Сообщество «Салон» 00:00 12 марта 2015

Апостроф

Здесь сталкиваются континенты, жанры и люди. Летов успешно пытается совместить несовместимое и объять необъятное, вполне в русле установок духового ансамбля "Три О", где заложено "сочетание минимализма и свободной импровизации". И помимо эстетического начала, принципиально важны для Летова этическая и идеологическая линии — посему невозможно и представить, чтобы Сергей Фёдорович с пониманием отнёсся к пляскам на алтаре или "подвигам" батальона "Айдар", чем грешат иные независимые художники.

Сергей ЛЕТОВ. "Кандидат в Будды". — Спб.: "Амфора", 2014 — 287 с. (Серия "Дискография.ru")

Так получилось, что первым читателем книги Сергея Фёдоровича Летова у меня дома стал отец. Несмотря на серьёзную степень инвалидности, он остаётся внимательным и активным читателем и даже снабжает меня отзывами о прочитанном. Была интересна реакция, так как творческие проявления Летова ему неизвестны, да и вряд ли потенциально близки: тот же Сергей Курёхин в описаниях Кана и Кушнира не нашёл понимания — слишком эксцентричен. Но Сергей Летов понравился. "Химик, учился в физмат-школе, но, в отличие от БГ, нет самолюбования; советский человек, не демократ, хоть и авангардист; талант, самоучка; и жизнь интересная". Важно и то, что, несмотря на загадочное название, за которым стоит забавная журналистская мистификация, текст коммуникативен и легко читаем.

Летов вообще всегда открыт к взаимодействию, сотрудничеству, невзирая на некие стандарты поведения фри-джазовых музыкантов. (Помню, как на празднование своего 45-летия в Зверевском центре Сергей Фёдорович призвал бутафорских хард-рокеров и, подыгрывая им, довольно улыбался глазами, глядя на недоумение богемной аудитории). Но и подозревать Летова в излишней толерантности и конформизме вовсе не стоит. Тут хорошим свидетельством являются социальные сети, где он запросто отправляет в бан. Некогда не избежал этого и автор настоящего отзыва, причём причина была вполне комическая (если, конечно, не учитывать афоризм великого тренера Билла Шенкли) — футбол.

Сергей Летов в следующем году отметит своё шестидесятилетие, на сцене более тридцати лет. Кроме саксофонов, играет на флейтах, бас-кларнете, духовых этнических и собственного изобретения. Основатель проектов "Сакс-мафия", "Три О", "Новая Русская альтернатива". Число альянсов Летова идёт на десятки, если не сотни, самые известные из наших соотечественников — "ДК", "Поп-механика", фольклорно-этнографический ансамбль "Народный праздник", "Рада и Терновник", Валентина Пономарёва, Андрей Сучилин, Иван Соколовский, "Хлам", Вадим Курылёв. Выступал и записывался с "Центром", "Аквариумом", "ДДТ". Несколько лет играл в "Гражданской обороне", хотя не могу сказать, что сотрудничество с братом вышло полноценным и объёмным. Принимал участие в акциях московских концептуалистов. Пишет музыку к фильмам и спектаклям. Занимается преподавательской деятельностью

"Кандидат в Будды" — первый опыт книги. Хотя как автор Сергей Фёдорович хорошо известен, его тексты можно читать на сайте letov.ru, на портале "Специальное радио" и в литературно-философском журнале "Топос". В фундаментальном "талмуде" под редакцией Сергея Жарикова "Музыкальная анатомия поколения независимых" Летову принадлежит несколько важных статей. Некоторые из ранее известных историй в обновленном виде вошли в книгу.

"Кандидат в Будды" — не просто мемуары музыканта, это анализ современного общества, это исследование современного искусства и его окрестностей. По-хорошему именной указатель и глоссарий были бы нелишними. Брат Егор и история семьи, удивительная тувинская певица Сайнхо Намчылак и путешествия на восток, Ефим Барбан и Сергей Курёхин, московский культурный центр "Дом" и осмысленное открытие Америки и Европы. Пожалуй, не хватило мне в этой книге только "ДК".

Здесь сталкиваются континенты, жанры и люди. Летов успешно пытается совместить несовместимое и объять необъятное, вполне в русле установок духового ансамбля "Три О", где заложено "сочетание минимализма и свободной импровизации". И помимо эстетического начала, принципиально важны для Летова этическая и идеологическая линии — посему невозможно и представить, чтобы Сергей Фёдорович с пониманием отнёсся к пляскам на алтаре или "подвигам" батальона "Айдар", чем грешат иные независимые художники.

"Мне кажется, что путь, которым идет американизированная цивилизация под руководством США — глобализм — это путь энтропии. Происходит разрушение природы, засорение всего и вся отходами, засорение человека всякими суррогатами типа junk food, "энергетических напитков", синтетических наркотиков, генетически изуродованных растений и животных, поп-музыкой, продукцией Голливуда, женскими романами, MTV и прочими отбросами. Тех, кто это отвергает, — бомбят. Что делать? Что всему этому можно противопоставить? Ну во-первых, надо попробовать перенимать опыт американского андеграунда, попытавшись его переосмыслить. Что может отличать нас от американцев — прежде всего образование и способность к усвоению чужого опыта. Поэтому следует взять все лучшее, но ни в коем случае не менять всё, как негатив/позитив. Надо пользоваться всеми достижениями этой псевдоцивилизации, но в противоположных целях. Необходима гуманизация американщины, ее очеловечивание".

"Музыкант-импровизатор — как йог, юродивый или блаженный по-русски. Возможно, источником отчуждения для музыканта-импровизатора явилась попытка преодоления оппозиций гармонии и дисгармонии, порядка и хаоса, которые в идеале должны были бы привести к потере (или преодолению) собственной идентичности, ограниченности, отдельности. Отсюда недалеко до "преодолеть себя, суметь продлиться" Гессе до того, чтобы самому попытаться достичь сверхличного бытия".

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x