"Про Капу Вознесенскую". СПб.: Красный матрос, 2014, 88 с.
"Про Катю Телух". СПб.: Красный матрос, 2014, 156 с.
Проекты издательства "Красный матрос" всегда напоминают исполнительного продюсера Михаила Сапего — добрые, спокойные, обстоятельные, многомерные, но без подвоха и иронии, открытые к диалогу.
Не исключение и новые книги, вышедшие в рамках одной из главных "матросских" серий — "ПРО…", где в основе живая русская история — людские свидетельства, воспоминания, народная мифология, всё, что зачастую не менее точно говорит о времени и стране, чем иные официальные документы.
Первая книга "по страницам блокадного дневника ленинградской школьницы Капитолины Вознесенской" (октябрь 1941 –август 1942 гг.), вторая — дневник десятилетней украинской девочки из села Гнединцы Полтавской губернии (1923 года).
Обязательная программа таких изданий — поиск следов авторов. Так, история жизни Екатерины Телух была восстановлена в ходе работы над книгой, а вот про Капитолину Вознесенскую, насколько понимаю, удалось узнать уже после публикации — она пережила блокаду, дожила до середины девяностых годов.
Блокадный дневник 14-летней школьницы был найден петербуржцами Ириной и Александром Пестриковыми во время ремонта квартиры и вскоре оказался в надёжных руках "красных матросов", которые издали дневник маленькой изящной книжечкой в год семидесятилетия освобождения Ленинграда от немецкой осады. Все мы знаем лаконично-безысходный дневник Тани Савичевой, но трагедия сквозь призму К.Вознесенской — это в первую очередь жизнь, к тому же не опосредованная "взрослой", "отчуждённой" рефлексией.
"Вопреки ежедневно переживаемому ужасу войны, девятьсот дней и ночей ленинградцы не только выживали, но еще и — ЖИЛИ. Присказка "не хлебом единым", как бы ни кощунственно применительно к блокадному городу она звучала, отнюдь не пустой звук. Помимо хлеба и надежды, люди были живы еще и пищей духовной. Радио, музыка, книги, письма Работающие в блокаду театры и кинотеатры… Все это, по совокупности, придавало ленинградцам дополнительные духовные силы. В том числе и об этом аспекте блокадной жизни можем мы теперь прочесть в дневнике девочки-подростка Капы Вознесенской, который нам посчастливилось открыть для себя. К слову, ведение дневника — это тоже одна из форм выживания. Пускай неосознанная, но мобилизация воли и характера. Требующая таких важных качеств, как настойчивость, принципиальность, аккуратность, самокритичность и т.д.", — очень точно замечают издатели.
Дневник Кати Телух "долго воспринимался эдакой диковиной — детский лепет, помноженный на языковую и орфографическую особливость… многих слов, а то и целых фрагментов повествования иногда было попросту не разобрать…". Словом, до издания было очень далеко. Помогла появившаяся у издателей "довидка на Грицка Телуха", справка на предмет лояльности советской власти, выданная отцу Кати в 1929 г. — два документа эпохи из одной семьи чудесным образом встретились в Петербурге спустя девяносто лет. После этого стало ясно, что надо делать книгу. Обаятельные истории Телух — настоящая повседневная жизнь. Готовя издание, "красные матросы" отправились по следам героини и восстановили вехи её жизни. "Сегодня о нашей Кате — Екатерине Григорьевне Телух — мы знаем многое. Это знание и уважение к ней — простой и скромной советской труженице, умному и добросердечному Человеку — обязывает нас познакомить со страницами её жизни и читателей ".
В наши дни хватает яростных и эффектных заявлений о противостоянии постмодерну. Увы, многие из стратегий, проектов в действительности — лишь варианты того же самого постмодерна. А вот "Красный матрос", кстати, отмечающий в этом году своё двадцатилетие, в своих непафосных изысканиях соединяет эпохи, явления, людей в цельной русской вселенной.