Я посмотрела очень странный фильм. То ли это стёб – то ли это плач. Это постмодерн, причём на грани. Какая-то глубинная и нарочитая пошлость (в широкой, чеховско-набоковской трактовке этого ёмкого слова) попыталась перейти в свою противоположность - в утончённый пафос, но эстетический катарсис - по Выготскому! - не случился.
Застряла пошлость. Завязла в глине бездорожья. Устала натыкаться на препоны. Всюду натыканы смысло-символы. Банальные. Вроде тех, что «любовь побеждает на войне», а если говорят музы - умолкают пушки. Точнее, когда говорит Пушкин, а он с музами - на ты, особливо в Михайловском. Снимать о Нашем Всём нужно или супер-гениально, или - никак.
Однако военная драма "Учёности плоды" (2021) интересна хотя бы тем, что сварганил её Игорь Угольников, а главную роль дал аж Сергею Безрукову. Нет-нет. На этот раз он не в роли поэта и уже это немало интригует. Изначальная заявка на успех - россыпь звёзд, но у меня почему-то есть предположение, что его не будет — успеха и вовсе не потому, что нынешнее российское кино всё ещё (вот уже тридцать лет!) вызывает недоуменные вопросы. Смещение акцентов в теме войны - это провал.
По сюжету в оккупированное Михайловское прибывает немецкая дама-филолог, чтобы спасти Пушкина от «славянского хаоса», но постепенно влюбляется в эту землю и, разумеется, в этих людей. Нет - в одного их них - в разухабистого мужчичка и местного умельца - Сергея Трофимова. Это и есть безруковская роль.
Перенасыщенность аллюзиями - немку зовут Мария Шиллер и она верит в домашнюю легенду, что её предок - великий поэт-философ-драматург, который "Буря-и-натиск"; фамилия одного из офицеров Вермахта - ни много ни мало Дантес и он тоже - потомок сами понимаете - чей; персонаж Безрукова, примеряя посмертную маску Пушкина, игриво сообщает, что всегда мечтал это сделать, и в зале раздаётся понимающий смешок - речь-то уже не о герое, но о самом артисте.
Партизаны, добивая фрицев, устраивают перформансы - каждый раз из леса выходит сын полка и выбрав самый живописный труп, ножом прикалывает к фашистскому сердцу листок со стихами Пушкина. Вертелась в голове одна фразочка из Довлатова, ставшая крылатой, не имея к тому никаких оснований: «Широко жил партизан Боснюк!» Тут партизаны именно «широко живут», а их командира лениво изображает Фёдор Бондарчук. Широко жил партизан Бондарчук-младший.
Всё это смахивает на передачу 1990-х "Маски-шоу" с её гротескными шутками и преизбыточной буффонадой. Помнится, были там и немцы с моноклями, и партизаны в ушанках - примерно такие же, как в фильме Угольникова. Разве что в "Масках" - беспримесный и туповатый фарс, а в "Учёности плодах" - попытка трагедии. Для постмодернизма характерен трагифарс. Но уместен ли он в данном случае?
Такое ощущение, что авторы застряли в «лихих-девяностых» и никак не могут сбросить маски со своего шоу. Игорь Угольников - крутой шоумен и его проект "Оба-на!" смотрелся лучше, нежели грубо сколоченные "Маски". Но тут автора куда-то понесло. Или, быть может, я не готова принять многообразие правд, заложенных в сценарий? Авторы фильма с пониманием отнеслись к коллаборационисту Антипову и его ласковой жене Людмиле. Он и она - сотрудники музея, тихие и толстые интеллигенты, для которых… как в той песне из 1990-х: «Важней всего - погода в доме». В музее то бишь.
Они постоянно трясутся и угодничают, якобы ради сохранения экспонатов. Но выглядит сие, как предательство. И эта ежедневная кашка для фрау-наци! Я воспитана в иной системе ценностей, и постоянно ждала, как распрямившаяся Людмила сыпанёт яда в ту кашку. Но - нет. Два постаревших голубка - о, как трогательна их супружеская любовь, пронесённая сквозь годы! - лишь плачут и ховаются. И - служат, служат, служат!
Не меньше вопросов - к образам главгероев. Мария Шиллер не просто учёная интеллектуалка - она фашистка, член НСДАП - на ней узнаваемый партийный значок. Мадам - идейная. Свято верит в торжество арийской души и прусского разума. «Он из Германии туманной привёз учёности плоды», - это сам Пушкин выдал, как известно. Увы, я не склонна к романтическому переосмыслению нацизма и - хороших девушек в этой форме.
В одной рецензии я прочитала буквально следующее: где, мол, авторы нашли пушкинистов в Третьем Рейхе?! Потом шла заунывная муть о «колбасниках и лавочниках», жгущих книги на площадях. Вот здесь - ошибка. Гитлеровская Германия славилась филологами, а также музыкантами, искусствоведами, антикварами. Более того - основной бенефициар гитлеризма - не лавочник, пострадавший от введения централизованных госзаказов, а та самая образованщина, что начиталась Гёте, но поняла его превратно. Расовые теории - финал интеллектуального брожения, а не топорные выводы пресловутого колбасника.
