НОМЕР 5 (846) ОТ 3 ФЕВРАЛЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Николай Коньков
ПРО ДЕРИПАСКУ
Олигарху и члену ельцинской "семьи" Олегу Дерипаске разрешили травить Байкал химикатами и отходами производства. И разрешил не кто-нибудь, а лично премьер-министр России Владимир Путин, дав "добро" на возобновление там производства беленой целлюлозы.
Тот самый Путин, который совсем недавно перебрасывал нефтепровод "Восточная Сибирь—Тихий океан" (ВСТО) на 400 км севернее от байкальских берегов. Между Байкалом и экспортной "трубой" выбирают Байкал, между Байкалом и Дерипаской выбирают Дерипаску — так это прикажете понимать?
Мужу Полины Юмашевой в период кризиса как-то не очень везло, чтобы не сказать больше. Цены на "крылатый металл" алюминий просто рухнули, долги перед западными банками общей суммой в 15 млрд. долл. обслуживать было нечем, да вдобавок еще прикупленная в знойной африканской Гвинее собственность (бокситные рудники) ничего, кроме головной боли, не приносила — ушлые тамошние правители (как говорят некоторые эксперты, с подачи китайских товарищей) требовали от богатенького российского буратины денег за всё: от нарушения прав местных жителей на труд до невосполнимого ущерба уникальной природе их страны. В результате оценка личного состояния Олега Владимировича журналом "Forbes" снизилась с 28 млрд. долл. и 9-го места в мире до 3,5 млрд. долл. и 164-го места в мире. Сразу стать в восемь раз беднее — испытание не для слабых духом, согласитесь.
Наверное, сам Дерипаска давно и с удовольствием отдал бы весь свой "Базовый элемент" за долги какой-нибудь Alcoa и переехал из России в более удобные для проживания миллиардеров места — по примеру других "эффективных собственников", признанных героев капиталистического труда и рыночных реформ. Но тут в процесс вмешалась большая политика, без которой не бывает большого бизнеса.
Допустить подобное развитие событий сейчас, когда в Кремле вовсю говорят о державности и модернизации, — значит расписаться в том, что наше социально-политическое меню отныне и навсегда будет состоять из одних только мух, причем дохлых, а вкусные питательные котлеты находятся отдельно, только почему-то очень далеко от нас…
И государство закачало на спасение вроде бы рядового олигарха Райана-Дерипаски целых 4,3 млрд. долл., тем самым позволив ему выплатить горящие долги и реструктурировать остальные. А потом на IPO "Русала" в Гонконге (чтобы далеко и не так видно) ВТБ и Сбербанк подкинули бедолаге-миллиардеру еще деньжат — практически из наших с вами, граждане, средств, доверенных как этим банкам с государственным участием, так и непосредственно бюджету в виде налогов.
Согласитесь, что на столь многомиллиардном фоне байкальский прецедент выглядит просто несерьёзно — какая-то копеечная мелочь, не достойная никакого внимания. Подумаешь, Байкалом больше, Байкалом меньше... Ведь как не порадеть родному человечку?! Разумеется, всё было сделано прежде всего в интересах выживания сотрудников ЦБК, которым работать больше негде и незачем, а также для обеспечения обороноспособности страны: мол, без беленой целлюлозы ни "Тополь", ни, тем более, "Булава" никуда не полетят.
Нет, умеет, умеет наша власть проявить заботу о человеке! Если этого ей по каким-то причинам захочется. И, как говорилось в старом анекдоте, теперь мы даже знаем этого человека. Ну, хотя бы одного из них.
Впрочем, как писал еще Пушкин, "с Божией стихией царям не совладать…" 2 февраля под Иркутском на алюминиевом заводе "Русала" произошло возгорание от сильного взрыва — причем с человеческими жертвами.
В отлаженной до мелочей технологической цепочке алюминиевого производства это может означать одно из двух: либо эта технология не соблюдалась (в том числе не проводились плановые ремонтные и профилактические работы), либо контрагенты Олега Владимировича, недовольные его успехами, взяли на вооружение методы конкурентной борьбы времен становления рокфеллеровской "Стандарт Ойл".
И то, и другое по определению плохо. Поскольку ставит под вопрос особые бизнес-таланты и умения, якобы позволившие господину Дерипаске подняться до его нынешних высот.
Вообще-то, купить государственную собственность за копейки, а потом продать её обратно за миллиарды — это, безусловно, требует и особых талантов, и особых умений. Но не столько со стороны "олигарха", сколько со стороны полномочных представителей всё того же государства. Но кто и когда, спрашивается, оценит их по достоинству?
1.0x