НОМЕР 28 (816) ОТ 8 ИЮЛЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Александр Нагорный, Николай Коньков
ОБАМАСКИ-ШОУ
В ожидании «новой Мальты»
В "сухом остатке" нынешних переговоров Дмитрия Медведева с Бараком Обамой значатся предварительные договоренности о сокращении стратегических наступательных вооружений; разрешение на транзит американских военных грузов и американских военнослужащих через территорию России в Афганистан по специально выделенным воздушным (а на перспективу — и железнодорожным) коридорам; создание по тринадцати (какое знаковое число! — авт.) приоритетным направлениям сотрудничества: ядерная энергетика и ядерная безопасность, контроль над вооружениями и международная безопасность, внешняя политика и борьба с терроризмом, противодействие незаконному обороту наркотиков, развитие деловых связей и торгово-экономические отношения, энергетика и окружающая среда, сельское хозяйство, наука и технологии, сотрудничество в космосе, здравоохранение, сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, развитие гражданского общества, образовательные и культурные обмены, — межправительственной комиссии, видимо, призванной продолжить и развить традиции известной комиссии "Гор—Черномырдин", подтверждение отрицательного отношения к распространению ядерного оружия, а также возобновление Россией импорта американского мяса (прежде всего — "окорочков Буша") на сумму 1,3 млрд. долл. в год.
Среди нерешенных вопросов названы развертывание третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе, территориальная целостность Грузии, а также вступление Украины и Грузии в НАТО.
Всё это было в принципе предсказуемо и ожидаемо. Несколько неожиданным оказался разве что тот ажиотаж, который продемонстрировали отечественные масс-медиа накануне визита 44-го президента США в Москву. В связи с этим гипотезы о системе "внешнего управления" нашим информационным пространством можно считать доказанным фактом. Обаму ждали даже не как барина, который приедет и всех рассудит, а как ангела или мессию, способного решить все прошлые, настоящие и будущие проблемы "чающих движения воды" в этой несчастной и забытой высшими силами стране, именуемой "Россия".
Судя по тому количеству восторгов, которые изливались записными российскими "демократами" — как властными, так и "оппозиционными" — в адрес Барака Обамы, от его московского визита они ждали "чего-то особенного". И не только они. При включении телевизора порой создавалось впечатление, что на дворе — не 2009, а 1989 год: всё те же лица, всё те же слова об этой стране. Только место былого "совка" заменила нынешняя "рашка", которую клеймили за все существующие и придуманные пороки. Даже писателю Василию Аксёнову, умершему в первый день визита Барака Обамы, — вот уж воистину, всякое лыко в строку! — уделили массу эфирного времени именно как убежденному "демократу" и русофобу. В первых рядах борцов за "демократию" и "peregruzka", конечно же, оказались радиостанция "Эхо Москвы" (видимо, эхо — от "Голоса Америки" — как же без неё?) и горбачевско-лебедевская "Новая газета", которой перешло право взять эксклюзивное интервью у действующего президента США (предыдущий президент-демократ, Билл Клинтон, помнится, осчастливил своим интервью Алексея Венедиктова, так что принцип ротации соблюдается здесь безукоризненно). Сразу же оживились и стали широко востребованы в масс-медиа многие "либеральные маргиналы", наподобие Каспарова, Немцова, Пионтковского etc.
Чем всё это было вызвано?
Ностальгическими воспоминаниями о "сладких" 90-х, когда в вашингтонском Белом Доме сидел любимый саксофонист Моники Левински, Каспаров был чемпионом мира по шахматам, Немцов — первым вице-премьером РФ и "преемником" Ельцина, а советское наследие, казалось, можно "пилить" и "пилить" бесконечно? Или надеждами на возвращение во власть, на "либеральный реванш", на месть пресловутым "питерским силовикам" во главе с Путиным?
Но советник руководителя Администрации Президента РФ Глеб Павловский, "либеральный имперец", который позиционирует себя в качестве одного из главных конструкторов ельцинской победы 1996 года и путинской — в 1999-2000 годах, точно так же называл современную Россию "ленивым карликом" и рекомендует ей побыстрее встроиться в кильватер американской политики, чтобы разделить с Соединенными Штатами "глобальную ответственность" на правах "младшего партнера". А Кремль, как сообщила Би-Би-Си, еще заранее, ко Дню Независимости 4 июля преподнёс Бараку Обаме небольшой подарок дав согласие на транспортировку американских военных в Афганистан через воздушное пространство РФ — до десяти (?! — авт.) авиарейсов ежедневно.
