Сообщество «Форум» 00:01 22 января 2021

Неповторимый

к столетию Арно Бабаджаняна

Музыка Арно Бабаджаняна, столетний юбилей со дня рождения которого приходится на 22 января, всегда привлекала слушателя ярким мелодизмом, особым энергетическим зарядом, красотой и пластичностью форм, самобытностью стиля, темпераментом, психологизмом, национальным колоритом и своеобразием, лиризмом, романтизмом и гуманистической направленностью. Она неизменно дарила и продолжает дарить взволнованное, приподнятое и ликующее настроение, радость и восторг.

Запомнился он и как композитор уникального мелодического дара. Пожалуй, в области вокальной музыки Арно Арутюнович достиг наивысших успехов. Его мелодии, обладавшие какой-то особой доходчивостью, ясностью, выразительностью, теплотой и лиричностью смогли покорить многонациональную советскую аудиторию. Особой же популярностью пользовались песни композитора на стихи Роберта Рождественского, исполнявшиеся блистательным Муслимом Магомаевым. Народом восторженно и с любовью в 60 – 80-е годы минувшего столетия были восприняты их совместные песни, большинство из которых стали настоящими эстрадными хитами: «Благодарю тебя», «Позови меня», «В нежданный час», «Встреча», «Ребята, которых нет», «Загадай желание», «Зимняя любовь», «Пока я помню, я живу», «Свадьба», «Такая нам судьба дана», «Ноктюрн». Муслим Магометович бесподобно исполнял и другие песни Бабаджаняна, авторами слов которых стали также известные советские поэты: «Лучший город земли» (Л. Дербенев); «Улыбнись» (А. Вердян); «Не спеши», «Твои следы», «Чертово колесо» (Е. Евтушенко); «Будь со мной», «Королева красоты», «Солнцем опьяненный» (А. Горохов); «Сердце на снегу» (А. Дмоховский); «Помню Болгарию» (А. Жаров); «Верни мне музыку» (А. Вознесенский); «Гордость» (Н. Добронравов). А такие песни, как «Воспоминание», «Песенка о капели», «Над синей водой», «Письмо», «Приснилось мне», «Судьба», «Озарение», «Память», «Ты, море и я», «Приезжай на Самотлор», написанные на стихи Роберта Ивановича, исполняли замечательные отечественные и зарубежные исполнители: Э. Пьеха, Ж. Татлян, В. Мулерман, Н. Чепрага, Р. Рымбаева, И. Кобзон, В. Вуячич, Б. Киркоров, Л. Иванова, Л. Лещенко, В. Беседин, Г. Ненашева и другие.

Хотя, справедливости ради, работать в вокальном жанре он начал значительно раньше. Да и популярность к нему пришла задолго до встречи с этими прекрасными и неповторимыми творцами, с которыми, впрочем, композитор, в народном сознании, связан неразрывными узами. Ещё в начале пятидесятых годов прошлого столетия прогремела песня «Дружбы знамена – выше», написанная к IV Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Бухаресте и отмеченная международной премией. За ней последовали замечательные песни «Дорогу сердцам молодым», «Комсомольская прощальная», «Дорожная», «Песня о комсомольской доблести» и другие. Некоторые из них, такие как «Дружбы знамена – выше» и «Дорогу сердцам молодым» продолжили традиции советской массовой песни, так как им свойственен был подчеркнутый маршевый ритм, броские, волевые ораторские интонации, приподнятость, праздничный задор.

Как бы не показалось кому-то странным, так как для большинства наших сограждан Бабаджанян в памяти остается лириком и автором песен весёлых, заводных, славивших любовь, женскую красоту, дружбу, человеческие чувства и отношения, а в действительности он был и композитором, писавшим глубоко гражданственные произведения. В разные годы он написал такие глубоко патриотичные песни, как: «Верны мы делу Ленина», «С Лениным в сердце», «Будем тебе всегда верны», «Навстречу солнцу коммунизма», «Наша весна», «Песня о конституции», «Цвети, любимая отчизна», «Я помню зиму 41». Но, об этой стороне его творчества, правда, как и о том, что он был коммунистом, говорят и пишут значительно реже. А ведь, по большому счету, напрасно, тем самым забывают напомнить и о той неразрывной связи Бабаджаняна с временем и советской цивилизацией, в которой он жил и смог реализоваться как самобытный творец и неповторимый мастер. К слову, Бабаджанян в начале Великой Отечественной войны мобилизовывался на оборонные работы под Смоленском, а затем вместе с другими музыкантами давал шефские концерты для воинов Красной Армии и писал песни, посвященные Отечественной войне и ее героям. «Я пытался отразить величие переживаемых нами дней, показать силу и несгибаемую волю нашего народа в титанической борьбе против фашизма», – писал молодой музыкант в газете «Сталинец» в начале ноября 1944 года. В том же году он в соавторстве с А. Арутюняном напишет и «Оду Сталину».

