Сообщество «Салон» 00:00 29 февраля 2012

Апостроф

<p><strong>Пётр КРАСНОВ. Заполье, роман. — журнал «Москва», 2010, №№ 8–10 (часть первая), 2011, №№ 9–10 (часть вторая).</strong></p><p>Конечно, по-хорошему, по всем правилам жанра, надо было дождаться выхода полноценного книжного издания этого произведения. Но — 26 листов прозы, да еще не облегченно-модернистской, а самой что ни на есть традиционной русской прозы?! Какое издательство сегодня такое потянет? Какой читатель купит? Некоммерческий проект… А если вдруг и понадобится кому неспешное вдумчивое чтение — включайте компьютер, открывайте интернет, электронный адресок подсказать или сами разыщете?</p><p>Мир традиционной книги, «Вселенная Гутенберга» вовсе не расширяется, а сжимается, внутри него становится тесно, не хватает ни пространства, ни времени. И только отдельные чудаки «раньшего времени» (Пётр Краснов в их числе) упорно делают вид, что ничего не происходит, что никакие новейшие технологии не способны изменить данную свыше природу человеческую, а значит — всё шло, идёт и будет идти своим чередом, а главный смысл человеческой жизни — не ломать этот ряд своей силой и своей волей, но пытаться сохранять и длить его. Даже когда это кажется ненужным и невозможным.</p>

Пётр КРАСНОВ. Заполье, роман. — журнал "Москва", 2010, №№ 8-10 (часть первая), 2011, №№ 9-10 (часть вторая).

Конечно, по-хорошему, по всем правилам жанра, надо было дождаться выхода полноценного книжного издания этого произведения. Но — 26 листов прозы, да еще не облегченно-модернистской, а самой что ни на есть традиционной русской прозы?! Какое издательство сегодня такое потянет? Какой читатель купит? Некоммерческий проект... А если вдруг и понадобится кому неспешное вдумчивое чтение — включайте компьютер, открывайте интернет, электронный адресок подсказать или сами разыщете?

Мир традиционной книги, "Вселенная Гутенберга" вовсе не расширяется, а сжимается, внутри него становится тесно, не хватает ни пространства, ни времени. И только отдельные чудаки "раньшего времени" (Пётр Краснов в их числе) упорно делают вид, что ничего не происходит, что никакие новейшие технологии не способны изменить данную свыше природу человеческую, а значит — всё шло, идёт и будет идти своим чередом, а главный смысл человеческой жизни — не ломать этот ряд своей силой и своей волей, но пытаться сохранять и длить его. Даже когда это кажется ненужным и невозможным.

А откуда, от каких корней, от каких начал растёт противоположное древо смыслов, столь обильно ныне плодоносящее, "древо познания добра и зла", как оно именовано в Библии? Откуда берутся все эти мефистофели и прочие воплотившиеся "духи злобы поднебесной" глобального, национального, губернского, семейного и внутреннего масштаба? В образах Владимира Мизгиря (кстати, мизгирь — это паук, тарантул), новоявленного "хозяина жизни" в одном из областных центров России, и журналиста Ивана Базанова Петр Краснов пытается найти свой ответ на эти вопросы.

И он, этот ответ, оказывается неутешительным, хотя и всеобъемлющим. Мы здесь, на этой земле, в этой жизни — всё же не хозяева, а гости, поскольку все должны принять смерть, и если вели себя не по истинному праву своему: не как гости, а как хозяева, — не будет нам после смерти хода к древу вечной жизни.

"Ничего не изменилось, только всё будто застывало. Густел, оставаясь прозрачным, воздух, и движенья их (матери и жены, которые ухаживали за смертельно больным Базановым. — Г.С.) делались всё замедленнее, плавнее, каждый миг рождал, высвобождал из себя десятки, множество мгновений, всё больше и дольше в пределах следующего нового мига; и время тучнело на них, принимая в себя, густело, и всё в нём медленней двигалось, словно в вязкой жидкости наипрозрачнейшей, а вот уже и вовсе перестало течь, совсем. Он теперь не может сдвинуть взгляда, на это нужно мгновение, а оно сейчас долго, протяжённо как час; но хорошо, что он сразу смотрел на них и видит их сейчас, обеих… надо смотреть на родное, всем. Вот мать стоит, старая его, лицо и глаза её в скорбной строгости, не первого провожает: торопливо перекрестилась один раз, другое знамение вышло затяжным, покорным, а третье едва ль не остановило время, попридержало руку, она медленно и тяжело тянет щепоть ко лбу, не совсем ещё разогнулась, неизвестно зачем теперь подтыкая одеяло под него, — мама… И она рядом тоже, смотрит на него со страхом сначала и тоскою, лицо в трепете плача состаревшее словно, родное; но вот уже и вопрос страдания этот в глазах её вымыт временем, они по-живому бессмысленны, как небушко светлы и милы ему навсегда, так повелено отческим, ждущим.

Он видит их в живом, медленном, но движении к нему, а это залог встречи. И всё помнит, всех обнимает памятью, необычайно полной, отверстой, в ней предстоит ещё многое воскресить, исполниться ею до конца. И беспрепятственно уже идёт в хлебном, житном к осуществлению чаемому, зовом его живёт, время тут теперь не властно, и все сроки близки". 

Проза Петра Краснова — тоже густая и прозрачная. Это трагическая и светлая, по-настоящему христианская проза — проза, которая не отчуждается от этого тварного мира, где царят добро и зло, но принимает его весь, вместе с его добром и злом, как должное, понимая, что недолжное добро много хуже должного зла.

И это смирение перед должным нередко принимают за покорность. Точно так же, как слова апостола Павла "Несть власти аще не от Бога" — за безоговорочное признание любой власти. В то время, как они, напротив, говорят о том, что власть "не от Бога" — власть не истинная, не должная, власть, и ей можно отдавать только "кесарево" и ничего больше. Так и наше смирение не имеет ничего общего с "рабской покорностью" — оно куда больше соотно- сится с поговоркой про "семь раз отмерь — один отрежь". Мы-то меряем даже не семь раз, и даже не семижды семь, этот процесс смирения-измерения идёт непрерывно, и как только он окончательно, без всяких сомнений, выходит за пределы должного — следует "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Потому и ужасается в самом начале его романа хитроумный Мизгирь, что "без всяких логических доказательств и фактов он знал отчего-то теперь, что победы — нет. Что влез- ли, не слыша предостерегающего шёпотка интуиции родовой приснопамятной, ведь же надёжнейшей доселе, увязли непредвиденно в чём-то непролазном, болото не болото, но что-то общепризнанным законам не подчиняющееся и потому сущностно непреодолимое, в вязкой толще непротивления которого поначалу вроде срабатывают, но теряют ударную силу самые испытанные технологии, мистические тоже…"  

10 октября 2024
Cообщество
«Салон»
27 октября 2024
Cообщество
«Салон»
18 октября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x