Концерты Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (СПбГАСО) под руководством его главного дирижера и художественного руководителя Александра Титова в прошедшем сезоне имели необычайный успех. Аншлаги и переаншлаги в зеркальном зале великолепного барочного дворца Белосельских-Белозерских по средам и воскресеньям стали нормой. Оркестр под управлением блистательного маэстро Титова был высоко востребован всегда, но в сезоне 2022/23 абонементы были раскуплены сразу и тотально. 10 сентября новый сезон оркестра откроется концертом «Рахманинов, Шостакович» Ко Дню памяти жертв блокады Ленинграда», в котором прозвучат Второй фортепианный концерт Рахманинова и Девятая симфония Шостаковича, созданная им в 1945 году. Что еще мы сможем услышать в исполнении СПбГАСО в 2023/24-м? Об этом и о многом другом разговор с главным дирижёром и худруком оркестра, заслуженным артистом и заслуженным деятелем искусств России, профессором СПб Консерватории Александром Титовым.
- В текущем году в России с размахом отмечается юбилей великого русского композитора Сергея Рахманинова. Скажите, а почему, на ваш взгляд, подобной чести не удостоился в прошлом, 2022-м Александр Скрябин, появившийся на свет в Православное Рождество 1872 года за год с небольшим до Рахманинова?
- Мы движемся в общем тренде. У нас первые три программы в этом сезоне состоят из фортепианных концертов Рахманинова плюс 9-я симфония Шостаковича. Первые два концерта в Большом зале Филармонии это заказ Филармонического общества Санкт-Петербурга. А Скрябин и для широкой публики, и для многих исполнителей всё-таки немножко сложный автор, в его музыке заложена идея сверхчеловека, а она нынче не очень популярна. Хотя Скрябин прекрасный мелодист, но вот эта идея высшего разума кому-то мешает воспринимать его произведения. Для эпохи начала ХХ века это было здорово, а потом это стало размываться. Идея Символизма, к которому принято относить творчество Скрябина, всё-таки достаточно локальна, не имеет такого всеобъемлющего масштаба. Хотя некоторые сочинения Скрябина – Третья симфония, Поэма экстаза – гениальные произведения, которые нужно играть. Их и играют, просто, может быть, не так часто, как того же Рахманинова. Потому что Рахманинов обращен ко всем, а Скрябин всё-таки больше к избранным. И это несмотря на то, что он гениальный мелодист и «гармонист» в смысле его гармоний.
- Ну а «избранным», которые любят Скрябина, музыка Рахманинова, за исключением нескольких шедевров, кажется обывательской и местами просто занудной. Яркий пример – отзывы о Рахманинове его современников-скрябинистов – музыкального критика Вячеслава Каратыгина и поэта и романиста Андрея Белого. Я, честно говоря, на их стороне. Если заканчивать тему юбилеев, в следующем 2024 году исполняется 200 лет со дня рождения Антона Брукнера, тоже не самого понятного для широкой публики композитора. Большой зал Филармонии начинает отмечать это событие уже в открывающемся сезоне. А вы?
- Если будем играть Брукнера, то в следующем сезоне: именно 4 сентября 2024 года Брукнеру исполняется 200 лет. Что касается восприятия его музыки, для меня исполнение или прослушивание Брукнера – это чтение философского трактата. Кто-то любит беллетристику, кто-то приключения, но не все готовы читать трактат. Но есть большая «научная» аудитория, которая это с удовольствием воспринимает. Брукнер, как и Скрябин, не для всех, хотя внешне в музыке Брукнера всё вреде бы понятно. Его невозможно слушать фрагментами, на бегу.
- А что интересного вы будете играть в этом сезоне?
- В этом сезоне у нас будет чуть меньше абонементов. Продолжение прошлого сезона – «От Барокко до Модерна», хорошо посещаемые концерты абонемента «Мир джаза и кино» и «Золотая коллекция», где будут такие признанные шедевры как Пятая Бетховена и Пятая Малера. Будем повторять Вторую симфонию Хачатуряна. Естественно, будет Детский абонемент и «Час музыки». Будет новый проект «Эта страшная, страшная сказка», куда включены всякие инфернальные мотивы – «Кикимора» Лядова, «Полет ведьм» Василенко, музыка Хермана из знаменитого фильма Хичкока «Психо», «Чёрная гондола» Листа, «Пляска смерти» Сен-Санса, «Поганый пляс Кощеева царства» Стравинского и что-то ещё в этом духе.
- Видел в афише Большого зала ваш концерт с героической русской музыкой вечером 14 сентября…
- Да. Мы будем играть музыку, посвященную нашим великим полководцам: Увертюру «1812 год» Чайковского, «Переход Суворова через Альпы» Эшпая и кантату «Александр Невский» Прокофьева. В общем, о противостоянии русского оружия разного рода тёмным силам. Если мы найдем вокальную строчку к увертюре «1812 год», которая была, но потом где-то потерялась, то будем исполнять её с хором.
- С 2014 года, а особенно после 24 февраля 2022 мы живём на фоне известных исторических событий. В 1941 году Шостакович начал сочинять свою бессмертную «Ленинградскую», Прокофьев оперу «Война и мир», возникло много других музыкальных произведений на тему Великой Отечественной буквально непосредственно в дыму битв.
А музы, как говорится, не молчали… А что сейчас? Есть очень хорошие, настоящие поэты – Анна Долгарева, Антон Шагин, другие – которые создают величественный эпос современного сопротивления нацизму. А где реакция российских академических композиторов?
- Лично мне у современных композиторов ничего подобного, к сожалению, не встречалось. Может быть, люди так воспитаны, может быть, люди это всерьёз не воспринимают, хотя это всё страшно серьезно, и дроны уже долетают до Москвы. Но людям продолжает казаться, что всё это где-то далеко и не про них. У людей ещё не проснулась гражданская идея, и это плохо. Я до сих пор по мере возможности пытаюсь реализовывать наш проект «Музыка военной поры», в рамках которого мы записали ещё несколько дисков – Шебалин вышел, Евсеев, сейчас запишем Хачатуряна. Во время Великой Отечественной войны люди очень много написали хорошей патриотической музыки. Если брать одного Прокофьева, наберётся дисков десять!
- Мне эта ситуация напоминает Первую Мировую, на которую никак творчески не отреагировали, например, ни Скрябин, ни Рахманинов, ни Стравинский, ни Глазунов, ни Мясковский. В результате, как известно, война была проиграна, а выжившие композиторы и многие другие деятели культуры, за небольшим исключением, были вынуждены бежать от революции и голода в Европу и в процветавшие тогда США. Великая Отечественная, нашедшая отклик у Шостаковича, Прокофьева, Соловьева-Седого и тысяч других, была Советским Союзом выиграна. К слову, я знаю одного композитора, написавшего недавно под впечатлением от событий на Донбассе симфонию «Россия», но перспектив её исполнения пока что не видно…
- Во время Первой мировой войны немцы не дошли ни до Москвы, ни до Петрограда, и тогда людям тоже, наверное, казалось, что война это где-то далеко и не про них.
- В этом году состоялся очередной Конкурс Чайковского. Как вы его оцениваете?
- Я не очень за этим следил, но из нашей Консерватории лауреатами стали одиннадцать человек – те, что уже закончили ее и те, кто ещё продолжают у нас сейчас учиться. Я считаю, что это очень высокая оценка работы главного музыкального вуза Санкт-Петербурга.
Фото: Даниил Рабовский