Если же говорить о сугубо эстрадных произведениях, то среди первых можно назвать фокстроты «Радостный день» и «В Карловых Варах», а также песни «Мой Ереван», «Звени, моя гитара», «Говорят», «С тобой», «Я жду тебя», «Счастье пришло», «Песня первой любви».

Кстати, «Песня первой любви» из одноименного художественного фильма Ю. Ерзинкяна и Л. Вагаршяна, исполненная в фильме С. Давидяном, в конце 50-х годов минувшего века была необычайно популярной. Ее практически ежедневно передавали по радио в исполнении прекрасного азербайджанского певца Р. Бейбутова. Именно благодаря удивительному тенору Рашида Меджидовича и его потрясающей манере исполнения, эта замечательная песня была очень любима в народе. Не оказался этот шлягер в числе забытых и в наше время.

Собственно, нельзя сказать, что сегодня не помнят и других песен Бабаджаняна, в том числе и названных мною выше, исполнявшихся Магомаевым и другими лучшими советскими и зарубежными вокалистами 50 – 80-х годов ХХ века, среди которых, в дополнение к вышеназванным, были и такие виднейшие мастера вокала, как Г. Отс, Ю. Гуляев, Л. Зыкина, К. Лазаренко, В. Трошин, И. Суржиков, Э. Хиль, М. Кристалинская, О. Воронец, С. Ротару, В. Толкунова, Р. Ибрагимов, А. Герман. К счастью, песни эти продолжают жить. Отрадно и то, что некоторые из них поют современные исполнители, пускай, иногда и на свой лад, привлекая к ним, тем самым сегодняшнее среднее поколение и молодежь.

Следует отметить, что и другие работы Бабаджаняна для кино были вполне удачными. Большой успех имели «Песня Наташи», «Серенада» из кинофильма «В поисках адресата» режиссеров А. Мартиросяна, Ю. Ерзинкяна и песни «Пушинка белая», «Год любви», «Любовь можно потерять» из картины Н. Оганесяна «Невеста с севера». Написал композитор также музыку и для фильмов «Тропою грома» Э. Карамяна и С. Кеворкова, «Лично известен» С. Кеворкова, «Жених с того света» Л. Гайдая.

Значителен был вклад Бабаджаняна и в области инструментального джаза, других музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с севера», «В горах мое сердце». Всемирное признание приобрели его виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А. Арутюняном, – «Армянская рапсодия», «Праздничная».

Великий советский композитор Александра Пахмутова однажды справедливо подметила: «Арно Бабаджаняна можно назвать человеком, обласканным судьбой, он жил в гармонии с самим собой в мире прекрасной музыки. Он был настолько многогранный музыкант, что мог делать абсолютно всё». Да, талант его был могуч и многогранен. Примечательно и то, что формирование музыкальных интересов, предпочтений и стиля у Бабаджаняна протекало под большим воздействием русской музыки и видных, выдающихся русских педагогов из Московской консерватории, которую он по классу фортепьяно с отличием в 1948 году окончил. А вообще же, музыку композитора, отличавшуюся широтой, возвышенностью, одухотворенностью, пластичностью еще в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века некоторые музыковеды отмечали, как имевшую определенное родство с произведениями П. Чайковского и С. Рахманинова. Так, рассуждая о данном сходстве, А. Григорян писала: «Влияние русской классической музыки на творчество А. Бабаджаняна связано с направлением Чайковского, Рахманинова. С Чайковским А. Бабаджаняна сближают принципы формирования, разработки тематического материала, драматургические приемы. Много сходного и с Рахманиновым: темперамент, мужественность, необъятность лирической кантилены, некоторые особенности фортепьянной фактуры (сочность аккордных изложений, преобладание крупной техники и т. д.) – все это близко творческой натуре молодого композитора.

Творчески переосмысливая благотворные влияния, с одной стороны национальные истоки, с другой – русские классические традиции, А. Бабаджанян создал свой самобытный музыкальный стиль. Его музыка отмечена «печатью» таланта сильного, яркого, оригинального. Крупные достижения выдвинули его в первые ряды советского музыкального искусства».

