упомянутое выше коммюнике «выразили обеспокоенность ухудшением ситуации с безопасностью в Украине и чётко предупредили о серьезных последствиях любого дальнейшего возможного ущерба территориальной целостности Украины». За приевшимся официозом этого заявления скрыта уже шестилетняя язва Минских соглашений: французы вне реального курса событий в Донбассе и не способны влиять ни на одну из сторон конфликта. Но вставать в позу в угоду западным партнёрам ещё не разучились.
По-настоящему острый для французов вопрос – это Африка. Из-за травм колониального прошлого Париж внимательно следит за политическими сдвигами на чёрном континенте. На заседании ССБВ в повестку входило обсуждение ситуации в Мали; эта африканская страна выучивается демократическим ценностям путём крови: через этнические чистки, бесконечную борьбу с терроризмом, хунту, – и французская сторона имеет к подобному «обучению» прямое отношение. Наряду с этим у сегодняшней республики Мали сформирован ясный запрос на военные ресурсы – как технические, так и человеческие. Установившийся там режим нашёл в России удобного партнёра, и Москва официально поставляет Бамако военную технику, боеприпасы и вооружение, а также делится опытом с офицерами; в Мали же работает группа Вагнера, обслуживающая нынешний режим. Парижу подобный расклад, подразумевающий потерю влияния на крупнейшего экспортёра хлопка и третью африканскую экономику по добыче золота, не приличествует. Поэтому ещё в сентябре Франция и Германия грозились вывести войска из Мали, ставя знак равенства между группой Вагнера и официальной Москвой. В свою очередь, 11 ноября во время конференции с Абдулайе Диопом, главой министерства иностранных дел Мали, Сергеем Лавровым было сделано следующее заявление: «Мы не имеем отношения к деятельности каких-либо таких структур, которые созданы гражданами России, они самостоятельно заключают контракты, и если эти контракты заключаются с законными правительствами суверенных государств, – я не понимаю, что здесь можно усматривать негативного». Остались ли довольны французы столь странным размежеванием понятий российское государство и российский гражданин, покажет время.
К слову, следы группы Вагнера французы нашли и в Ливии, растерявшей стабильность после смерти Муаммара Каддафи в 2011 году. Тема продолжающейся там войны «всех против всех» снова возникла на передовицах газет в прошедшем октябре. Эксперты ООН по правам человека усмотрели в действиях каждой стороны конфликта прецеденты военных преступлений. Наёмники группы Вагнера, выступавшие на стороне Ливийской национальной армии генерала Халифы Хафтара, также считаются подозреваемыми. Задолго до проверок экспертов ООН, ещё в январе 2020 года, от вагнеровцев в Ливии открещивался Владимир Путин: «Если там и есть российские граждане, они не представляют интересов российского государства и денег от российского государства не получают». Строго говоря, французам нет дела до беспорядка в Ливии и установления справедливости в регионе. Доказательством тому служит целое десятилетие ливийской смуты, начавшей со смерти тирана Каддафи. Париж, однако, по-жандармски желает создать картину проделанной работы: на ССБВ наверняка обсуждался обязательный вывод российских наемников из Ливии и соответствующие санкции в отношении России, если последнее не будет выполнено. Потому же на прямо следующей за заседанием ССБВ специальной международной конференции по Ливии, проводимой в Париже, Сергей Лавров не подтвердил и не опроверг вывода группы Вагнера из региона. Всё-таки русский гражданин с русским оружием не является ответственностью русского государства.
Президентство Макрона во Франции худо-бедно выправило дипломатическую ситуацию в отношениях наших стран. Олландовская бесхребетность исчезла, но Париж всё так же не может смириться с потерей влияния в привычных регионах. Заседание ССБВ, важное фактом проведения, а не вынесенными решениями, снова напоминает: фактический закат Европы ведёт к тому, что французский триколор в бывших колониях сменяется другими флагами. Например, российскими. Или флагами суверенных государств, в консолидации которых поучаствовали русские наёмники. Вместе с тем крайняя встреча ССБВ в очередной раз вскрыла болезненную для отечественной дипломатии тему – группу Вагнера. Её след угадывается во всех горячих точках мира и ничего кроме уклончивых заявлений наша политическая элита представить на суд общественности не может. Рано или поздно России придётся держать ответ за частные армии. Вот только доведётся ли прославлять солдат-освободителей или оправдывать военных преступников, пока неясно.