Тату ВАНХАНЕН. "Этнические конфликты: их биологические корни в этническом фаворитизме"./Пер. Д.О.Румянцева; вступ. статья В.Б.Авдеева. М.: Кучково поле, 2014. — 288 с.
Новая книга симпатичной серии, реализуемой в содружестве издательства "Кучково поле" и знаменитого расового просветителя Владимира Авдеева.
Финский политолог, профессор университета Тампере (и, между прочим, отец недавнего премьер-министра Финляндии) Тату Ванханен — человек уважаемый и признанный. Его первый визит в нашу страну состоялся ещё в 1979 году, последний проходил лет шесть назад в МГИМО. Что интересно, академической науке Ванханен посвятил себя не сразу, был журналистом, уделил время прикладной политике. Первую книгу он выпустил уже в восьмидесятые.
Тату Ванханен хорошо известен своими разработками в области стандартов демократии и опытов демократизации. Совместно с британским психологом Ричардом Линном в нулевые выпустил исследования "IQ и богатство народов" и "IQ и глобальное неравенство", в которых пришёл к выводу, что интеллектуальный уровень народа связан с уровнем жизни в стране.
В новой книге Ванханен на основе богатейшего фактического материала анализирует причины возникновения современных этнических конфликтов. Его выводы вступают в некоторую полемику с привычными объяснениями культурологов, историков и политиков, которые не дают теоретического объяснения всемирной распространенности противостояний на этнической почве. Тату Ванханен подчёркивает биологические корни этнических конфликтов. Также он приводит доводы в пользу того, что конечное объяснение корней этнических конфликтов лежит в этническом фаворитизме, представляющим из себя расширенную форму семейного фаворитизма.
Ванханен представляет картографию на 176 государств, моделирует возможные зоны конфликтов. Некоторые данные и выводы хочется оспорить, однако стоит учитывать, что финский политолог работает и со статистикой, и с нюансами. Кстати, в контекст этнокофликта Ванханен включает и мирное противостояние, например, существование в рамках политической системы этнических партий. (Война в Новороссии и предшествующие ей события, разумеется, оказались вне оптики Ванханена: книга написана два года назад, к тому же этническая составляющая здесь является элементом, наряду с культурной, геополитической, идеологической — впрочем, Ванханен не отсекает любые иные факторы, к чему порой склонны гуманитарии)
Как честный учёный и человек, проживший солидную жизнь (род. в 1929 году), Ванханен не боится заходить за рамки, что отмерены политкорректными нормативами. Многие выводы Ванханена вызывают понимание в консервативных сообществах и недовольство либеральных идеологов.
Кстати, отечественные издания расологических исследований порой упрекают в излишне провокационной подаче — однако в данном случае можно сказать, что русская версия с античным сюжетом на обложке очень спокойна на фоне оригинала с большим числом черепов.
"Тот факт, что этническое насилие прослеживается повсеместно на протяжении всей известной нам истории, подразумевает, что корни такой модели поведения могут лежать в общей для всех нас человеческой природе".
"Межконтинентальная миграция увеличивает этническое разнообразие населения многих стран, а следовательно, и вероятность этнических конфликтов. Рост народонаселения планеты представляет собой другой фактор, скорее увеличивающий, чем снижающий вероятность этнических конфликтов и насилия. Когда большое число людей борется за выживание и ограниченные ресурсы на одном и том же пространстве, интенсивность конфликта интересов возрастает, а в этнически разделённых обществах такие конфликты всё более и более канализируются по этническим линиям. Закреплённая эволюцией человеческая предрасположенность к территориальному поведению увеличивает интенсивность подобных столкновений. Этнические группы защищают свои территории и не склонны отдавать их членам других этнических групп. По этим причинам мы можем ожидать в будущем скорее увеличения, чем уменьшения числа этнических конфликтов".
"Демократические институты, которые предполагается применять для смягчения этнических конфликтов, должны быть приспособлены к местным условиям и этническим структурам, способным значительно различаться от страны к стране ".
Практические выводы, которые может сделать из чтения работы Тату Ванханена российский читатель могут быть весьма разнообразными. В конечном счёте модель либеральной демократии успешно реализуется в гомогенном обществе (исключения вроде Индии обсуждаемы). Там же, где многообразие форм налицо, — жизненно неизбежным решением становится имперский проект.