С этим мнением трудно не согласиться. И по прошествии многих лет всё более становится очевидным тот факт, что Бабаджанян был на самом деле композитором уникальным и неповторимым. Национальные армянские истоки у него переплелись и с русской музыкой, и с музыкой, представлявшей другие культуры. И такое сплетение не стало противоестественным. Нет, напротив, – оно было гармоничным, живым, дышащим свежестью и дарящим свет, тепло, радость. Потому и признание к Арно Арутюновичу пришло рано, в достаточно молодые годы. Ему не было и тридцати, когда он в середине 40-х годов уже напишет блестящую концертную пьесу на основе народной танцевальной мелодии «Вагаршапатский танец», за который совместно с фортепьянными пьесами «Прелюдия» и «Токката» получит премию на конкурсе композиторов, проходившего в Праге на I Всемирном фестивале молодежи и студентов; а также прекрасный концерт для скрипки с оркестром «Полифоническая партита» (после редактирования и переиздания в 1956 году, это произведение стало именоваться «Полифонической сонатой»), исполненный в 1949 году непревзойденным скрипачом, солистом Московской филармонии Л. Коганом в Ленинграде и Москве в сопровождении оркестра под управлением легендарного Е. Мравинского.

А в тридцатилетнем возрасте Бабаджанян получит и официальное всесоюзное признание. В 1951 году за «Героическую балладу» для фортепиано с оркестром молодого композитора удостоят Сталинской премии третьей степени. Это произведение, повествующее о духовной красоте советской молодежи, ее военных, трудовых подвигах и творчестве, получит широчайшее признание. Узнают ее и за рубежом. А газета Французской компартии «Юманите» о ней напишет и такие слова: «Произведение, которое можно отнести к числу самых значительных; музыка проникнута дыханием эпоса, богатством эмоций и красок, величавой красотой мелодий».

Недаром со временем заговорят и о так называемой Армянской могучей кучке – прославленном круге из пяти армянских советских композиторов, родившихся в 1920 и 1921 годах и ставших олицетворением армянского музыкального искусства двадцатого столетия. Помимо Бабаджаняна в нее входили народные артисты СССР Александр Арутюнян, Эдвард Мирзоян, Лазарь Сарьян и заслуженный деятель искусств Армянской ССР Адам Худоян.

Наверное, Бабаджанян был отмечен самим провидением. Ему суждено было родиться в интеллигентной семье педагогов. И родился он 21 января, но отец, который, кстати, хорошо играл на свирели, после того, когда в этот день в 1924 году не станет В.И. Ленина, поменяет сыну дату рождения в его метрике. Не менее примечательно и то, что с самого раннего детства проявлял он музыкальные способности. Уже в 3 – 4 года мальчик музицировал и рос в атмосфере армянской народной музыки. А несколько позже, в детском саду и подавно произойдет необычайное событие. Сам Бабаджанян опишет его так: «Пришел какой-то дядя, он заставил нас петь, проверял слух. Я тоже пел, выстукивал ритмы. Дядя послушал, потом сказал, что меня нужно обязательно учить музыке. Много позже я узнал, что этим «дядей» был Арам Ильич Хачатурян. Так я впервые познакомился с ним». А с 1928 года семилетний Арно начинает заниматься в группе одаренных детей при Ереванской консерватории. Он был очень успешным учеником по классу фортепиано.

Однако, мальчика охватывало желание самому сочинять музыку. В девять лет он пишет «Пионерский марш», который позже, благодаря тому, что его прослушает виднейший армянский поэт Е. Чаренц, бывавший в гостях у Бабаджанянов, будет издано как авторское сочинение.

Не оставлял юный Бабаджанян и исполнительства. В 1933 году он получит первую премию на республиканской олимпиаде молодых музыкантов. И выступил он тогда с такими непростыми произведениями, как IV соната Бетховена и «Рондо каприччиозо» Мендельсона. С 1936 года Бабаджанян обучался в музыкальном техникуме при Ереванской консерватории. А уже в 1938 году он переезжает в Москву и поступает на последний курс музыкального училища имени Гнесиных. Через год Бабаджанян – студент Московской консерватории, где был зачислен в класс выдающегося представителя русской пианистической школы Константина Игумнова.

Мастер был высокого мнения о своем талантливом ученике. В отзыве на Бабаджаняна, хранящегося в Союзе композиторов Армении, в 1942 году Константин Николаевич писал: «Арно Бабаджанян… редко талантливая музыкальная натура… Можно предсказать ему с уверенностью яркую артистическую будущность, при наличии условий, способствующих его музыкальному росту». Так и сложилось… А сам Арно Арутюнович, будучи человеком благородным и необычайно восприимчивым, сохранит к прозорливому и прекрасному педагогу на всю жизнь глубокое уважение и признательность.

