Михаил ЛОБАНОВ. Великий государственник. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2013, 672 с., 2000 экз.
Посвященная "загадке Сталина" книга признанного "патриарха" отечественной патриотической мысли Михаила Петровича Лобанова первым изданием вышла еще в далеком 1996 году. Тогда, в "лихие 90-е", она прозвучала как своеобразный гимн "отцу народов" — признавая Сталина "поработителем миллионов" и "одним из самых крупных диктаторов в истории", автор всё же указывал на его непреходящее историческое значение как создателя советского государства, противопоставившего "всю мощь возглавляемой им мировой державы Западу, американскому финансовому капиталу".
С тех пор книга неоднократно переиздавалась, а её главный пафос: "В глубоко противоречивой личности Сталина выразился дух самой эпохи, с её социально-историческими конфликтами, потрясениями внутри России, мировой войной, противостоянием разрушительных и созидательных сил", — ничуть не помогает разрешению той самой "загадки Сталина", которую автор книги попытался если не решить, то хотя бы обозначить через свидетельства и воспоминания сталинских современников.
Слова бывшего посла США в СССР Аверелла Гарримана: "Я должен сознаться, что для меня Сталин остается самой непостижимой, загадочной и противоречивой личностью, которую я знал", — могли бы, каждый по-своему, повторить и Рузвельт, и Черчилль, и Гитлер, и Троцкий, и де Голль, и многие политические противники "кремлевского горца". Да и соратники, наверное, тоже. Но к пониманию "загадки Сталина" эти свидетельства сами по себе ничуть не приблизят — трудно ожидать, что из тысячи кроликов сам собой появится один слон. И сам Лобанов косвенно признает это, заявляя: "Но, может быть, никакой тайны в нем [Сталине. — Г.С.] и нет, а есть политика, о которой он сам говорил, что она "грязное дело", и логика которой скрыта от непосвященных и воспринимается ими как некая тайна?" — приводя в подтверждение своей догадки знаменитое тютчевское четверостишие:
"Природа-сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься,
никакой от века
Загадки нет и не было у ней..."
Так, всё-таки — есть "загадка Сталина" или её нет?
"Вы ничего не понимаете. Я умру — и империалисты вас передушат, как слепых котят", — это сталинское пророчество уже сбылось. "Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер времени безжалостно сметет его", — это сталинское пророчество еще не сбылось, но, похоже, непременно сбудется.
То, что Сталина так любят и ненавидят даже сейчас, спустя 60 лет после его смерти, лучше всего свидетельствует об истинном масштабе этого человека. Никто из сталинских современников не смотрел на него сверху вниз. Потому что все они были, в лучшем случае, фигурами, скажем так, историческими. Политиками, или государственными деятелями, пользуясь терминологией того же Черчилля. А Сталин не был ни политиком, ни государственным деятелем, ни исторической личностью. Он был, условно говоря, фигурой метафизической. Как Наполеон, Гай Юлий Цезарь или Александр Македонский. Поэтому Черчилль на Тегеранской конференции и вставал перед ним навытяжку — даже помимо собственной воли.
Весь мир человечества после Сталина изменился необратимо. И сколько бы ни пытались враги Сталина "сделать бывшее небывшим", у них это уже никогда не получится.
Вы проповедуете принцип человеческого неравенства и частную собственность как единственный двигатель исторического прогресса? Сталин и Советский Союз, великое государство социальной справедливости, первым шагнувшее в космос и в глубины атомного ядра, доказали обратное.
Вы проповедуете принцип "прав человека", одновременно узурпируя власть определять, чьи права и когда именно вам, как "защитникам прав человека", можно нарушать и отменять? Сталин и Советский Союз дали всему миру пример гарантированных прав человека на жилье, работу, образование, здравоохранение.
Вы проповедуете принцип "столкновения цивилизаций" и "войны всех против всех" как исторической неизбежности? Сталин и Советский Союз, уничтожившие фашизм и колониальные империи Запада, разоблачили вашу ложь и насилие.
Именно за это, а не за "лагеря" и не за "массовые расстрелы", ненавидят Сталина и Советский Союз, стараются всячески оклеветать и опорочить нашу историю советского периода. И порой это удаётся — как, например, в конце 80-х годов, когда возжаждавшие под влиянием госпартпропаганды западных "свобод" и западного "уровня жизни" советские граждане помогли Горбачеву, Ельцину и Ко "снести" собственное государство. Под лозунгами "свободы" и "демократии", разумеется, "преодоления тоталитарного прошлого" и "вхождения в клуб цивилизованных стран"...
"Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех", — утверждал Авраам Линкольн. Так и грозная правда о Сталине рано или поздно пробьётся через нынешние завалы лжи и полуправды. Поэтому — читайте о Сталине. И — читайте самого Сталина.