Сообщество «Салон» 10:39 22 апреля 2021

Андрей Алексеев. Три цвета Модерна

Главный дирижер С-Пб театра Музкомедии награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени»

двойной клик - редактировать галерею

21 апреля Указом Президента Российской Федерации от 20.04.2021 №227 за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» награжден главный дирижер театра заслуженный артист России Андрей Алексеев. В текущем сезоне по инициативе и под руководством маэстро Алексеева с огромным успехом прошли премьеры трех мини-спектаклей: одного – из опереточного репертуара санкт-петербургского «Паласъ-театра» начала прошлого столетия («Тук-тук») и двух стилизаций со стихами русских поэтов-модернистов под («Осенние цветы» и «Тогда вся жизнь была иной»). Об этих постановках Андрей Владимирович любезно согласился поговорить с корреспондентом «ЗАВТРА»:

«ЗАВТРА». Андрей, скажите, пожалуйста, кому и как пришла идея создания трёх спектаклей в сценических пространствах Розовой гостиной и Грота?

- Появлению этого проекта мы, как ни удивительно, обязаны локдауну. Сидя на изоляции с весны прошлого года, я погрузился в историю оперетты начала ХХ века. До нашего театра в здании на Итальянской, 13 располагалось несколько театральных коллективов, и первым из них был «Палас-театр», открывшийся в 1910 году. Изучая его репертуар, я заинтересовался ранее мне неизвестными произведениями. По счастью, в театре сохранились клавир и пьеса забавной оперетки «Тук-тук» - милого пустячка, который по своей сюжетной линии отличается и от венской, и от неовенской оперетты, где действуют преимущественно «фальшивые» князья и графини. Эта оперетта после премьеры в 1917 году имела большой успех у публики. Мы сделали её сокращенную редакцию, решив показать, над чем смеялась и что любила публика в начале ХХ века.

«ЗАВТРА». Мне понравилась оригинальная драматургия. И мораль показалась интересной – в духе эпохи Модерн, ницшеанской и поучительной: получается, что приличный человек, который искренне влюбляется, дарит цветы, готов честно жениться – идиот, а вот остальные – «разумные» – люди, по сути своей, бездушные и расчетливые подонки. А главный герой и вовсе напоминает веселого интригана Фигаро.

- В общем-то, со времен, описанных автором, мало что изменилось. Но кроме современных сюжетных ситуаций эта оперетта показалась нам интересной еще и в том смысле, что позволила познакомить зрителей с творчеством Вильгельма Шпачека – композитора и капельмейстера «Паласа». За последние сто лет его музыка ни разу не звучала в театре. Сказать, что Шпачек – выдающийся композитор нельзя: все мелодии, которые слышны в этой оперетте, похожи на то, что было написано его коллегами до него. Слушаешь и понимаешь, что всё это уже знаешь. При этом Шпачек обладал искусством «поночевать» в разных операх, а потом создать что-то своё так, что музыка хорошо ложилась на слух и при этом не являлась плагиатом. Поработать с его музыкой было тем интереснее, что самой фамилии Шпачека уже нет на «карте» истории. Таким образом, нам удалось в этом проекте достать и озвучить то, что лежало на «секретных» полках и сохранилось в библиотеке. Такие открытия очень важны, позволяя зрителям не только узнать что-то новое, но увидеть что-то с другой, зачастую, неожиданной стороны. Например, недавно я обнаружил небольшую миниатюру «Фокстрот», написанную Евгением Мравинским. Немногие знают, что этот серьезный – академический – музыкант не только писал музыку, но и пробовал себя в «легком» жанре. Но практически никаких его сочинений не сохранилось.

«ЗАВТРА». Поделитесь, какие еще сокровища есть в архиве театра.

- К сожалению, много нот погибло в блокаду во время Великой Отечественной войны. Но у нас есть, например, ноты харьковской труппы, которая гастролировала в Петербурге в начале ХХ века. Есть клавиры «Палас-театра», Зимнего и Летнего Буффа. В будущем хотелось бы более подробно разобраться с этим материалом, потому что, конечно, прежде чем начинать разговор о продолжении знакомства зрителей с новыми произведениями, их необходимо адаптировать. Потому что, к примеру, «Тук-тук» Шпачека, который в нашей редакции идет сегодня час десять без антракта, изначально трехчасовой спектакль – именно столько в оперетте литературного и музыкального материала.

«ЗАВТРА». Могу сказать, что театром сделана такая ювелирная работа, что даже мысли о том, что спектакль был когда-то длиннее, не возникает. Настолько все гармонично. И даже формат исполнения вне сцены, в парадном фойе, также представляется естественным.