Всё правильно: "Drugs are most important than oil!" — "Наркотики важнее нефти!" Во всяком случае, для нынешних властителей Соединенных Штатов. А то, что американские транспортные самолёты, накатав дорожку в российском небе, в один прекрасный день могут не довезти своих солдат и военную технику до Афганистана, сбросив их где-нибудь возле Воронежа или Челябинска, — это, конечно, алармистские и ксенофобские бредни.
Ведь не кто-нибудь, а сам Анатолий Сердюков, министр обороны и зять бывшего премьер-министра Виктора Зубкова, утверждает, что у нашей страны сегодня нет "стратегических противников", и единственной угрозой для её безопасности являются "международные террористы" и "внутренние экстремисты" — поэтому российскую армию надо срочно переделать в некое подобие полицейских частей для более эффективной борьбы с этими врагами… Ему как будто невдомек, что страны мира наращивают свои вооружения, что в прошлом году был поставлен рекорд мировых "оборонных" расходов — 1,464 трлн. долл., причем на США пришлось 42% этой суммы — около 607 млрд. долл.; несмотря на кризис, почти столько же — 602 млрд. долл., Пентагон потратит и в текущем году. Честное слово, даже не знаешь, кто для России опаснее и страшнее: открытые проамериканские агенты влияния или вот такие "государственники" из клана "путинских силовиков".
Разница между ними сегодня состоит только в том, что первые хотят скорейшего развала Российской Федерации и создания на её месте "демократической конфедерации" с отчленением Кавказа, Поволжья, Дальнего Востока и Сибири, а вторые не против еще какое-то время попользоваться всеми благами нынешнего федерального Центра с допуском в Букингемский дворец и высшие сферы "мировой закулисы".
И такая ситуация практически один к одному повторяет "перестроечные" реалии 20-летней давности, когда Горбачев и Ельцин наперегонки ездили получать ярлыки на княжение у "вашингтонского обкома", хотя никто их к этому не понуждал.
Только те смотрели в рот Рейгану, Бушу-старшему и Клинтону, а эти ждут решения своей судьбы от Обамы. Тот, знали они, сначала будет встречаться с Медведевым, затем — с Путиным, а дальше у него запланирован банкет в посольстве с "демократической оппозицией": теми же Каспаровым, Касьяновым, Гозманом, Немцовым и прочей "агентурой влияния" во главе с бессменным Михаилом Сергеевичем Горбачевым.
Вся эта публика очень надеялась получить от 44-го президента США своего рода "охранную грамоту" — чтобы им не мешали свободно разрушать "властную вертикаль". И очень похоже на то, что нынешняя "властная вертикаль" — в отличие, например, от Ирана — такие "охранные грамоты", выданные Обамой, примет. Что, в конце концов, будет чревато очередной "цветной революцией", приуроченной к следующим выборам, президентским или парламентским. До последних, кстати, вообще рукой подать — они состоятся в конце 2011 года.
Точно так же Кремль неоднократно подавал высокому заокеанскому гостю завуалированные сигналы о готовности пойти на сокращение российского ракетно-ядерного арсенала до "приемлемого" для США порога, продолжать поддержку доллара, скупая американские "ценные бумаги", дать добро на вступление Украины и Грузии в НАТО, согласиться с американским военным присутствием на Кавказе и в Средней Азии, не выступать против развертывания новых районов ПРО, в том числе в Восточной Европе и даже предоставить собственные радиолокационные станции для нужд американских военных.
Но вот вопрос: а что хотели получить от "вашингтонского обкома" "за стеной"? Отмену поправки Джексона-Вэника образца 1974 года, которую тот же Глеб Павловский со знанием дела определил как "старый еврейский анекдот"? Так нынешней России высокие технологии и даром не нужны. Членство в ВТО? Так премьер-министр Путин месяц назад специально прервал процесс вступления РФ в эту международную структуру. И тоже правильно: что у нас, нет покупателей на нефть и газ, что ли?