В Третьем Рейхе очень любили классическую музыку и не только Вагнера - их кумирами были Моцарт, Бетховен, Гайдн, Гендель. И вальсы Шуберта. И хруст костей в гестапо. И доктор Менгеле слыл чуть не поэтом, а Гейдрих пиликал на скрипке с виртуозностью профессионала. Нацисты не отрицали Пушкина - они его даже экранизировали! Есть очаровательная «клюква» под названием "Postmeister" - по мотивам "Станционного смотрителя". Знали они и Достоевского, и Толстого, и Чехова, а родственница русского драматурга - Olga Konstantinowna Tschechowa снималась в дорогостоящих костюмных фильмах.
Это как-то остановило Drang nach Osten, Блокаду, Хатынь? Какой-то всеобщий баг - считать образованных людей человечными априори. Поэтому наци-пушкинистов найти было можно, а вот где откопали неграмотного мужика в 1940-х годах – это загадка. Герой Сергея Безрукова многократно подчёркивает, что не умеет читать и писать. При этом он - и швец, и жнец, и на электро-изоляторах игрец. Он подвизается в Михайловском в качестве ...электрика! Я опущу рассуждения о том, что электротехника - это наука; мне интересно другое - зачем авторам понадобилась эта деталь - безграмотность?
Вообще русские показаны, как весьма неказистые людишки. Одно только противопоставление рыхловатой секс-бомбы Анисьи - сожительницы Трофимова - с худой, опрятной фрау Шиллер чего стоит! Анисья сжираема похотью и у неё толстые ноги. Немка - строга, но сентиментальна. Влюбляется, но рыдает в подушку. И - у неё тонкие ноги, что подчеркивается столь же часто, как и неграмотность мужиков. Аборигены - расхристанны и гутарят на каком-то убогом диалекте. Мелькают несвежие ватники и серые лица. Наверное, хотелось явить «внутреннюю, зато подлинную красоту», каковую не видно под унылыми сермяжками. А вышло как-то иначе.
Фашисты (реальные, а не из кино-вселенных постмодерна) отмечали, что рассчитывали увидеть в России вонючее быдло, а столкнулись с грамотным и чистоплотным населением, понимавшим немецкий язык. В войне победил не «ёкарный бабай» в телогрейке, а выпускник советской школы, затянутый в имперский мундир с погонами.
Расстрел цыганского табора - одна из самых жёстких и качественно сделанных сцен этой кинокартины. Однако нам дают понять, что это совершали всё те же русские. То есть полицаи. Тогда как тевтоны - воюют, теоретизируют и поют романсы на стихи Пушкина.
И вот - главное. Если бы это сняли в Америке с её вуди-алленовской Mother Russia или во Франции, где коллаборационизм давно стал предметом искусства - оно было бы нормально. Их нравы, так сказать. Однако наблюдать мелодраму из разряда nazi-exploitation на фоне Пушкина - это выше моих скромных возможностей. К тому же, всем памятно, что сотворили немцы с Михайловским… А тут - сплошной ай-да Пушкин! «Без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви» - один сплошной бес.
-
Владимир
1 ноября 2021 в 08:40Криворучко
Угольников - унылый балбес из детского садика в "Джентльменах удачи", на которого не смог повлиять даже САМ Леонов. Как был этотУгольников с младых ногтей антисоветчиком — так им и остался. Все уже давным-давно ушли вперёд, а этот похабник и бездарь всё свою тощую копёнку молотит. "Шоумен" да ещё и "крутой", как его называют...Ха! Закиньте его на Западло — и через год этот "крутыш" будет ошиваться и жить под парижским мостом. Это сегодня он (и ОНИ) у нас в России (в Москау) едят в ресторациях устрицы и спинку французского кролика, фаршированную грудкой останкинского голубя с каштановым, из Парижа, пюре, запивая "шабли" урожая 1995 года. А там Игорька живо заставили бы потеть, добывая хлеб насущный. А он не могёть! Потому как, кроме русофобии и ненависти ко всему тому, ЧТО и ЧЁМУ оно выучилось, ЧТО дало ему всё то, на чём он ныне паразитирует, у Уголникова в наличии отсутствие.
Вот и с этим своим вонючим фильмецом обделался (как всегда). Ну, а Безруков... Безрукову надо бы ходить и бубнить эпиграмму и слова Гафта В.. Может, дойдёт годам к 80-ти. А пока прикладывает руку к сердцу, рекламируя деятельность банков и обращаясь к самой беззащитной категории населения России - пенсионерам. Стыдно, юноша. Впрочем, он не один : есть ещё хитромудрый, щирый и незалежный херсонесец Гармаш, место которому- в ридной нэньке.
