Сообщество «Салон» 00:00 3 апреля 2014

Апостроф

"Мне не хотелось вылезать из-под одеяла…" — так начинается книга под грозным названием "Наперекор современному миру". Книга Марка Сэджвика имеет подзаголовок: "традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века"

Юрий КОЛЕСНИКОВ. Среди богов. Неизвестные страницы советской разведки. — М.: Книжный мир, 2014, 848 с., 3000 экз.

НОВАЯ, во многом автобиографиче- ская, книга известного советского разведчика и писателя, Героя России Юрия Антоновича Колесникова (настоящее имя — Иойна Тойвович Гольдштейн) вышла уже посмертно. Автор скончался 14 августа 2013 года, на 92-м году жизни — как подчеркивает автор предисловия Александр Неверов, скоропостижно.

Тем не менее, это, конечно, не мемуары, а именно роман — пусть и "документальный". В котором многие факты
беллетризованы — например, в лётную школу "Мирча Кантакузино" сам Колесников, в отличие от своего романного
двойника, Юрия Котельникова, так и не поступил — из-за "еврейского происхождения".

Или, например, "урок гражданской войны в Испании, выявивший отставание в техническом оснащении вооружённых
сил (что правда. — Г.С.), низкий уровень компетентности высшего и среднего командно-политического состава Красной
Армии как результат прокатившейся по стране чистки (что явная неправда, поскольку гражданская война в Испании
началась в июле 1936 года, а "чистка" в Красной Армии, если считать с "дела Примакова—Путны" — только в августе того же года, а если считать с ареста Тухачевского — в мае 1937 года, то есть два этих процесса шли параллельно, видимо, влияя друг на друга. — Г.С.).

Но в такого рода книгах, сколь бы тщательно они ни "чистились", всегда есть что прочитать: и в отдельных строчках, и между ними. Таких деталей в книге — множество, и одно только их перечисление (далеко не полное) может занять не одну газетную полосу.

Например, известный из мемуаров Павла Судоплатова эпизод с устранением в 1938 году руководителя ОУН Евгена Коновальца предстает в совершенно ином свете. Дело даже не в том, что инструментом убийства в версии Колесникова выступает вовсе не "коробка конфет", как в версии Судоплатова, а куда более достоверные "золотые часы" (Колесников работал под руководством Судоплатова, и эту деталь тот мог поведать ему в частном порядке). Дело, прежде всего, в том, что за убийством Коновальца его "наследникам" в лице Степана Мельника и Степана Бандеры достались далеко не все части "большой ОУН" — Коновалец вёл куда более широкую и опасную для СССР игру, его агентура была задействована даже
в атомном проекте. И эта часть ОУН "ушла" после гибели Коновальца даже из-под гипотетического немецкого контроля. К британцам и американцам.

"Надо отдать должное лётчикам Королевского воздушного флота, отвага которых не только не уступала мастерству немцев на суше, но и во много крат его превосходила", — это автор пишет о Дюнкерке!

Для Колесникова, оказывается, и сталинский Советский Союз, и гитлеровский Третий рейх — "одного поля ягода": "Итак, Советский Союз, как и Германия, не прочь форсировать события. Обе стороны придерживаются принципа: урвать, что можно, сегодня; завтра будет поздно". Трудно поверить в то, что подобное написано рукой человека, который беззаветно в составе советских войск сражался с гитлеровцами и на линии фронта, и за ней.
Сходное ощущение "когнитивного диссонанса" за свою читательскую жизнь довелось испытывать только однажды, при прочтении последнего романа Валентина Пикуля "Барбаросса", где одна страница прямиком противоречила другой, но то было самое начало "лихих девяностых", и для публикации массовым тиражом со стороны наследников писателя, видимо, уже требовалось внести в текст книги изрядную долю антисоветизма и антисталинизма. С чем они и справились в меру своих талантов. А тут?

Снова обращаясь к названию книги, невольно замечаешь, что в подзаголовке "неизвестные страницы советской разведки" явно пропущено слово "истории". Да и кто такие "боги", среди которых разворачивается действие документального романа? Судя по тексту, нет там никаких "богов": ни Иосиф Сталин, ни Яков Серебрянский, ни Павел Судоплатов на "сверхлюдей" совсем не похожи. Либо название не авторское, либо текст. Скорее всего, второе, поскольку некоторые главы занимают несколько десятков страниц, а некоторые — умещаются в четверть страницы. Для профессионала и профессионального писателя, каковым, вне всякого сомнения, был Юрий Антонович Колесников, такой дисбаланс совершенно невозможен.
Но даже в таком виде его книга может быть отнесена к ценнейшим свидетельствам о нашей недавней истории — поскольку большинство видных участников её слишком многое умалчивали и умалчивают по причине цензуры, самоцензуры, а также партийной дисциплины и чекистской конспирации.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x