Ведь почему-то перед Америкой Джорджа Буша-младшего "хозяевам Кремля" и в голову не приходило настолько "прогибаться". А перед Америкой Барака Обамы — пожалуйста, и без каких-либо весомых и даже просто видимых причин. Всё это выглядит более чем странно. Тем более, что совсем недавно в Екатеринбурге проходили саммиты Шанхайской организации сотрудничества и "четверки" БРИК, об итогах которых мы уже писали (см. "Завтра", 2009, № 26). И там принимались решения, вектор которых был явно противонаправлен тем сигналам, которые Кремль посылает Бараку Обаме. Правда, мотивы, по которым КНР, Индия, Бразилия и РФ заняли общую позицию по реформе мировой валютной (а точнее — долларовой) системы, были разными. КНР и Бразилия реально заинтересованы в новой международной валюте, Индия добивается новых экономических и стратегических преференций у США, а также четкого раздела "зон геостратегического влияния" с Китаем, а вот Россия… О ней разговор особый.
Но, самое главное, как можно согласовать между собой такие вводные?
Ключ к пониманию проблемы, возможно, лежит на виду, но не с российской стороны, — и это такая загадочная деталь, как отказ госсекретаря США Хиллари Клинтон приехать в Москву вместе с Бараком Обамой. Официальной причиной названо состояние здоровья бывшей "первой леди" Америки. Вечно у этих президентских родственников проблемы со здоровьем. Джордж Буш-младший, помнится, то с велосипеда падал, то давился солеными крендельками... А тут вот — травма локтя, полученная прямо на рабочем месте, в госдепартаменте США. "Шёл, поскользнулся, упал, очнулся — гипс". Правда, эта травма не помешает ей посетить в июле Индию и Таиланд. А вот посетить Россию — помешала. Наверное, не надо было требовать от Медведева немедленной отставки Путина… Или, наоборот, надо было Медведеву немедленно отправлять Путина в отставку по требованию госпожи Клинтон — тогда она, может, и сменила бы гнев на милость, удостоила обитателей Кремля чести лицезреть себя…
Как бы то ни было, но в центре всей интриги находится именно властный статус Путина, которого вместе с его "питерскими силовиками" (прежде всего, группой Сечина) и стремятся зачистить "либералы": как "кремлевские", так и "оппозиционные". И дело здесь не в каких-то непримиримых идеологических противоречиях, которых на деле нет, — дело прежде всего в том "куске" собственности, который за восемь лет путинского правления перешел под контроль государственных и полугосударственных структур, во главе которых стоят путинские выдвиженцы. Эта собственность привлекает внимание и других политических "кланов" внутри России, и, что куда более важно, транснациональных корпораций Запада и Востока. По её поводу наверняка существуют разные мнения не только у США с КНР, и даже не только у республиканцев с демократами и стоящих за ними финансовых структур в самих США, но и наверняка внутри "команды Обамы" (инцидент с Хиллари Клинтон не тянет на банальную игру "в доброго и злого следователя"). Кому-то сейчас там важнее не "Газпром" и не "Роснефть" с РЖД и "оборонкой", а вырывание у России "ядерных зубов", поддержка рухнувшего в свободное падение доллара или увеличение наркотраффика из Афганистана. Ясно лишь одно: пока Путин стоит у власти, эта собственность будет для всех прочих чем-то вроде шкуры неубитого медведя — разделить её как-то по-новому не получится, "чужие здесь не ходят".
И нынешний визит Обамы должен был оказаться решающим именно в этом плане: откроет ли после него "вашингтонский обком" "сезон охоты на Путина" или нет? И жесткая реакция предполагаемого "объекта охоты": "Мы враскоряку стоять не умеем... мы твердо стоим на своих ногах", — в ответ на слова Обамы о том, что действующий российский премьер "стоит одной ногой в прошлом, а другой в будущем", тоже была одним из элементов подготовки высоких договаривающихся сторон к этому визиту. Какие там ядерные ракеты, какие американские десантники под Москвой, какая Украина с Грузией, какое ВТО? О чём вы? Ведь главное заключается совсем в другом...
