Леонид ГУРЧЕНКО. Славяно-русские древности в "Слове о полку Игореве" и "небесное государство" Платона. — М.: ООО "ТД Алгоритм", 2015. — 464с.
"Первая и, по сути, единственная предпосылка хорошего стиля — это когда человеку есть, что сказать" (А.Шопенгауэр). Книга незаурядного исследователя русских древностей Леонида Гурченко — есть книга "хорошего стиля", ея автору "есть, что сказать"… Один перечень тем, так или иначе затронутых в книге, изобличает феноменальную, ежели не сказать "избыточную", эрудицию автора: "книга посвящена актуальной проблеме — раскрытию смысла русских древностей в виде мифологических образов и речений, не всегда поддающихся толкованию без учёта множества важных нюансов, среди которых: контекст, метод перестановки звуков, языческие символы в качестве заместителей библейских образов и др."… Книга включает в себя текст "Слова…", оригинально организованный автором "в форме богослужебного канона" (!), ибо "ритмы памятника легко укладываются в строфы произведений… гимнографии XI-XII вв., которые, наряду со стихотворными византийскими, вполне могли быть доступны автору <"Слова">. Книга включает в себя также перевод "Слова", комментарий, исследование о Бояне, и по-новому ставит проблему авторства этого памятника"… И, как говорится, многое другое включает в себя книга сия… Нам изо всей отмеченной многосодержательности сборника Л.Гурченко желалось бы нарочитым образом остановиться на "прикладном" его аспекте… Тем паче, что сам досточтимый автор отмечает адресованность книги не только "для специалистов в области славянских и русских древностей", но и "аудиторию консервативных революционеров"… Казалось бы, довольно "неожиданная" адресация для научного издания "о древностях". Но "неожиданность" сия мнимая, ибо "жизнь и судьба" Идей складываются подчас парадоксальным, "нелинейным" образом: "новым" может оказаться "хорошо забытое старое"… "Недостаточно, чтобы какая-нибудь идея или тенденция была заменена другой, противоположной. Оттеснённая, она всё ещё продолжает жить и смутно тревожить тех, кто её — как будто — уже "преодолел". Их много в современности, — этих заглушённых тяготений. Каждое в своё время властвовало или притязало на власть. Иные обречены на окончательное умирание, иные могут когда-нибудь вновь оказаться призваны к господству. А пока они глухо прозябают, составляя как бы тёмную подпочву нашей духовной жизни" (Николай Бахтин).
Не претендуя на "пророчество", полагаем, что время "глухого прозябания" для круга идей, затронутых в работе Л.Гурченко, закончилось, и они имеют шансы "вновь быть призванными к господству". Оттого и логично обращение автора к тем, кто "не отвергая новое, в том числе технику как новое бытие", "видят сюжет основного мифа — борьбу титанов и богов или, другими словами, борьбу Громовержца со змеем. И приветствуют исход этой борьбы — Бог (а не боги) возвращается. А с ним должно вернуться, во-первых, традиционное социальное устройство общества, а во-вторых, политика, как внутренняя, так и внешняя, оснащённая эстетикой и мудростью. Та самая "красота", которая "спасёт мiр". Однако следует учитывать, что красота — это каноны, а они безжалостны, как заповеди"… В сей связи совершенно органично "венчает" книгу консервативно-революционный очерк о "Небесном национал-трудовом монархическом государстве Платона"… Итак, основной адресат сей книги, как и адресат "Слова" — это "Русь", понимаемая, как и в древнерусских источниках, как обозначение духовно-военной правящей элиты. Те, "от Рода Рускаго", кои услышат песнь "красных Готских дев", священнопляшущих на берегу моря Асов (Азовского), и призывающих "месть роду Шаруканю" (а Шарукан — се одно из многочисленных имён Змия — об этом подробнее см. в книге), да станут Героями, споборающими Рускому Богу в схватке со Змием и змиевым отродием. Станут "героями" (сиречь, "действующими лицами") основного мифа индо-ариев, станут теми, кто первыми изойдут во Сретение Возвращающегося Бога…