ТОП-СЕНСАЦИЯ 5-я. ГОЛЛАНДЕЦ ВИЛЛЕМ БАРЕНЦ,
РУССКАЯ ГИПЕРБОРЕЯ И ПОДНЕБЕСНАЯ
Великий первооткрыватель Вильям Баренц…
Экспедиции Виллема Баренца (1594—1597)
ИЗ ЭНИЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ:
Биллем Баренц (1550—1597) — голландский мореплаватель. Руководил третьей экспедицией по Северному Ледовитому океану в поисках Северо-Восточного прохода из Атлантического океана в Тихий. Во время экспедиции 1596—1597 гг. открыл острова Медвежий и Шпицберген.
В. Баренц пытался найти морской путь в Китай мимо северных берегов Азии уже в конце XVI в. В июне 1594 г. в городе Текселе снарядили морскую экспедицию на поиск этого пути. Командование экспедицией поручили Корнелису Рийпу, но фактическим руководителем предприятия был В. Баренц (он вел одно из судов).
10 июля они достигли западных берегов Новой Земли. Баренц на своем судне исследовал все северное побережье до самой его крайней северо-западной точки — мыса Нассау. В это время два других корабля отправились дальше на восток и через Вайгачский пролив проникли в Карское море, где им пришлось долго пробиваться между льдинами. Отметив, что путь отклонился на северо-восток, они пришли к выводу, что открыли Кап-Табис Плиния и что их экспедиция удачно завершена: морской торговый путь в Китай открыт и путешественники возвратились в Амстердам.
Вскоре была предпринята новая попытка пройти по этому пути. Экспедиция под руководством В. Баренца в составе шести кораблей попыталась пройти к Новой Земле. Но на этот раз Вайгачский пролив оказался закрыт льдинами и им пришлось вернуться на Родину.
В мае 1596 г. Баренц с новой командой вновь оставляет Амстердам. Открыв по пути острова Медвежий и Шпицберген, он упорно держал свой путь к мысу Нассау. В это время сопровождавшие Баренца Б. Геймскерк и Корнелис покинули его и возвратились в Голландию. Экспедиция же Баренца, достигнув мыса, оказалась затертой среди льдин и вынуждена была остаться зимовать. Это была самая первая зимовка на Дальнем Севере. Путешественниками пришлось перенести суровые испытание и пережить невыносимые трудности арктической зимы. Но с наступлением лета мореплавателя ждал новый удар: корабль даже теперь не освободился от сковавших его льдов. Ввиду этого, оставив свое судно в море, на открытых утлых челноках они отправились в обратный путь. Не выдержав суровых испытаний Севера, пять человек из команды, в том числе и сам Баренц, погибли. В. Баренц умер 20 июня 1597 г. и похоронен на Новой Земле. Оставшийся экипаж счастливо добрался до Колы, где его встретил Корнелис и доставил в Голландию.
С тех пор Северо-восточный путь был исследован только спустя 300 лет норвежцами Иогансеном и Карльсеном. Последнему даже удалось обнаружить место зимовки Баренца — нетронутую хижину со всем хозяйством и книгами, в которых сохранились записи об экспедиции.
В честь отважного мореплавателя названы: расположенное между Нордкапом и Шпицбергеном море и один из двух островов, находящийся на восточном побережье Шпицбергена.
................................................................................................................
................................................................................................................
В середине 16 -го века в южных и западных водах господствовали испанские и португальские мореплаватели. Для первопроходцев государств Северной Европы оставалось лишь освоить полярный архипелаг. Первые попытки поиска Северо-Восточного прохода через Ледовитый океан осуществляли англичане. Это не могло остаться не замеченным голландскими купцами, которые уже давно вели торговые отношения с Россией. Стремясь удержать позиции от конкуренции, правительство Нидерландов в 1993 году основало свое представительство в Москве. Её возглавил Балтазар Мушерон. Он предложил отправить экспедицию на поиск северного морского пути в Азиатские страны. Экспедиция состояла из четырех кораблей "Меркурий" , "Лебедев" (названия других неизвестны). Возглавил экспедицию Вильям Баренц.
…………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………..
«ОЦИФРОВКА» ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ЛЕКЦИЙ И ЗАНЯТИЙ
Один из «открывателей путей», «благодетелей человечества»
родился в 1550 году на острове Тер - Шиллинг севернее Голландии в семье крестьянина. Благодаря своим выдающимся способностям и энергии он быстро овладел знаниями морского дела.
…Толпа сородичей высыпла на набережную Амстердама знойным июньским днем 1594 года для проводов кораблей в дальний поход. Корабли эти = "Меркурий" и "Лебедев".
Ветер благоприятствовал; он наполнил паруса судов, и они медленно отошли от берега. Сорокачетырехлетний капитан Вильям Баренц воодушевленно смотрел вдаль, размышляя о предстоящем путешествии, неизбежных приключениях и злоключениях. Между капитанами кораблей возникли разногласия о курсе следования. Капитаны Тегалес и Най предлагали идти на восток, в то же время Вильям Баренц настаивал на попытке обойти с севера лежащую на пути Новую Землю. Ему было известно, что проливы северного региона могут оказаться закрытыми льдом и надеялся после острова Новая Земля найти свободное для плавания морское пространство.
Каждый настаивал на преимуществах своей позиции. Корабли разделились: капитаны Най и Тетгалес пошли на восток, а капитан Вильям Баренц направил "Меркурий" на Новую Землю. Моряки уже 4 июля увидели западный берег Северного острова. Тут же голландцы впервые увидели лежбище моржей, а позже показались ледяные поля. В конце июля экспедиция подошла к мысу Ледяной – северной точке острова Новая Земля.
Едва не достигнув Карского моря, путешественники развернули корабли и направились в Голландию: запасы воды и провизии были на исходе. Так завершилось первое морское путешествие Вильяма Баренца. Между тем, оно принесло определенные плоды - через год правительство снарядило вторую экспедицию, состоявшую уже из шести кораблей; была она самой большой в истории Нидерландов. Однако, она не дала серьёзных результатов.