"Война и музыка. 1941‑1945. Большой театр в годы войны"/ Автор-составитель Л.Д. Рыбакова. М., Театралис. 2015 — 336 стр.
Книга "Война и музыка. 1941-1945. Большой театр в годы войны" представляет собой собрание из воспоминаний, записей интервью, фотографий — иными словами, документов эпохи, что были разбросаны по газетам, журналам, десятилетиями хранились в забвении в архивах библиотек и музеев и вот теперь извлечены. И выпущены в свет специально в год 70-летия Победы издательством "Театралис". Не без благоговения, с отменным вкусом. Книга — дань памяти тем годам, когда "искусство стало грозным оружием против врага", когда искусство "поднимало боевой дух сражающихся на фронтах, укрепляло силы тружеников тыла; вселяло веру в нашу неизбежную Победу" и тем, кто сражался на фронтах.
Семь глав книги — семь частей партитуры Победы. Вот их названия: "Москва военная", "Большой в эвакуации", "Шел смертный бой", "С солдатами наравне", "Юность и детство, опаленные войной", "Книга памяти". Перелистываешь страницы книги, и невольно произносишь: раньше и снег был белее, и зелень зеленее, и "да, были люди в наше время!".
Фотографии: Обухова, Нежданова, Лисициан, Лемешев, Козловский… и к платьям, лацкану пиджака приколоты ордена и медали. Всё имена-легенды Большого театра сегодня, а в годы войны "по всей в горестном оцепенении замерзшей советской земле" лился из репродукторов их мощный, чарующий голос, и поникнутые головы поднимались, расправлялись плечи и блестели верой в Победу глаза…. А вот фотографии солисток балета Семеновой, Лепешинской, Улановой, с их карточками в партии Одетты бойцы Красной Армии шли в атаку. А вот забытые сегодня имена: солист балета А.А. Варламов, солист оперы Ю.В. Дементьев, артист оркестра В.И. Купреев, солист оперы Ю.И. Галкин, артист миманса Б.М. Ренев — сами в солдатских гимнастерках до или после боя… И рядом мальчишки совсем: В.И. Лебедев — монтировщик декораций А.В. Докукин — работник постановочной части, и тоже фотографии с фронта… Следующая тетрадь: сцены из спектаклей Большого театра: "Севильский цирюльник" Россини, "Дон Кихот" Минкуса, "Травиата" Верди… Декорации салона эпохи романтизма в мареве зыбкого тюля… Ведь вполне себе могли тогда, в 1941-1945-м, — задумываешься — поместить "Травиату" в психиатрическую клинику и катать Виолетту по сцене в больничной койке, как это принято сегодня… или Дон Кихот вполне себе мог идти не на мельницу гигантских размеров, установка которой требовала не один час… Но нет, режиссеры, художники, рабочие мастерских сооружали на сцене корабли под Алыми парусами, и сон становился явью, а встреча юной Ассоль с мужественным капитаном Греем приближала Победу.
Под жесточайшими бомбежками, артобстрелами связисты Великой Отечественной войны совершали подвиг. Умирая, зубами соединяли пробитые, оборванные концы телефонного кабеля. С книгой "Война и музыка" вдруг понимаешь: под жесточайшими бомбежками и артобстрелами коллектив Большого театра, что был эвакуирован в Куйбышев, и тот, что остался в Москве (филиал возглавил солист балета Михаил Габович, в первые дни ушел на фронт добровольцем, но был вызван в Москву) — был связистом. Как величайшую ценность, как знамя Победы, сохранял основы и традиции Большого театра — в частности, русского театра в общем.
Уникальны документы книги. Парад 1941-го в рассказе Сергея Лемешева. "Приказ — Большой театр взорвать!" , о котором рассказывает боец взрывного отряда ОМСБОН. Телеграмма Сергея Рахманинова: "25 марта 1942, Нью-Йорк, США. От одного из русских — посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верить в полную победу!" Документ-раритет: как принимали в Большом театре гимн СССР…. И факты: "Общее количество крови, сданной донорами Большого театра для спасения жизни советских воинов, составило 364 литра. Выполнена большая работа по ремонту военного обмундирования: починено 38 000 вещей. Работники Большого театра отдали свои личные сбережения на постройку танков и самолетов, на подарки бойцам Красной Армии и семьям фронтовиков — всего более 3 300 000 рублей".
Автор идеи и составитель книги "Война и музыка. Большой театр в годы войны" — Людмила Дмитриевна Рыбакова. Заслуженный работник культуры РФ, автор бестселлера "Золотые голоса Большого театра", книги об Антонине Шурановой, ленинградской актрисе, незабвенной фон Мекк в фильме "Чайковский"… Вот уже почти полвека Людмила Дмитриевна Рыбакова на службе в музее Большого театра. Со многими из героев книги была либо дружна, либо знакома. Но книга — дань памяти не только "сильным духом" Большого театра. Война красной нитью прошла и по истории семьи г-жи Рыбаковой: погибли отец, родной дядя. Рассказывает случай: пленные фашисты копали траншеи в Москве, и один из них прямо из траншеи вставил по одуванчику в её детские сандалии… "Почему он так сделал? — спрашивает. — Может быть, у него самого была маленькая дочь… а может, понял, что они натворили на нашей земле?…" Потом, в год 35-летия Победы, в магазине на углу Художественного проезда и Пушкинской улицы наткнулась на книгу "Победа сражается за Победу". Взяла с полки, открыла… а книга об отряде, в котором воевал отец!
Победа продолжает сражаться за Победу и сегодня. Книга "Война и музыка. 1941-1945. Большой театр в годы войны" — с честью выигранное сражение.