Сообщество «Салон» 00:00 21 мая 2015

Апостроф

Русский читатель склонен рассматривать Китай сквозь призму его действующего лидера, поэтому первая в России биография Си Цзиньпина читается не как очередная "история успеха" политической или любой иной "звезды" современного мира, а именно как воплощенная в личной человеческой судьбе судьба целого государства. "Главный" или нет китаец нынешний Председатель КНР — можно спорить, но то, что он является плотью от плоти полуторамиллиардного народа с пятитысячелетней историей, — никакому сомнению не подлежит.

Юрий ТАВРОВСКИЙ. Си Цзиньпин. По ступеням китайской мечты. Книга о главном китайце планеты. — М.: Эксмо, 2015, 271 с., 2000 экз.

То, что эта небольшая по объёму книжка, только-только вышедшая в свет, да еще весьма скромным тиражом, сразу выбилась в число лидеров продаж — не удивляет. Интерес к Китаю и к лидеру этой великой страны сегодня запредельно велик и во всем мире, и в нашей стране.

Прежде всего потому, что Китай за последние двадцать лет повторил и во многом превзошёл "сталинский рывок" 30-х—50-х годов прошлого века, вышел на первое место в мире по объёму реального ВВП и стал такой же уникальной "фабрикой мира", какой была разве что Великобритания в XIX столетии. Причём этот невероятный рывок произошёл под красным знаменем, казалось бы, уже окончательно похороненного после уничтожения СССР коммунизма, на фоне системного кризиса, поразившего глобальную экономику, построенную на "империи доллара", на "пирамиде доллара".

Для России сегодня этот "красный Китай" является таким же стратегическим союзником, каким Советский Союз был для КНР с конца Второй мировой войны до хрущевской "оттепели".

А поскольку в современном российском общественном сознании облик своей страны неотделим от облика её лидера ("эпоха Ленина", "эпоха Сталина", "эпоха Хрущева" и так далее, вплоть до нынешней "эпохи Путина"), эта схема невольно переносится и на комплементарные, близкие нам по духу и по внутреннему устройству, государства. Хотя в китайской истории, в китайской политике всё гораздо сложнее, и если "эпоха Мао Цзэдуна" полностью укладывается в данную схему, то, скажем, для "эпохи Дэн Сяопина" столь полного соответствия уже нет.

Но всё равно, русский читатель склонен рассматривать Китай сквозь призму его действующего лидера, поэтому первая в России биография Си Цзиньпина читается не как очередная "история успеха" политической или любой иной "звезды" современного мира, а именно как воплощенная в личной человеческой судьбе судьба целого государства. "Главный" или нет китаец нынешний Председатель КНР — можно спорить, но то, что он является плотью от плоти полуторамиллиардного народа с пятитысячелетней историей, — никакому сомнению не подлежит.

Юрий Тавровский, известный ученый-востоковед, профессор Российского университета дружбы народов, участник Изборского клуба, является одним из горячих сторонников сближения Китая и России, восстановления стратегического союза двух этих держав, разорванного почти полвека назад и только теперь снова становящегося фактом мировой политики.

Видимо, такой "сверхзадачей" и объясняется несомненный успех предпринятой автором попытки осмыслить жизненный путь "товарища Си", сына ветерана китайской компартии и соратника Мао Си Чунсюня, создателя сначала базы КПК в "особом районе" Яньнани, а затем — знаменитых "специальных экономических зон" КНР.

Лично на меня как читателя особенное впечатление произвела подробно описанная автором "кадровая работа" китайских товарищей: юного Си Цзиньпина, по происхождению и воспитанию относившегося к "верхушке" партийно-государственной номенклатуры, в 14-летнем возрасте высылают на "перевоспитание" в провинцию Шэньси, где он оказывается на самом "дне" общества и несколько лет проводит фактически в лагерных условиях, занимаясь тяжелым физическим трудом.

Затем он "с низов" поднимается до молодежного лидера местного уровня, возвращается в Пекин, заканчивает университет и начинает работать в секретариате ЦК КПК. После чего Си Цзиньпина снова "ссылают" — на "низовую" партийную работу, откуда начинается его собственная политическая карьера…

Так вот. Ни сам Си Цзиньпин, ни его отец, несмотря на все репрессии и карьерные падения, не стали "диссидентами", не поставили свой личный жизненный успех выше интересов своего общества и государства. Именно этой установкой объясняется та беспощадная борьба против коррупции, которой известен в Китае "товарищ Си" и которая сыграла немалую роль в его восхождении к вершине власти. Вот так "закалялась сталь" китайского прорыва к вершинам мировой экономики и политики.

Сегодня, после приезда Председателя КНР на празднование 70-летия Победы в Москву, подписания масштабного пакета российско-китайских соглашений, а также заявления Си Цзиньпина о готовности "рука об руку и плечом к плечу" с Россией "отстаивать мир во всем мире", этот прорыв можно считать уже окончательно состоявшимся.

Теперь перед Китаем и "председателем Си" стоит задача укрепления и усиления своего глобального лидерства, которую предполагается решить в рамках долгосрочной (до 2049 года) стратегии "Китайской мечты", а также меняющей курс страны "новой экономической нормы", с созданием "Экономического пояса Великого шелкового пути" и "Морского шелкового пути", а также формирования глобальной финансовой системы на основе юаня.

Впрочем, перед Россией и её политическим лидером сегодня стоят почти те же самые задачи, и увидеть их в свете китайского опыта — весьма своевременная возможность, которую предоставляет всем читателям проделанная Юрием Тавровским работа.

21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x