Про Колю Пшеницына. — СПб.: Красный матрос, 2012, 68 с.
Про Бойца Зырянова. — СПб.: Красный матрос, 2012, 48 с.
Два новых проекта уникального питерского издательства. Уже тридцать первая и тридцать вторая книги знаменитой серии "Про…" В основу серии положены свидетельства, редкие тексты, народное творчество. "Красный Матрос" ищет и находит ценные истории, изучает истоки формирования мифа. И безо всякого ревизионизма — скорее, обогащая любопытными подробностями контекст.
Так, собеседниками русского читателя XXI века стали себежская крестьянка Татьяна Михайлова, дореволюционный поэт Сергей Копыткин, чье стихотворение спустя век обратилось популярной песней "Сестра" в исполнении "Любэ", разведчик Василий Рябов из села Лебедевка Пензенской губернии и.т.д.
Новые герои "Красного Матроса" — это одиннадцатилетний Коля Пшеницын, который во время Первой мировой войны оказался на оккупированной германскими войсками территории, и боец Фёдор Зырянов, зарубивший, согласно легенде, во время боевых действий в районе озера Хасан 37 врагов. В жанре былины историю его подвига и гибели изложил сказитель Никифор Кигачев, чья биография обязательным образом тоже имеется в книге.
Он в руку левую пистолет берёт,
В руку правую саблю острую.
И как вышел он на гору Заозёрную
И увидел самураев японских
Богатырско его сердце разгорелося...
"Занимаясь бойцом Зыряновым, мы погрузились в ту "далёкую-недавнюю" эпоху, когда проявление мужества и героизма было делом едва ли не обыденным. Погрузились — и подивились чудесам силы и ратного духа советских воинов, проявленных в ходе так называемых Хасанских боёв 1938 года между Японской императорской армией и РККА. А подивившись, попытались донести это удивление и до читателя", — замечают авторы проекта.
Великая и доселе по большому счёту неизвестная война, Первая мировая, не первый раз в оптике издательства. Нынешняя книга имеет подзаголовок "Сочинения, написанные в 1916 году в училище Министерства народного просвещения при станции Александровская Царскосельского уезда Петроградской губернии Николаем Дмитриевичем Пшеницыным". Коля Пшеницын так видит войну: "Я начал наблюдать за аэропланами и за взрывами гранат и шрапнели в воздухе. Вдруг недалеко от меня засвистела бомба с аэроплана и упала на полотно железной дороги недалеко от меня, и подняла облако черного дыма и пыли. Когда дым рассеялся, я побежал за осколками. Взял один, но обжёг руку и кинул, попробовал руками землю, она была горяча. Хотел бежать за товарищем, но он уже был тут. Мы набрали еще горячих осколков и побежали домой".
Вновь замечу: есть книги, что читаешь долго и больше не возвращаешься. У "красноматросских" же изданий иная судьба. Прочитать "про Колю Пшеницына" можно за пару перегонов метро. Зато хочется обращаться снова и снова, перечитывать, перелистывать — все книжицы традиционно оригинально и скрупулёзно оформлены. Обязательны приложения-справки — исторические сведения, география событий, последующая судьба героев. Так, Николай Пшеницын дожил до 1980 года, книга создана при активном участии потомков.
"Красный Матрос" — по-своему, непафосно и нешумно, противостоит разрыву русской истории на враждующие между собой отрезки, восстанавливает связь времён.
Как когда-то говорил Василий Розанов: "Книги читают не для того, чтобы получить удовольствие, и не для того, чтобы получить информацию, а для изменения души". Проекты "Красного Матроса" — именно об этом.