- Я называю этот формат «оперетта в шаговой доступности». Артисты работают как бы под увеличительным стеклом. И это накладывает на всех нас дополнительную ответственность: наши недостатки и достоинства видны как на ладони. Но если говорить о продолжительности спектакля в начале XX века, то антрепренеры в большинстве своем не спешили быстро отпускать зрителя, умудряясь давать по две оперетты за вечер. Сначала, например, могла идти «Гейша» в двух актах, а потом – «Прекрасная Елена» в трех актах. И при этом в репертуарах городских театров была масса одноактных переделок. Например, театр «Олимп» на Невском, 100, где сейчас находится «Колизей», специализировался на таких одноактовках. Так вот, наткнувшись на этот – между прочим, цензурой узаконенный прием, я решил его опробовать на «Тук-туке». Такого подхода в театре уже лет 100 не было. И в этом тоже есть некий эксклюзив.

«ЗАВТРА». А что касается двух других спектаклей?

- С композитором Андреем Тихомировым, цикл которого «Когда вся жизнь была иной» на стихи поэта Николая Агнивцева стал второй премьерой к 110-летию «Палас - театра», я знаком довольно давно и симпатизирую его творчеству. Отдельные номера из этого цикла я исполнял с Молодежным оркестром Санкт-Петербургского университета, художественным руководителем которого я являюсь уже 30 лет. Но в качестве спектакля эти «песенки», кстати говоря, специально аранжированные для небольшого оркестра, прозвучали у нас в театре впервые.

«ЗАВТРА». Но Андрей Тихомиров - наш современник. Эта музыка, очень убедительная, со вкусом стилизованная и лаконичная, не могла звучать в начале XX века…

- На первом этаже театра «Палас» располагался ресторан, при котором работало кабаре, где звучали романсы, были и чтецкие программы, и даже цирковой дивертисмент. После революционных событий, когда театр перестал быть частным и использовался в качестве площадки для выступления различных коллективов, здесь на некоторое время обосновалось знаменитое кабаре «Хромой Джо». Николай Агнивцев бывал гостем этого кабаре. Мы решили связать эти факты и сделать проект с кабаретными песнями. Музыкальную партитуру разделили: часть исполняет оркестр, а часть – только рояль. Таким образом, при минимальных средствах нам удалось внести некое разнообразие в звучание. Режиссер Вера Домбровская выстроила между номерами драматургическую линию, обыграв приемы комедии дель-арте, с которой экспериментировали режиссеры начала XX века. Так наши солисты предстали в образах масок Пьеро, Арлекина и Коломбины. Композитор, вдохновленный нашей совместной работой, дополнительно написал к премьере 31-ю песенку на стихи Агнивцева. Она называется «Смерть поэта».

«ЗАВТРА». Спектакль «Тук-тук» и «Когда вся жизнь была иной» исполняют артисты, привыкшие к классике. Легко ли им дался такой необычный материал?

- Олег Ромашин, Фёдор Осипов, Наталья Савченко, которые играют в этих двух проектах, - трудоголики и постоянно находятся в творческом поиске. Потому работать с ними было легко. А легко ли было им самим, знают только они. Но могу лишь добавить, что абсолютно все участники, включая и других солистов, таких, как Александр Круковский и Владимир Садков, восприняли творческий вызов с воодушевлением. А некоторые из них даже проявили себя в совершенно неожиданном качестве, как, например, Татьяна Таранец, которая выступила автором инсценировки третьего спектакля «Осенние цветы».

«ЗАВТРА». Но ведь она и исполняет его тоже?

- Когда мы задумывали цикл премьер к 110-летию «Паласа», предложили Татьяне, в исполнении которой романсы звучат весьма убедительно (например, романс Г. Фиртича на стихи А. Блока из спектакля «Белый.Петербург»), выбрать материал, к которому бы подошли романсы ленинградских композиторов. Она остановила выбор на рассказе Куприна «Осенние цветы», по которому сама же сделала инсценировку. Мы обратились к композитору Вадиму Бибергану, который любезно предоставил нам свои романсы. Благодаря многолетней профессиональной дружбе театра с композитором Сергеем Баневичем мы получили возможность исполнить несколько его ранее нигде не звучавших работ. Также в постановке исполняется музыка И. Шварца, А. Кальварского и Г. Фиртича. Спектакль получился уникальным: в одной постановке сразу несколько премьер!

«ЗАВТРА». Как думаете, есть ли у этого «триптиха» перспектива к продолжению?

- Все спектакли пользуются спросом у зрителей. Конечно, это камерный формат, который не несет большой финансовой выгоды театру. Но в каждом из этих спектаклей артистам предоставлена возможность самореализации. И они ее используют по максимуму. Если говорить про планы на будущее, то они есть. Какие – пока не будем раскрывать все секреты.

Фото: Мария Ковалёва

21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x