Сообщество «Форум» 18:35 28 ноября 2020

2. Париж, Лувр, Оксфорд в судьбе П.Чебышёва и С. Ковалевской

Материалы к художественно-документальному фильму "КВАДРАТУРА КОСМИЧЕСКОГО КРУГА"

2. ПАРИЖ, ЛУВР, ОКСФОРД В СУДЬБЕ П. ЧЕБЫШЁВА И С. КОВАЛЕВСКОЙ

(продолжение)

СЕСТРА П.Л. ЧЕБЫШЁВА:

Пафнутий, вот племянник твой всё просит и просит мня: что мне ещё почитать? Что ему ещё почитать?.

ЧЕБЫШЁВ: Непременно пусть Карамзина почитает…

СЕСТРА: А не рановато ли?..

ЧЕБЫШЁВ: А вот ты Спас-на-Прогнанье, да и Окатово вспомни… Наши домашние уроки… Ломоносов. Тредиаковский. Державин. Конечно же, конечно же, Пушкин…

СЕСТРА (заулыбавшись):

*В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.
Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.
Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров,
И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё — мраморные циркули и лиры…

Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры …

ЧЕБЫШЁВ (расчувствовавшись, продолжает):


Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.
Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.
Один (Дельфийский идол) лик младой —
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.
Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал —
Волшебный демон — лживый, но прекрасный.
Пред ними сам себя я забывал;
В груди младое сердце билось — холод
Бежал по мне и кудри подымал.
Безвестных наслаждений ранний голод
Меня терзал — уныние и лень
Меня сковали — тщетно был я молод.
Средь отроков я молча целый день
Бродил угрюмый — всё кумиры сада
На душу мне свою бросали тень.

· ................................................................................................................

СЕСТРА: А вот и сам племянник...

ЧЕБЫШЁВ: Понравились ли парижские игрушки?.. В Париже есть Консерватория Искусств и ремёсел...

СЕСТРА: Консерватория Искусств и Ремёсел... Странное сочетание...

ЧЕБЫШЁВ: При этой Консерватории Искусств и Ремёсел есть МУЗЕЙ, где хранятся диковинки Ремёсел со всего мира... Там хранятся и мои И Г Р У Ш К И с Парижской Всемирной промышленной Выставки... А что больше привлекает нашего дорогого отрока? Искусства или Ремёсла?..

СЕСТРА: Вот и спроси у него...

ЧЕБЫШЁВ: В самом деле... К какому уроку готовится вот сейчас наш юный друг, наш драгоценный отрок?..

ПЛЕМЯННИК: К уроку изящной словесности...

ЧЕБЫШЁВ: И каково же задание учителя?..

ПЛЕМЯННИК: Красноречие... Учу наизусть стихотворение о Москве... Ермила Кострова...

ЧЕБЫШЁВ (с искренней заинтересованностью): И уже что-то запомнил?..

СЕСТРА: Да, да... Почитай дедушке... Пафнутию Львовичу...

ПЛЕМЯННИК (не без смущения декламирует):

· Почтенна старости власами

· И древностию лет горда,

·

· Обильна славными делами

· И крепостью сынов тверда.

· Москва, ты рамена воздвигни.

· Главою облаков достигни.

· Восторгами наполни грудь:

· Еще тебе венцы лавровы

· И мирты с пальмами готовы

· Еще к блаженству новый путь.

·

· Ты мать градов; остави ревность,

· Что позже прочих новый свет

· Твою приосеняти древность

· От трона мудрости течет:

· Творцу Богиня подражает,

· Когда что ново созидает;

· Так первый начат мира век;

· И небо, и земля, и море

· Престали быть в мятежном споре

· Тогда и создан человек…

· (запинается, растерян)

·

· ЧЕБЫШЁВ (подсказывает):

· С холмов на холмы, с гор на горы

· Гремящая молва летит…

ПЛЕМЯННИК (радостно продолжает):

· С долиной луг подъемлют взоры;

· Веселый всюду зрится вид,

· Вещает каждая стихия:

· Венчалась ныне вся Россия,

· Венчая славою Москву:

· Москва исполнена отрады,

· На прочие взирает грады,

· Подъяв венчанную главу…

ЧЕБЫШЁВ: Да, да... Превосходно, превосходно... Е р м и л К о с т р о в. О д а на открытие губернии

· В столичном граде Москве, сочиненная октября 5 дня 1782 года...

...............................................................................................

...............................................................................................


КАРАМЗИНСКИЕ ТРОПЫ И МАРШРУТЫ

·

...Остафьево, где многие годы жил Николай Михайлович Карамзин, где он обдумывал, создавал, совершенствовал, окончательно редактировал большую часть своей легендарной

· «Истории государства Российского». Истоки и горизонты могучего вдохновенного труда… Краеведам и регионоведам предстоит ещё по-новому перечитать карамзинские тексты, мемуары его современников, провести (в рамках Большой новой Москвы) архивные и биобиблиографические разыскания, чтобы по-новому «высветить» карамзинские юго-западные маршруты и «тропы» (связанные с теми же Вороновым, Красной Пахрой).

·

· Спецпроект москвоведения. Обоснование к а р а м з и н с к о г о (юго-западного)

· «маршрута», «проспекта», сохранения «карамзинских достопамятностей».

· Историческое эхо Большой Москвы и Подмосковья… Дела давно минувших дней, протекавших в московском Подолье и Серпухове, Коломне и Кашире, Зарайске и Волоколамске, Егорьевске и Троице-Сергиевой лавре. Страница – за страницей. Том – за томом… Раздумья об исторических горизонтах и перспективах Отечества… Не только правители, законодатели, но и «простой гражданин должен читать историю», полагал Карамзин, ибо история «мирит его с несовершенством видимого порядка вещей…

· Утешает в государственных бедствиях… питает нравственное чувство». Роль истории, опыта предков благотворна («История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; её творческою силою мы живём с людьми всех времён, видим и слышим их, любим и ненавидим; ещё не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум и питают чувствительность»).

· Карамзин и Большая Москва… Николай Михайлович находил подтверждение своим мыслям под сводами монастырей и церквей, расположенных на живописных берегах Москвы-реки и Оки, Клязьмы, Нары, Десны, Красной Пахры. К белокаменной столице вели древние тракты, шляхи, старинные пути и перепутья… Судьбы россиян, жителей благословенной Московии… - «Личность каждого связана с отечеством: любим его, ибо любим себя… имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце моё ещё сильнее бьётся за Пожарского, нежели за Фемистокла и Сципиона. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятниками и немые приметы – красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами», - карамзинское мудрое слово звучит горькой укоризной «не пормнящим родства», начинающим лжеисчисление какими-нибудь полутора-двумя столетиями.

· Примосковье, «хижины Ельца», берега Москвы-реки и Истры, Нары и Пахры, Оки и Клязьмы в историко-эпическом повествовании Карамзина – нравственный урок, этически ёмкий и весомый завет. Карамзин полагает, что изучающий историю Отечества «должен знать всю цену и свойство; открывать великое, где оно таится, и малому не давать право великого». Духовно-этические уроки приобщения к опыту предков несомненны («…добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному?..»).

(продолжение следует)

1.0x