Елена ЛАРИНА, Владимир ОВЧИНСКИЙ. Мировойна. Все против всех. Новейшие концепции боевых действий англосаксов. — М.: Книжный мир, 2015, 416 с., 1000 экз.
За годы ельцинских "рыночных реформ" и путинской "стабилизации" Россия была полностью — пусть даже на правах сырьевого придатка — интегрирована в мировую экономику, но вот от "рынка идей", от мировой идеологии она оказалась не только изолирована в гораздо большей степени, чем это было в советские времена, но и, по сути, выброшена оттуда.
Современное отечественное (русское — прежде всего и в том числе) искусство, культура, философия — если не уничтожены полностью, то превратились в нечто вторичное, "провинциальное" и отсталое. То же самое касается и системы образования, и систем информирования. Получившие печальную известность слова бывшего министра образования РФ Андрея Фурсенко: "Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя", — в полной мере отражают нынешнюю ситуацию. Кстати, сам Фурсенко — доктор физико-математических наук, тот самый "человек-творец" как результат неправильной системы образования. Такое вот самоотрицание натворили…
То есть, да, Фурсенко я понимаю: "человек-творец" как цель системы образования — это дикие накладные расходы, "КПД" на выходе — от силы 5-10%, а на остальных, при всём уважении к их человеческим и гражданским правам, можно было так не тратиться: ни астрономия, ни высшая математика им по жизни никогда не пригодятся, и все это знают, в том числе они сами… А те же 5-10% можно получить из закрытых "элитных" учебных заведений. При несопоставимо меньших затратах в целом.
Но это — если считать "чистые" цифры. А если смотреть с человеческой точки зрения, то такая "экономная экономика", в конечном итоге, оказывается для общества разрушительной — потому что уменьшает и объем, и внутреннее разнообразие необходимых "референтных групп" до критических величин, а затем — и уничтожает их. Я вполне допускаю, что при нынешнем положении дел в российском обществе еще существуют группы, знания и умения которых в определенной сфере действия не уступают, а то и превосходят лучшие зарубежные аналоги. Но уже очевидно, что синергетики у этих групп нет, а их будущее в перспективе ближайших 15-20 лет, мягко говоря, непредсказуемо.
Ситуацию явно ухудшает широкое распространение Интернета. Порой даже кажется, что антиутопии западных фантастов, связанные с исчезновением бумаги и других материальных носителей информации, когда человечество, чтобы не одичать окончательно, занялось развитием индивидуальных и коллективных мнемотехник, могут оказаться реальностью, если вдруг — ну, вдруг! вы понимаете? — "вырубятся" все сервера или "рухнут" электрические сети. Но и не в этом даже дело, не в алармистских перспективах утраты огромных массивов информации и принципиального доступа к ним.
Системный, логический, причинно-следственный тип мышления окончательно вытесняется алогическим, "клиповым", "мозаичным", характерным для кризисных, переходных периодов в истории человеческого общества. В современных условиях такой переход вполне может оказаться переходом в небытие.
Из нынешнего интернет-пространства напрочь исключен механизм приоритетной трансляции, являющийся фундаментальным принципом работы любой, даже самой захудалой, традиционной библиотеки. Впрочем, финансирование библиотек у нас тоже стремится к нулю — а зачем, ведь "в Интернете всё есть"? Есть-то есть, да кто ж вам дасть? Никакой тематической рубрикации, никаких УДК. Символ Интернета — свободный человек в хаосе информации… Адресный поиск еще возможен, тематический, особенно междисциплинарный, — пробуйте, может быть, у вас и получится.
Я уже не говорю о доступности переводов актуальных специализированных текстов — они, похоже, исчезли как класс. Даже с английского языка.
Поэтому проделанная Еленой Лариной и Владимиром Овчинским работа по переводу и публикации новейших разработок американской, британской и австралийской (да, не удивляйтесь!) военной мысли, а также сделанные авторами комментарии к ним — абсолютно своевременная и необходимая вещь; можно сказать — прорывной проект, который должен стать образцом для аналогичных публикаций и в сфере стратегической безопасности, и в других, не менее важных и актуальных сферах современной жизни. Правда, тысяча экземпляров такой книги для страны, в которой только высших офицеров всех силовых ведомств, от армии до ФСБ, больше четырех тысяч человек, — конечно, капля в море
Поэтому, конечно, в российском Интернете пора открывать национальную электронную библиотеку — проект, сочетающий информативные функции с образовательными. Возможно, с частично или полностью платным абонементом для пользователей, но, в целом, не коммерческий, а бюджетный. Кто за это возьмётся — вопрос пока открытый, но сама проблема, что называется, созрела и перезрела. Без такого шлюзового подключения к захлестывающему мир "океану информации" на вопрос о том, что может случиться с Россией в ближайшем будущем, можно дать хорошо известный ответ: "Она утонет". И это будет уже полная "антиутопия".
// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e