-
Кирилл
1 ноября 2021 в 09:47Пахомов
Лучшая и пока не превзойдённая роль Гармаша - это конечно капитан Миляга из "Чонкина". Ему там и играть не надо. Зачем играть самого себя? Все остальные его роли значительно слабее.
https://youtu.be/e6aYxuU_Heo
-
Алла
1 ноября 2021 в 15:14Табаева
Следующим фильмом, снятым на деньги налогоплательщика через МК РФ, должен быть Об Olga Konstantinowna Tschechowa, которая спасла Дом-музей Чехова в Ялте благодаря своим связям в высших кругах фашистской Германии. По ее ходатайству туда на постой отправили якобы очень образованного немецкого офицера - интеллигента и красавца. Фильмец может получиться на славу. Ведь неслучайно (видимо, чтобы избежать неловкости) племянницу и Антона Павловича, и его супруги Книппер-Чеховой - Ольгу Чехову постоянно хотят сделать "советской разведчицей", чуть ли готовившей покушение на Гитлера. Или уже такое кино сварганили? И я что-то пропустила?
-
Samvel
2 ноября 2021 в 04:32Khachatryan
вы стали женственней, Галь, такой гладкой галькой на волнах моей памяти, стали видеть и чувствовать боль всея Руси, всю трагедию дня, завтрашнего тоже. Это же невыносимо больно смотреть на самое важное из искусств народа, которое превратилось в сплошное покаяние перед шлоссербергами и гозманами. Пару месяцев назад я сам сделал запись на колесе изтории:
гляжу в озера синие, а это небеса, что ни кино - измены, слёзы и роса. Только в военных фильмах - патриотизм на грани влюблённости. Кто, я спрашиваю у вас, режиссирует русское кино? Гляди, силовики, налоговики или предатели? Родители, если вы не хотите купаться в разбитых корытах своих чад, почитайте им Петра Чаадаева, как правильно жить в России.
-
Samvel
5 ноября 2021 в 06:49Khachatryan
доброго вам утра, Галя, прилагаю мой гимн любви для всех женщин Руси, и если на Гала концерте его исполнят, буду очень рад. Никакие авторские права это произведение не контролируют, ибо право любить дано природой безвозмездно каждой твари.
августейшее лето зноем своим отзвенело
скоро яркими красками будет парад сентября
я люблю на асфальте белеет мой почерк под мелом
а на душе манной небесной остался твой взгляд
каждый раз вспоминая тебя обретаю я крылья
всю планету земля сжимая в одном кулаке
я по звёздам лечу на свидание к самой любимой
обгоняя сияние исчезнувших в мире планет
ты не напрасно у белой берёзки меня ожидаешь
и не напрасно по щёчке спускаясь сверкает слеза
я очень люблю и мечтаю о встрече ты знаешь
чтобы очень люблю при встрече тихо сказать
ты закроешь глаза и найдёшь мои влажные губы
я обниму вспоминая родной свой язык
русское поле влюблённых травой приголубит
тогда и всевышний для счастья покажет нам лик
августейшее лето зноем молитву пропело
голову кружит цветастый сентябрьский вальс
моя песня любви оживит и бездушное тело
облетит грешный мир гимном будет для вас
-
Владимир
8 ноября 2021 в 17:29Криворучко
Хочу добавить к "И доктор Менгеле слыл чуть не поэтом, а Гейдрих пиликал на скрипке с виртуозностью профессионала." (с).
Вот это хочу добавить (неплохо бы крутому перчику Угольникову знать и это, между прочим):
"Второй страной после Польши по размаху решения «немецкого вопроса» оказалась миролюбивая Чехословакия. До войны немцы составляли четверть населения страны. Они компактно проживали в Судетах - три миллиона человек. В 1938 году, получив на конференции в Мюнхене одобрение Италии, Великобритании и Франции, нацистская Германия оккупировала Судеты, а в следующем году - и всю-страну. На территории Чехии был создан так называемый протекторат Богемия и Моравия, а в Словакии - марионеточная республика. Правительство бежало в Лондон.
Грубо говоря, Чехословакия добровольно легла под немца и освободилась только семь лет спустя, в последние дни войны. Все это время машиностроительные заводы «Шкода», «Дукла» и «Татра» были важнейшим ресурсом вермахта. Чехи аккуратно и добросовестно выполняли военные заказы, поступавшие даже не через имперскую администрацию фон Нейрата, а прямо на предприятия. Инженеры и рабочие получали поощрения от заместителя протектора, ТАЛАНТЛИВОГО СКРИПАЧА И СОЗДАТЕЛЯ ГЕСТАПО ОБЕРГРУППЕНФЮРЕРА СС РЕЙНХАРДА ГЕЙДРИХА. Спустя двадцать с лишним лет многим из них задавали вопрос: когда было лучше - до войны, при Бенеше, или после - при коммунистах? «Лучше было при немцах», - отвечали они." (С). Это я так, на всякий случай. Или случАй?
-
Юрий
12 декабря 2021 в 09:49Куклин
Давно убедился - носок увяз в антисоветчине, всей птичке пропасть, и не просто пропасть, а неминуемо хоть в чём-то оправдывать фашизм, людоедство, человеконенавистничество