Сергей ЛЕТОВ. "Кандидат в Будды". — Спб.: "Амфора", 2014 — 287 с. (Серия "Дискография.ru")
Так получилось, что первым читателем книги Сергея Фёдоровича Летова у меня дома стал отец. Несмотря на серьёзную степень инвалидности, он остаётся внимательным и активным читателем и даже снабжает меня отзывами о прочитанном. Была интересна реакция, так как творческие проявления Летова ему неизвестны, да и вряд ли потенциально близки: тот же Сергей Курёхин в описаниях Кана и Кушнира не нашёл понимания — слишком эксцентричен. Но Сергей Летов понравился. "Химик, учился в физмат-школе, но, в отличие от БГ, нет самолюбования; советский человек, не демократ, хоть и авангардист; талант, самоучка; и жизнь интересная". Важно и то, что, несмотря на загадочное название, за которым стоит забавная журналистская мистификация, текст коммуникативен и легко читаем.
Летов вообще всегда открыт к взаимодействию, сотрудничеству, невзирая на некие стандарты поведения фри-джазовых музыкантов. (Помню, как на празднование своего 45-летия в Зверевском центре Сергей Фёдорович призвал бутафорских хард-рокеров и, подыгрывая им, довольно улыбался глазами, глядя на недоумение богемной аудитории). Но и подозревать Летова в излишней толерантности и конформизме вовсе не стоит. Тут хорошим свидетельством являются социальные сети, где он запросто отправляет в бан. Некогда не избежал этого и автор настоящего отзыва, причём причина была вполне комическая (если, конечно, не учитывать афоризм великого тренера Билла Шенкли) — футбол.
Сергей Летов в следующем году отметит своё шестидесятилетие, на сцене более тридцати лет. Кроме саксофонов, играет на флейтах, бас-кларнете, духовых этнических и собственного изобретения. Основатель проектов "Сакс-мафия", "Три О", "Новая Русская альтернатива". Число альянсов Летова идёт на десятки, если не сотни, самые известные из наших соотечественников — "ДК", "Поп-механика", фольклорно-этнографический ансамбль "Народный праздник", "Рада и Терновник", Валентина Пономарёва, Андрей Сучилин, Иван Соколовский, "Хлам", Вадим Курылёв. Выступал и записывался с "Центром", "Аквариумом", "ДДТ". Несколько лет играл в "Гражданской обороне", хотя не могу сказать, что сотрудничество с братом вышло полноценным и объёмным. Принимал участие в акциях московских концептуалистов. Пишет музыку к фильмам и спектаклям. Занимается преподавательской деятельностью
"Кандидат в Будды" — первый опыт книги. Хотя как автор Сергей Фёдорович хорошо известен, его тексты можно читать на сайте letov.ru, на портале "Специальное радио" и в литературно-философском журнале "Топос". В фундаментальном "талмуде" под редакцией Сергея Жарикова "Музыкальная анатомия поколения независимых" Летову принадлежит несколько важных статей. Некоторые из ранее известных историй в обновленном виде вошли в книгу.
"Кандидат в Будды" — не просто мемуары музыканта, это анализ современного общества, это исследование современного искусства и его окрестностей. По-хорошему именной указатель и глоссарий были бы нелишними. Брат Егор и история семьи, удивительная тувинская певица Сайнхо Намчылак и путешествия на восток, Ефим Барбан и Сергей Курёхин, московский культурный центр "Дом" и осмысленное открытие Америки и Европы. Пожалуй, не хватило мне в этой книге только "ДК".
Здесь сталкиваются континенты, жанры и люди. Летов успешно пытается совместить несовместимое и объять необъятное, вполне в русле установок духового ансамбля "Три О", где заложено "сочетание минимализма и свободной импровизации". И помимо эстетического начала, принципиально важны для Летова этическая и идеологическая линии — посему невозможно и представить, чтобы Сергей Фёдорович с пониманием отнёсся к пляскам на алтаре или "подвигам" батальона "Айдар", чем грешат иные независимые художники.
"Мне кажется, что путь, которым идет американизированная цивилизация под руководством США — глобализм — это путь энтропии. Происходит разрушение природы, засорение всего и вся отходами, засорение человека всякими суррогатами типа junk food, "энергетических напитков", синтетических наркотиков, генетически изуродованных растений и животных, поп-музыкой, продукцией Голливуда, женскими романами, MTV и прочими отбросами. Тех, кто это отвергает, — бомбят. Что делать? Что всему этому можно противопоставить? Ну во-первых, надо попробовать перенимать опыт американского андеграунда, попытавшись его переосмыслить. Что может отличать нас от американцев — прежде всего образование и способность к усвоению чужого опыта. Поэтому следует взять все лучшее, но ни в коем случае не менять всё, как негатив/позитив. Надо пользоваться всеми достижениями этой псевдоцивилизации, но в противоположных целях. Необходима гуманизация американщины, ее очеловечивание".
"Музыкант-импровизатор — как йог, юродивый или блаженный по-русски. Возможно, источником отчуждения для музыканта-импровизатора явилась попытка преодоления оппозиций гармонии и дисгармонии, порядка и хаоса, которые в идеале должны были бы привести к потере (или преодолению) собственной идентичности, ограниченности, отдельности. Отсюда недалеко до "преодолеть себя, суметь продлиться" Гессе до того, чтобы самому попытаться достичь сверхличного бытия".