Вот на этом объективно существующем разрыве между национальными интересами России и частными интересами представителей российской "властной вертикали", собственно, и должен был сыграть Барак Обама. Он и сыграл. Как мог. А смог 44-й президент США достаточно многое, хотя и далеко не всё. Например, сокращение стратегических ядерных арсеналов двух стран не будет столь масштабным, как предлагалось Вашингтоном. Но диапазон "от 500 до 1100 носителей стратегических ядерных вооружений и от 1500 до 1675 боеголовок" всё-таки был задан, и вероятность того, что Америка окажется вблизи от верхнего порогового значения, а Россия — около нижнего, достаточно велика.
Но "волшебные" для Кремля слова от Обамы: "Президент Медведев и премьер-министр Путин работают очень эффективно, вместе... Мы заинтересованы работать в целом с российским правительством", — всё-таки прозвучали. Возможно (и скорее всего), эти слова так и останутся не более чем словами, возможно (и скорее всего), что "охота на Путина" всё-таки будет открыта, но одно дело, когда всё это происходит под сурдинку, тихо, а другое — когда наотмашь и в открытую. Американцы завязали Россию в переговорный процесс. Но этот процесс может длиться не месяц и не два, а время сегодня работает против Соединенных Штатов.
Тот факт, что за последние десять дней предложения Медведева по переформатированию финансовой архитектоники уже не на словах, а на деле поддержали КНР, Бразилия и Индия, говорит о многом. Прежде всего — о том, что европейские и азиатские финансовые круги добиваются от США реальных действий в плане пересмотра и перекройки международных финансовых институтов. Заявление нобелевского лауреата и бывшего высокопоставленного международного чиновника Стиглица, сделанное в преддверии нынешнего визита, указывает на наличие негласной связи Медведева с этими европейскими группами. Решение Пекина перейти в своей внешней торговле с доллара на расчеты в национальных валютах — это, говоря словами Сталина, вещь посильнее "Фауста" Гёте. Ведь стоит только начать, и лавина поползет сама собой. И именно такая ситуация "воленс-ноленс" выкристаллизовывается накануне саммита "Большой восьмёрки" в Италии, к участию в котором приглашены представители практически всех ведущих государств мира, включая страны БРИК. Вряд ли и там будут приняты какие-то кардинальные стратегические решения — слишком велики оказываются противоречия, слишком глубоки — проявления кризиса, слишком мощен — заложенный в нынешней мировой архитектонике конфликтный потенциал. Так что нынешний московский визит оказывается чем-то вроде политического маскарада, своего рода "оба-маски-шоу", в ходе которых стороны старательно исполняют взятые на себя роли.
Разумеется, Бараку Обаме видимый успех на российском направлении был нужен не меньше, чем представителям отечественной "властной вертикали" — "легитимация" из рук нового президента США. Сам Обама и его присные, видимо, всё-таки намерены выполнять наказ Бжезинского, опубликованный на страницах влиятельнейшей "Financial Times": всеми силами давить на Россию и заставить её согласиться на уход из "постсоветского пространства" — прежде всего, из Украины и Грузии, а там — и из Средней Азии. Стратегические цели США, что бы ни говорил Обама, неизбежно связаны с дальнейшим расчленением того, что было Советским Союзом, а теперь стало Российской Федерацией. Ведь даже увод потоков энергоносителей из Средней Азии на Запад через такие проекты, как Nabucco, будет означать, скажем, погружение наших уральских городов в зимние холод и тьму. Но всё это — не сейчас, чуть позже...
Именно этого самого "чуть" может и не хватить. Потому что какие бы хитроумные схемы для достижения этих целей ни выстраивали в Вашингтоне, повторим: время сегодня работает против Соединенных Штатах, и работает очень быстро. В этих условиях любая "передышка" объективно может получить жизненно важное значение для России — как жизненно важна была для Сталина передышка 1939-1941 годов.
И если всё это в Кремле хотя бы на минимальном уровне понимают, то последствия нынешнего "великого и ужасного" оба-маски-шоу для России вполне могут оказаться не столь печальными, как последствия Рейкъявика и Мальты — для Советского Союза.
1.0x