Сообщество «Салон» 00:00 8 августа 2012

Апостроф

Ги ДЕБОР. Общество спектакля. — М.: "Опустошитель", 2012, 180 с. (серия extremum #1).

Ги ДЕБОР. Общество спектакля. — М.: "Опустошитель", 2012, 180 с. (серия extremum #1).

Новое русское издание знаменитой работы французского мыслителя предпринято проектом "Опустошитель", ныне включающим культурологический журнал и издательство. В интересах проекта темы не новые, но зачастую в полной мере до сих пор не прочитанные и не утратившие актуальность — модернизм, авангард, экстремальная публицистика. Так что пройти мимо титанической фигуры основателя Ситуационистского Интернационала "опустошителям" было невозможно. Тем более назрела необходимость нового осмысления и нового перевода текста, написанного в 1967 году, и, судя по всему, вариант "Опустошителя" от Антона Уриновского, что называется, ближе к теме. Всё-таки Дебор ориентировался на гегелевский язык. Хотя, возможно, в случае с первыми изданиями ("Логос"-"Радек") влияла принадлежность к определённой интеллектуальной линии и соответствующей переводческой стратегии. Однако главный спорный момент остался: текст вновь переведён как "Общество Спектакля", хотя ряд уважаемых людей настаивают, что правильное прочтение — "общество зрелища": "В том, что Дебор обсуждает зрелищный — зримый, видимый, наглядный — характер общества потребления, в котором мы живем, сомневаться не приходится. В центре его внимания образы, причём, настолько могущественные, что они насквозь опосредуют собой общественные отношения" (Елена Петровская, "Полит.ру")

Сам Дебор писал, что "Спектакль нельзя понимать ни как искажение видимого мира, ни как продукт технологии массового внедрения образов. Скорее, это мировоззрение, Weltanschauung, реализовавшееся в действительности, облекшееся плотью материального. Это видение мира, вдруг ставшее объективным".

"Первая стадия господства экономики над общественной жизнью привнесла в человеческое существование очевидную деградацию понятий "быть" в "иметь". Нынешняя же фаза тотальной оккупации общественной жизни достижениями экономики приводит к следующему обескураживающему искажению: теперь человек уже не имеет, но ему кажется, что он имеет; иначе говоря, фиктивное "обладание" уже не влечёт за собой ни престижа, ни какой-либо иной функции. В то же время, всякая индивидуальная реальность начинает регламентироваться общественной, т.е. становится напрямую зависящей от общественной власти. Индивидуальная реальность отныне легко фабрикуется и управляется общественной властью, ей позволяют казаться лишь в той мере, в какой она не является".

Зрелище, ставшее реальностью, тотальность спектакля — новая стадия капитализма. Дебор резко обличал два типа спектакля: западный "распылённый" и восточный "концентрированный". В этой критике радикально левый автор был близок правым нонконформистам. В комментариях к "Обществу Спектакля", написанных в 1988 году, Дебор констатирует появление нового типа "интегрированного спектакля", который чем-то напоминает оруэлловский "1984". Репрессивный аппарат и диктат потребления здесь совмещены в единую модель:

"Существенно изменилось само воздействие спектакля. Что касается концентрации, в интегрированном спектакле властный центр отошёл в тень: отныне его не занимает ни какая-то определённая личность, ни какая-либо идеология. А с точки зрения распылённости, то здесь спектакль как никогда крепко наложил свою лапу на все продукты общественного развития: от вещей до поведения. Наконец, интегрированный спектакль сумел внедрить себя в реальность в той же мере, в какой его и описывал, а, следовательно, изменил его соответственно со своим описанием. Как результат, реальность уже не воспринимает спектакль как нечто чуждое. Когда спектакль являлся концентрированным, от него воротила нос большая часть общества, когда он стал распылённым — недовольных стало меньше, а теперь — они и вовсе исчезли. Спектакль отныне пронизывает всё общество".

"Общество, чьё развитие достигло стадии интегрированного спектакля, можно охарактеризовать несколькими ключевыми принципами: непрерывное технологическое развёртывание, интеграция государства и экономики, тотальная скрытность и подозрительность, неопровержимость лжи, наконец, в таком обществе царит вечное настоящее".

Дебор ушёл из жизни почти двадцать лет назад. Любопытно, что он сказал бы по поводу 9/11 или нового витка военной экспансии Запада. "Спектакль" продолжается, и, как замечал Дебор, даже восстание против спектакля зачастую становится частью спектакля.

Книга регулярно переиздавалась, и авторские предисловия к французским и итальянским изданиям фактически тоже являются составной частью "Общества Спектакля". К сожалению, в настоящем издании предисловия опущены, хотя последний комментарий датирован 30 июня 1992 года, и Дебор словно завещает: "При чтении этой книги необходимо иметь в виду, что она была написана с сознательным намерением нанести ущерб обществу спектакля. В ней ничего не было преувеличено".

Как бы то ни было, формулы деборовского противостояния господству спектакля — Советы, конкретный опыт жизни, освобождение творческой энергии — никто не отменял. И на практике их могут реализовывать как верные поклонники француза, так и те, кто Дебора не читал или же относится к его творчеству безо всякого интереса.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x