Станислав БЫШОК. Иллюзия свободы. Куда ведут Украину новые бандеровцы. — М.: Книжный мир, ФРИГО "Народная дипломатия", 2013, 208 с., 500 экз.
В общем, даже для Москвы, которой почти нет дела до Киева, а тем более — до Львова, тираж этой по-своему увлекательной книги, где достаточно подробно и правдиво анализируется история, идеология, персоналии, а также закулисные механизмы деятельности партии "Свобода", сенсационно перелетевшей на парламентских выборах 2012 года через пятипроцентный барьер, набрав 10,4% голосов избирателей и став пятой парламентской партией в Верховной Раде нового созыва, неприлично мал.
Впрочем, её текст можно найти в Интернете, а автор, после всех изложенных им нелицеприятных фактов, делает совершенно внезапный и неожиданный вывод: "Членов партии "Свобода" нельзя назвать маргиналами, неудачниками или обозлёнными на мир "периферийного капитализма" подростками, лишенными амбиций и возможностей карьерного и личностного роста. Напротив, среди симпатизантов и функционеров партии много людей с высшим образованием, состоявшихся предпринимателей, юристов, деятелей искусства, депутатов всех уровней. По словам Олега Тягнибока, которые подтверждаются независимыми социологическими исследованиями, партия, как и все националистические партии Европы, опирается на средний класс… Они хотят видеть свою страну сильной, гордой, процветающей и побеждающей. Они желают видеть молодое поколение спортивным и успешным, знающим историю Украины и любящим свою Родину. Они хотят, чтобы "свобода" стала лидирующей политической и идейной силой в стране, формирующей новую украинскую нацию".
Вот такие вот, оказывается, "новые бандеровцы" — ничего плохого они не хотят, у них самые лучшие намерения. Но каковы их действия в отношении тех, кто эти намерения не разделяет, или хотя бы им не сочувствует?
Бывшая "комсомольская богиня" и член КПСС, а ныне "фурия "Свободы", кандидат филологических наук, доцент Львовского университета Ирина Фарион предлагает детям с "неправильными" именами уезжать из Украины в "Московию", называет всех, не знающих украинского языка "дегенератами", а русский язык — "выросшим на каком-то г…е".
Короче, русские и русскоязычные граждане Украины — "недочеловеки", которые должны либо эмигрировать, либо стать такими же "щирыми украинцами", как сами члены "Свободы" (говорить о реальной этнической принадлежности руководителей и активистов этой партии тут особого смысла нет — еще с конца 80-х годов среди "украинских националистов" очень легко было найти русских, евреев, поляков, греков, даже грузин, а вот настоящих украинцев почти не было).
В общем, до натурального нацизма "свободовцам" остается сделать только шаг, и если они его в ближайшее время не сделают, то ставить им это обстоятельство в заслугу не следует: они остановятся не потому что не захотят идти дальше, а только потому, что не смогут.
Автор называет эту человеконенавистническую, по сути, идеологию "черно-белой картиной мира" с избытком "чистой мифологии".
"Базисная личная тревожность вместе с паранойяльно-мнительным восприятием окружающей действительности", — доктор, это уже диагноз! А ведь получается, что люди с таким диагнозом заседают в парламенте, принимают законы и международные договоры?
"Любое несогласие с официальной мифологией партии — например, по причинам и сущности Голодомора (1932-1933 гг.) или по статусу русского языка в стране — трактуется как откровенно враждебное по отношению к Украине и украинцам поведение, после чего следует обвинение в приверженности коммунистической идеологии и/или работе на Кремль".
Автор как будто не знает о нападениях "свободовцев" на ветеранов Великой Отечественной войны или на своих политических оппонентов, о тактике "бытового террора", которую они применяют против тех, кого считают своими политическими противниками… О самодеятельном сносе памятников советской эпохи, от статуй Ленина до "вечных огней"… О выпускаемой "свободовцами" пропагандистской литературе, где звучат обещания после прихода к власти расправиться со всеми несогласными…
"Подростковый "поиск врагов" весьма успешен в условиях нестабильной социально-экономической ситуации в стране, в политическом пространстве которой идёт перманентная война всех против всех".
Да-да, всё это, оказывается, всего лишь неизжитые массовые "подростковые комплексы" у тридцати-сорока-пятидесятилетних мужчин и женщин… Может, пора бы им уже повзрослеть? Или, если они больны, — вылечиться?
Но автор, в лучших традициях сциентизма, завершает свою книгу "максимально объективным" пассажем: "Партия сумела направить традиционные протестные настроения среднего класса страны в подходящее для неё(?! — В.В.) русло, чётко определив "друзей" и "врагов", переведя "свободно плавающую тревогу" в конкретные фобии относительно конкретных государств, идеологий, народов. Сможет ли народ Украины объединиться на основе такого рода идеологии, культивирующей мифы и соответствующие страхи одной, не самой многочисленной, части этноса, остаётся вопросом. У "оранжевых" в середине 2000-х это не получилось".