Авторский блог Николай Коньков 03:00 26 августа 2009

КРУГИ НА ВОДЕ...

НОМЕР 35 (823) ОТ 26 АВГУСТА 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Николай Коньков
КРУГИ НА ВОДЕ...

Ситуация вокруг лесовоза "Arctic Sea" продолжает обрастать версиями одна другой краше. Тут тебе и контрабанда то ли "какой-то ядерной хрени", то ли зенитных (вариант — крылатых) ракет, якобы заложенных еще в порту Калининграда под будущий груз финских пиломатериалов, тут тебе и доблестные агенты "Моссада", по-свойски воспетые Юлией Латыниной, и предотвращённый уже "на флажке" заговор западных спецслужб против российских "силовиков", и тутти-фрутти.
Фактов, которым можно хоть в какой-то мере доверять, по-прежнему мало, более того — их почти нет. Ясно лишь, что событие произошло неординарное и в высшей степени загадочное. И до сих пор никто ничего внятно не объяснить или не может, или, что вернее, не хочет. И это, честно говоря, озадачивает больше всего.
Ведь порой (а если честно, то очень часто, почти всегда) именно в таких непонятных и необъяснимых мелочах внезапно проявляется нечто, которое потом становится проблемой, что называется, "в полный рост". Вот и в "деле "Arctic Sea" отчетливо веет какой-то непонятной и серьёзной угрозой.
Поэтому для начала обратимся к тем немногим неубиенным фактам, которые у нас есть.
Факт номер один заключается в том, что лесовоз "Arctic sea" под мальтийским флагом, но реально управляемый российской компанией Solchart Arkhangelsk Ltd (Архангельск), 22 июля вышел из финского порта Пиетарсаари (Якобстад) и 4 августа должен был прибыть в алжирский порт Беджайя.
Факт номер два заключается в том, что на этой линии корабль работает с 2008 года и вполне "примелькался".
Факт номер три заключается в том, что в порт назначения к указанной дате он не прибыл.
Факт номер четыре заключается в том, что лишь 16 августа было заявлено , что корабль обнаружен у берегов Кабо-Верде (ранее — Республика Островов Зелёного Мыса), а на следующий день, 17 августа Министр обороны РФ Анатолий Сердюков лично доложил об этом успехе президенту Дмитрию Медведеву.
Всё остальное по-прежнему находится в области догадок и предположений, реальная информация, судя по всему, засекречена, практически все содержательные сообщения неизменно противоречат друг другу.
Было ли вторжение на "Arctic Sea" со стороны вооруженных автоматами неизвестных в шведских территориальных водах у острова Готланд 24 июля? После вторжения эти люди покинули корабль или остались на нём? Соотносятся ли с нападавшими снятые с "Arctic Sea" восемь человек, не являющихся членами экипажа? Действительно ли эти восемь человек, не являющихся членами экипажа, находились на борту "Arctic Sea" в момент его обнаружения у берегов Кабо-Верде? Почему информация о нападении на корабль и о его исчезновении не подавалась своевременно? Прерывалась ли реальная связь с кораблём, знали или нет о его местонахождении соответствующие структуры НАТО и входящих в него государств (включая Мальту), а также России? Был ли звонок с требованием выкупа в 1,5 млн. долл.? Действительно ли в настоящее время "Arctic Sea" при помощи буксира (он-то откуда взялся?) и в сопровождении сторожевого корабля Черноморского флота РФ "Ладный" движется в Новороссийск? Будет ли "Arctic Sea" по пути заходить на разгрузку в первоначальный порт назначения, а также по месту приписки, то есть на Мальту, правительство которой уже заявило о собственном расследовании инцидента? И подобных вопросов "набросать" по "делу "Arctic Sea" можно еще не один десяток... С ответами, повторю, пока туго.
Конечно, проще всего принять на веру ту полуофициальную версию, которая уже всё шире распространяется в наших "коридорах власти", — что это была заранее подготовленная и согласованная с НАТО операция российских спецслужб, направленная против международной контрабанды оружия, что в этой операции "Arctic Sea" с его экипажем выполнял роль "живца", на которого должны были клюнуть искомые "торговцы смертью", но что-то где-то "не срослось", а вернее — произошла утечка, кто-то как-то "дал отбой", и покупатели не явились на условленное место для перегрузки "товара", в наличии которого их представители под личиной то ли шведских полицейских, то ли терпящих бедствие эстонских "экологов", то ли тех и других вместе, убедились заранее. Вот все эти тонкости якобы ныне и выясняются, а реальная информация скрывается — в интересах следствия.
Что ж, не исключено и даже вполне возможно. Но главное всё-таки не в этом.
Помните "дело южнокорейского "Боинга" в 1983 году? Как утверждает ряд исследователей, тогда американцы провели своеобразную "разведку боем", оценив не столько уровень боеготовности советской ПВО, сколько время реального прохождения сигналов в системе военно-политического управления СССР. И якобы остались весьма довольны полученным результатом.
Но тогда время принятия решений на самом "верху" и их исполнения на месте составляло всё-таки два-три часа. Для полномасштабной войны, конечно, многовато, но для привычной "холодной" — вполне приемлемо. В деле "Arctic Sea" речь идёт уже о днях и даже неделях. Оно, конечно, лесовоз — не самолёт. Но тоже — не иголка в стогу сена.
Ну, и для полноты картины: как стало известно только теперь, с сентября 2008 года в порту Шанхая находятся два российских теплохода, "Василий Ян" и "Профессор Воскресенский", с экипажами на борту. С апреля 2009 года моряки не получали зарплату, практически лишены продовольствия и топлива, корабли обесточены... И никого из представителей российской власти эта ситуация, оказывается, вообще не волновала.
А ведь народная мудрость не зря гласит: как аукнется, так и откликнется. Если властям народ "до лампочки", то и народу такая власть — тоже. В мирное и бескризисное время подобная ситуация, возможно, еще терпима. Но никакого более-менее серьёзного испытания она не выдержит.

1.0x