Высокого мнения о творчестве Бабаджаняна, бывшего с 1943 года членом Союза композиторов СССР и преподававшего в 50-е годы фортепиано в Ереванской консерватории, был и великий Арам Хачатурян. «Героическую балладу» Арно Арутюновича, как произведение крупной концертной формы будут справедливо называть самым интересным в армянской музыке после фортепьянного концерта Хачатуряна.

С годами популярность Бабаджаняна, как даровитого композитора лишь возрастала. Он создавал и крупные произведения, такие как Фортепьянное трио, фортепьянная пьеса «Каприччио», «Поэма-рапсодия» для симфонического оркестра, Соната для скрипки и фортепьяно, фортепьянная сюита «Шесть картин», так и камерные и балетные сочинения, концерты, пьесы для эстрадного концерта, ну, и, конечно, песни, коих было написано множество. Во второй половине пятидесятых годов прошлого столетия он переехал в Москву, где и работал, а отдыхать уезжал в родной Ереван, в котором он в конце жизненного пути и обретет последнее и вечное пристанище.

Следует сказать, что великий композитор был человеком добрым, многие советские граждане прекрасно помнили его широкую улыбку, отзывчивым, умевшим дружить. Был он разносторонним в своих интересах, да и не только музыка его интересовала. Бабаджанян искренне любил живопись и в меру возможностей пытался полотна коллекционировать. Кроме того, он очень любил футбол, этот самый массовый вид спорта его по-настоящему увлекал, бодрил, заставлял сопереживать.

До последних дней жизни Арно Арутюнович вел активный образ жизни, при этом находил силы и возможности ездить на концерты и съемки даже тогда, когда находился на лечении в больнице. Бабаджанян не представлял себе своей жизни без музыки, бывшей для него не просто любимым делом, а высоким служением, вдохновлявшим и звавшим постоянно творить, а творения эти дарить людям… Старался быть веселым, жизнерадостным, но болезнь оказалась сильнее. Сердце великого композитора остановилась 11 ноября 1983 года.

В вечность он ушел непростительно рано. Ему было всего 62 года и проживи он дольше, то и творений его, прекрасных, высоко художественных и лиричных осталось бы значительно больше. Но всё же Бабаджанян оставил огромное наследие, ведь композитором был плодовитым, работал много и с азартом.

В своей жизни он многое повидал, знал Бабаджанян многих выдающихся людей, творцов, видевших в нем человека неординарного, наделенного уникальным даром создавать музыкальные шедевры. Известнейший американский писатель армянского происхождения Вильям Сароян при встрече с композитором в Москве в сентябре 1960 года напишет на их совместной фотографии такие слова: «Я всегда буду помнить чудесную ночь музыки, смеха, танцев, песен и воодушевляющие чувства в московском доме великого Арно Бабаджаняна…»

Официальное признание к Бабаджаняну пришло рано. В достаточно молодом возрасте он стал удостаиваться и высоких государственных наград. После получения Сталинской премии, о которой упоминалось выше, через пять лет он станет заслуженным деятелем искусств Армянской ССР, а еще через шесть лет и народным артистом Советской Армении. В 1971 году Бабаджаняну присвоят высокое звание народного артиста СССР. Дважды (второй раз посмертно) его удостоят Государственной премии Армянской ССР. Советская власть наградит всенародно любимого композитора и высшей наградой государства – орденом Ленина. Также он награждался и орденом Трудового Красного Знамени. А в 1974 году за песню «Чёртово колесо» композитор получил и первый приз на Всемирном конкурсе песни в Токио.

Бабаджаняна действительно в народе любили. Не забыт он и в наше время. Проходят концерты его памяти, на которых, естественно, звучат произведения маэстро. Существует Фонд памяти Арно Бабаджаняна, поддерживающий молодые таланты и который возглавляет сын композитора, актер и эстрадный певец Ара Бабаджанян. Именем Бабаджаняна названа улица в Ереване. В Ереване же народному артисту в 2003 году установили оригинальный памятник. В Москве и Ереване, на домах, где жил Бабаджанян, ему установлены мемориальные доски. В честь композитора названа малая планета и самолет Аэрофлота. Проводятся музыкальные фестивали, носящие имя композитора.

Вроде бы на этом следовало бы и поставить точку, тем более, что нет и никаких сомнений в том, что Бабаджанян и его творчество продолжат дарить радость людям. Но, думается, композитор, учившийся и долгие годы живший, и, что самое главное, творивший в Москве, достоин того, чтобы в столице России ему установили памятник.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x