Русская весна. Антология поэзии. — М.: Книжный мир, 2015, 288 с.
Как ни пробуют изменить менталитет русской поэзии, ничего не получается. Да, мы любим тонкую лирику, и тихую лирику: "шёпот, робкое дыханье, трели соловья…", — но это, как привал после боя, когда Василий Тёркин достает гармошку, а фронтовик Давид Самойлов берет в руки скрипку.
Неизменной остается героическая и трагическая, боевая мелодия русской поэзии. От "Слова о полку Игореве" до "Валерик" и "Бородино" Михаила Лермонтова, от "Слова о Погибели земли русской" до "Скифов" Александра Блока, от пушкинской "Полтавы" до того же "Василия Тёркина" Александра Твардовского.
Ничего не изменилось и по сей день. Новый мощный поэтический подъём на Руси явно связан с борьбой против распада страны, с борьбой за Крым и Новороссию. Русская поэзия по-прежнему в бою. И сборник "Русская весна", вышедший в издательстве "Книжный мир", — наглядное тому подтверждение. Отозвались на украинскую трагедию ветераны русской поэзии Юнна Мориц, Новелла Матвеева, Владимир Костров, Валентин Сорокин; в столь напряженный момент всколыхнулось что-то в душах просвещенных либеральных патриотов Олеси Николаевой, Светланы Кековой, Юрия Юрченко, Всеволода Емелина, Марины Кудимовой; естественно, отозвалась на звуки боевого горна и наша корневая национальная русская поэзия, призванная во все века "глаголом жечь сердца людей…" — под её знамена встали Игорь Тюленев и Николай Зиновьев, Светлана Сырнева и Георгий Судовцев, Максим Замшев и Владимир Берязев, Наталья Лясковская и Вадим Степанцов.
Я считаю, что первым предчувствием "Русской весны" стало пророческое стихотворение Иосифа Бродского "На независимость Украины". Это как гневный ответ Александра Пушкина "Клеветникам России". В своей северной ссыльной телогрейке Иосиф Бродский первым встал в ряды боевых "ватников" и "колорадов":
"Скажем им, звонкой матерью
паузы метя строго:
скатертью вам, хохлы,
и рушником дорога!
Ступайте от нас в жупане,
не говоря — в мундире,
по адресу на три буквы,
на все четыре
стороны. Пусть теперь в мазанке
хором гансы
с ляхами ставят вас
на четыре кости, поганцы…"
Может быть, в 1992 году, когда это стихотворение было написано, оно казалось чересчур радикальным, но сегодня оно звучит в общем контексте творчества тех русских поэтов, которые оказались во стане воинов "Русской весны".
Кстати, и сами боевые командиры ополченцев: "Моторола", ныне погибший Мозговой, многие другие, — тоже писали стихи в перерывах между боями. Поэзия привычно исполняет свой воинский долг. И очень жаль, что этот подъем боевого духа и в поэзии, и в самом народе не очень-то замечается властями, а то и вовсе не поддерживается. Такие стихи должны звучать по телевидению, с самых высоких трибун. Будь моя воля, этот сборник стихов "Русская весна" я бы издал миллионным тиражом и обязал читать во всех школах и университетах, на площадях и театральных сценах. Может, заставить всех чиновников сдавать экзамен по русской поэзии, как это делалось, например, в императорском Китае? Не пора ли нашим властям "к штыку приравнять перо"?
Донецкая поэтесса Елена Заславская пишет:
Ты же мой русский мальчик:
Война, ополчение,
умереть за Отечество.
Ничего не меняется,
Ничего не меняется.
Бесы скачут,
А ангелы ждут на пороге вечности.
Я твоя русская девочка:
Красный крест, белый бинт,
чистый спирт.
В мясорубке расчеловечивания
Будет щит тебе
Из моих молитв.
А весна наступает.
Цветущие яблони
Поют о жизни, презревшей тлен,
Так, будто они — православные.
Русские после молитвы
встают с колен.
Мы вновь проходим очередной Апокалипсис — и вновь русские поэты откликаются на все страшные события. Как не согласиться со Светланой Кековой: "Да, это реальные люди, поэты: и живущие в России, и те, кто живет там, на Украине. Сейчас многие пишут про то, что пережили, когда видели Одесскую Хатынь. Ведь нам в прямом эфире показывали горящий Дом профсоюзов, мы смотрели, как там погибали люди, — и в это же время на передаче Савика Шустера собравшиеся в студии рукоплескали, приветствуя убийц! Всё происходило на наших глазах!"
От нас требуют ответственности за всё, происходящее в мире, — за все реальные и мифические события. Встревожена Новелла Матвеева:
С нас требуют злыдни
за то и за это;
За то, что их "совесть" —
не белого цвета.
За то, что акула и спрут
не пушисты.
За то, что бандеровцы —
это фашисты.
Что ж, если нам придется отвечать за всё, — может быть, мы и ответим. Только иным тогда придётся потесниться, поумерить свои амбиции. На планету Земля опускается Русская Весна! И поэты — в первых рядах!